AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека». — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//164/podgotovka-sbornika-izdaniya-odnogo-proizvedeniya-sobraniya-sochinenij-serijnogo-izdaniya-princzipy-formirovaniya-serij-zolotaya-biblioteka-shkolnaya-biblioteka/ (дата обращения: 25.04.2024)

Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека»

Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека»

Содержание

    Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания

    По структуре книжных изданий выделяют: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги).

    Редактор формирует массив изданий, разрабатывает концепцию и модель каждого отдельного издания, привлекает специалистов, которые участвуют в его подготовке, готовит произведение литературы к сдаче в производство, анализирует эффективность использования вышедшей из печати книги.

    Редактор должен иметь в виду и решение задачи, которую мы можем отнести к задачам общекультурного плана. Это задача приобщения читателя к книжной культуре. Каждое издание сообщает ребенку определенную сумму знаний, учит его говорить и мыслить, оценивать события и явления. Тут речь идет о воздействии на личность содержания книги. И в то же время каждая книга — это самостоятельное явление. Явление, которое, с одной стороны, дает характеристику человеческому бытию, а с другой — само есть яркая, наглядная характеристика человеческой цивилизации — цивилизации, книжная культура которой органически связана с ее сущностью.

    И читатель-ребенок прежде всего знакомится именно с собственно книгой, учится быть читателем.

    Важнейшим аспектом работы редактора при формировании массива изданий является отбор ранее выходивших произведений литературы для подготовки переизданий и новых произведений для подготовки первоизданий.

    Качество отбора произведений определяет во многом и качество массива изданий.

    В деятельности редактора собственно организационная и аналитическая работа занимают значительное место, охватывая изучение потребностей читателей, а также массива отечественных и зарубежных изданий, анализ вновь вышедшей литературы и откликов на нее критики и читателей, знакомство с работой литобъединений, помощь авторам в доработке произведений, организацию рецензирования поступающих рукописей.

    Кроме того, изучая интересы своих читателей, редактор определяет темы и проблемы, которые занимают ребят, но не нашли еще отражения в литературе. Эти темы и проблемы рассматриваются как основание для заказа авторам новых произведений.

    Сборник

    Наиболее характерное издание литературы для детей — сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону.

    Одно произведение

    Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Следует иметь в виду, что типология литературно-художественных изданий связана с возрастными характеристиками читателей, а также с родами и жанрами художественной литературы.

    Например, читателям-дошкольникам прежде всего адресуются издания фольклорных произведений малых жанров — песенок, считалок, загадок. Создавая произведения для этой категории читателей, писатели ориентируются именно на фольклорные жанры, используя найденные в устном народном творчестве формы повествования.

    Самый простой аппарат используется в литературно-художественной книге. Толкование непонятных слов и выражений дается не в комментариях, а в подстрочных материалах, поскольку читатели младшего и среднего школьного возраста не имеют навыков работы с книгой при чтении художественного произведения и обращения к словарям, комментариям, указателям.

    Собрание сочинений

    Выпуск собраний сочинений довольно редко используется в издательской практике для детей. Как правило, издают собрания сочинений детских писателей (например, А. Гайдара, К.И. Чуковского, А. Алексина и других) или писателей, чьи произведения входят в так называемый золотой фонд литературы для детей (например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.), т. е., как писал И. Мотяшов, в «…отстоявшееся в течение многих лет собрание книг, постоянно находящихся в обращении и систематически переиздающихся для удовлетворения незатухающего читательского спроса… это культурный минимум, которым по неписаному установлению общественного мнения следует владеть всякому культурному человеку».

    Собрания сочинений предназначаются читателям старшего школьного, юношеского возраста. Цель подготовки такого издания — ознакомление не только с произведениями, но и с творчеством писателя.

    Как правило, дети запоминают не книги, не авторов, а названия произведений и героев. Собрание сочинений значительно расширяет их познания в литературе. Тут на первый план вы-двигается фигура автора. Читатель не только запоминает его имя, но и видит взаимосвязь произведений. Такие издания участвуют в формировании определенного уровня культуры чтения, решая воспитательно-познавательные и эстетические задачи.

    Собрание сочинений включает лучшие произведения автора, демонстрирует возможности писателя, развивает интерес не только к содержанию произведений, но и к художественному мастерству, позволяет сосредоточить внимание читателя на индивидуальной творческой манере, на внутреннем мире художника, на отражении этого мира в литературных работах. Например, издательство «Центрполиграф» начиная с 2000 г. выпускает полное собрание сочинений Анатолия Алексина, в котором представлены лучшие сочинения автора.

    Справочный аппарат собрания сочинений включает вступительную статью, комментарии, оглавление, аннотацию. Вступительная статья, как правило, представляет собой биографический научно-художественный очерк.

    Основные критерии оценки редактором такой статьи определяются характером ее содержания. Так, полнота материала предполагает показ биографии, творческой судьбы и особенностей творчества автора.

    Критерии оценки комментариев также определяются характером содержания и спецификой читательского адреса.

    Содержание комментариев предполагает использование текстологической и реально-исторической информации. Основные требования редактора к этим материалам — доступность приводимых характеристик, органическая связь с содержанием произведения, а также с другими элементами аппарата, прежде всего со вступительной статьей.

    Серийное издание

    Книжная серия (серийное издание) для детей — это ряд самостоятельных однотипных книжных изданий, которые выпускают в свет в соответствии с определенным замыслом, имеющим общественное звучание и педагогическую направленность. Замысел раскрывается частично в каждом издании, а полностью — во всей их совокупности. Серию можно рассматривать как сборник, развернутый во времени.

    Серийные издания для детей отличает разнообразие замыслов, читательских категорий, целевого назначения. Практически каждый возраст учтен при формировании серийных изданий.

    Научно-популярные издания формируют систему знаний. Они, как правило, представлены сборниками или выпускаются в серийных изданиях (например, «Ученые — школьникам», «Компас», «Эврика» и др.).

    К примеру, замысел серийного издания «Библиотека мировой литературы» предполагал создание серии, включающей лучшие произведения. Фактически издание было направлено на совершенствование круга чтения детей и юношества. Целью подготовки серии явилось широкое приобщение читателей к достижениям отечественной и зарубежной литературы.

    За счет единообразия справочного аппарата обеспечивается и единство, целостность серийного издания. Поскольку требования к аппарату и его составу определяются при формировании модели издания, редактор сразу же формулирует основные критерии оценки каждого элемента, решает организационные и методические вопросы подготовки аппарата (состав авторов, основное содержание), возможности обеспечения целостности серии за счет аппарата (информация о серии, списки вышедших и готовящихся к изданию томов и т.д.).

    Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека»

    Серия "Золотая библиотека"

    Издательство "Детская литература". В этой серии представлены лучшие советские произведения для детей и юношества. Направленные на формирование сильной личности, они дарят море удовольствия от чтения, ведь в этих книгах герои попадают в совершенно разные ситуации: грустные, веселые, страшные и не очень. Серия выходила с 1956 года по 1992. 

    «Детская литература» – первое и старейшее в России издательство, выпускающее книги для детей. Оно начало свое существование в 1933 году под названием «Детгиз» (Детское государственное издательство) во главе с Самуилом Маршаком. В организации и работе издательства участвовали также Максим Горький, Корней Чуковский и Аркадий Гайдар, совместными силами объединившие вокруг «Детгиза» лучших детских писателей и книжных иллюстраторов.

    Издательство было создано сразу в двух городах — в Москве и Ленинграде.
    Активное участие в организации и работе издательства приняли Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Тамара Габбе, Лидия Чуковская, Александра Любарская, Аркадий Гайдар.
    Первым главным редактором издательства стал Самуил Яковлевич Маршак, собравший таких авторов как М. Ильин, Борис Житков, Виктор Шкловский, Соломон Лурье, Л. Пантелеев, Даниил Хармс, Александр Введенский, Алексей Толстой, Евгений Шварц и др. В 1933 году, в первый год работы Детгиза, вышло 168 названий книг общим тиражом 7744 тыс. экземпляров.
    В 1937 году редакция ленинградского Детиздата была разгромлена: некоторые сотрудники (Лидия Чуковская) были уволены, другие в разное время были арестованы, расстреляны, погибли в заключении.
    Это издательство называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Через уроки художника Владимира Лебедева прошли сотни петербургских художников, впоследствии ставших мэтрами книжной графики: Юрий Васнецов, Алексей Пахомов, Николай Тырса, Владимир Конашевич, Евгений Чарушин, Нина Носкович, Валентин Курдов и другие…
    Сменило несколько официальных названий:
    • — Детгиз (постановлением ЦК ВКП(б) от 09.09.1933 с момента образования до 1936 года);
    • — Детиздат при ЦК ВЛКСМ (с 1936 по 24.09.1941);
    • — Государственное издательство Детской литературы Наркомпроса РСФСР (24.09.1941 — 1946);
    • — Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР (1946-1963). При этом аббревиатура осталась прежней (Детгиз);
    • — Издательство «Детская литература» Государственного комитета по печати (с 1963 года).
    В первые годы в планах Детгиза преобладали переиздания. Выпускались большими тиражами произведения дореволюционных классиков, книжки К.Чуковского, С.Маршака, Б.Житкова, лучшие образцы зарубежной прозы для детей. Одной из приоритетных задач всегда было издание книг, изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Так появились серии: «Школьная серия классиков» и «Школьная серия современных писателей», «Первая библиотечка школьника» и «Библиотека школьника», в которых выходили книги, предусмотренные программой Народного комиссариата просвещения. Упомянутые серии впоследствии были объединены в самую известную серию «Школьная библиотека». Еще при создании первых тематических планов были выработаны основные принципы этих изданий: книги должны содержать предисловие, расширенные комментарии, портрет автора и иллюстрации, помогающие раскрытию образа, показывающие историческую обстановку.

    "Школьная библиотека"

    • Школьная библиотека (с логотипом «V»)
    • Школьная библиотека (с логотипом «Бегунок»)
    • Школьная библиотека (с логотипом «Факел/Книга»)
    Одной из приоритетных задач издательства "Детская литература" всегда было издание книг, изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Так появились серии: «Школьная серия классиков» и «Школьная серия современных писателей», «Первая библиотечка школьника» и «Библиотека школьника», в которых выходили книги, предусмотренные программой Народного комиссариата просвещения. Упомянутые серии впоследствии были объединены в самую известную серию «Школьная библиотека».
    Еще при создании первых тематических планов были выработаны основные принципы этих изданий: книги должны содержать предисловие, расширенные комментарии, портрет автора и иллюстрации, помогающие раскрытию образа, показывающие историческую обстановку.

    17.06.2017, 3044 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.