AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Особенности развития редакторской школы в начале 20 века (1900-1917)

Особенности развития редакторской школы в начале 20 века (1900-1917)

Содержание

    Период до 1917 года ХХ века в развитии редактирования достаточно плодотворен. Продолжая традиции XIX века, издатели и редакторы в это время наиболее остро ставят вопрос о читательском восприятии произведений литературы, формируют критерии их оценки, способствуют усилению роли издания по отношению к произведению.

    Наиболее существенным можно считать осмысление издания как явления культуры, причем многие из вышедших в то время книг и журналов демонстрируют значение продукта издательской деятельности как целостного организма, в котором существенны все элементы - текст, иллюстрации, оформление, аппарат. Подготовка изданий в это время осуществляется целыми творческими коллективами (автор, редактор, художник). Хотя роль и задачи редактора, как и прежде, остаются ведущими, более активно в издании начинает проявляться художник (художественный редактор) и автор как носитель идеи не только собственно произведения, но и издания в целом.

    Особенно интенсивно разрабатывались критерии оценки произведений художественной литературы, чему способствовал развивающийся литературный процесс.

    В данной главе рассматриваются основные тенденции развития редактирования в начале века. Отобраны те факты, которые наиболее отчетливо характеризуют эти тенденции и показывают факторы и условия их формирования.

    Начало ХХ века - один из сложнейших периодов в истории России, в котором сфокусировались многие противоречия ее развития. Одно из главных противоречий - несоответствие между закономерным экономическим ростом страны и характером ее социальных институтов. Это нашло свое выражение в остром противоборстве социально-политических, философских, эстетических идей. На дальнейшее формирование редактирования как специфического вида профессиональной деятельности оказал влияние ряд факторов, определяющих развитие общественной жизни. Остановимся на основных.

    Прежде всего это особенности развития книгоиздательского дела.

    В это время резко возросли масштабы издательской деятельности. Так, только за один 1905 год, всколыхнувший общественное сознание, количество увидевших свет названий возросло до 30 тыс. по сравнению с 14 тыс. названий, вышедших в 1904 году. В дальнейшем, вплоть до первой мировой войны, наблюдается устойчивая тенденция увеличения выпуска печатной продукции. Если в 1908 году было выпущено 23,8 тыс. названий тиражом 93,2 млн. экз., то в 1913 - 34 тыс. названий, тираж которых составил 118,8 млн. экз.

    На характер издательской деятельности оказала огромное влияние революционная ситуация 1905-1907 годов. Прежде всего это сказалось на тематической структуре издательского репертуара. Впервые возникает огромный читательский интерес к изданиям социально-экономического и общественно-политического содержания. Последние для многих издателей-предпринимателей становятся "товаром повышенного спроса", производить который более выгодно, чем что-либо иное. Достаточно сказать, что за указанный период появилось более 350 новых издательств и издательских предприятий, выпускающих литературу только экономического и политического содержания.

    Учитывая небывалый читательский спрос, издания этой тематики выпускает и ряд серьезных, крупных издательств. Как отмечалось в то время, уже в начале 1905 года "беллетристы и поэты как бы вымирают и уступают место другим, более сознательным и культурным течениям. Публицистика заменила поэзию, а экономическая литература беллетристику" . Значительными тиражами, в частности, выходили работы К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Ф. Лассаля, В. Ленина, М. Ольминского, Л. Мартова, Н. Аксельрода и др.

    На редакционно-издательскую практику несомненное влияние оказывал и продолжающийся процесс концентрации и специализации книгоиздания, катализатором которого выступали крупные, мощные книгоиздательские предприятия ( А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина и др.), ориентированные на достижение высоких экономических результатов, и, следовательно, на рыночный спрос.

    Хорошим примером в этом отношении может служить "Товарищество И.Д. Сытина и К°", демонстрировавшее, по словам его главы, известного русского книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина, что "в России издательское дело безгранично". Дело даже не в том, что к 1914 году издательство выпускало четвертую часть всей книжной продукции страны, а (с редакторских позиций) - в чрезвычайном тематическом и видотипологическом разнообразии самого массива изданий. Кроме книг, брошюр, лубочных изданий И.Д. Сытин издавал газету "Русское слово" (1897-1917), а также ряд журналов - "Вокруг света" (1891-1917), "Искры" (1901-1916) и др.

    В издательстве И.Д. Сытина ежегодно выходило более 4 млн экз. учебников и учебных пособий, в основном для начальной школы. Кроме того, оно выпускало энциклопедические издания (18-томная "Военная энциклопедия", 10-томная "Детская энциклопедия"); научно-популярные (серия "Библиотека для самообразования"); массовые издания собраний сочинений известных русских писателей (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.); практические пособия для крестьян и кустарей (14-томная "Народная энциклопедия научных и прикладных знаний").

    Помимо лубочных И.Д. Сытин в широких масштабах выпускал дешевые, но ценные в практическом отношении издания для крестьян и ремесленников. В его издательстве был даже создан специальный отдел "промышленного образования", в функции которого входила подготовка и выпуск массовых изданий для этой категории читателей. Авторами издательства были имеющие знания в соответствующей области и владеющие пером специалисты, которые смогли подготовить около 60 названий книг для таких популярных сытинских серий, как "Для крестьян", "Для сельских хозяев", "Общими силами" и др. Это были издания, главным образом содержащие практические советы, основанные на достижениях науки и передового производственного опыта. ("Что надо знать земледельцу о почве", "Как улучшить луга" и т.п.).

    Все это значительно расширяло профессиональные рамки для редакционно-издательского корпуса, стимулировало специализацию редакторского труда, повышало требования к его квалификации. Например, при редакционно-издательской подготовке массовой "книги для народа" необходимы были очень точный учет читательского адреса, и поиск адекватных форм подачи фактического материала, языковых средств выражения, методов художественного и полиграфического оформления.

    Попутно решалась и другая, не менее важная издательская задача, - создание атмосферы доверия читателя к "своему" издательству, выступающему в роли помощника, советчика, знающего и понимающего нужды и запросы людей. О том, насколько это удавалось издателям, косвенно можно судить по оценке такого взыскательного читателя, как А.П. Чехов, который в одном из писем к А.С. Суворину указывал на то, что, по его мнению, предприятие И.Д. Сытина "... пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею".

    Помимо формирования крупных многопрофильных издательств заметной тенденцией того периода, оказавшей ощутимое влияние на развитие редактирования, становится специализация издательских предприятий как по тематическому профилю, так и по типологической структуре репертуара. В этой связи, в частности, можно указать на издательства А.Ф. Девриена и П.П. Сойкина, выпускавшие книги, главным образом по естествознанию, сельскому хозяйству, географии; первое в России издательство, специализирующееся на выпуске медицинской литературы К.Л. Риккера и др. Выпуск энциклопедических изданий - наиболее характерная черта таких издательств, как издательство Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, издательство А.Н. и И.Н. Гранат.

    Специализация редакционно-издательской деятельности является объективным процессом отражения развития экономики, науки. Вспомним, что, начиная со второй половины XIX и вплоть до начала XX века происходит ломка классических представлений о реальном мире, переход к познанию новых уровней материи, меняются основы научного мышления. Происходит и дальнейшее своеобразное разделение "сфер влияния" между научным журналом и книгой прежде всего по качественному критерию в оценке их содержания. Если журнал, отражая результаты экспериментальной научной деятельности, давал в известной мере сигнальную информацию, то предмет книги, как системы знаний, строился на концептуальном обобщении материала.

    15.04.2017, 404 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.