AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издание понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видовая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//164/izdanie-kak-obekt-redakczionno-izdatelskoj-deyatelnosti-ponyatie-izdaniya-izdanie-i-literatura-vidy-literatury-izdanie-ponyatijnoj-i-xudozhestvennoj-literatury-knizhnye-i-zhurnalnye-izdaniya-vidovaya-xarakteristika-knizhnyx-izdanij-ix-klassifikacziya-vidy/ (дата обращения: 29.03.2024)

Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издание понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видовая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий

Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издание понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видовая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий

Содержание

    Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания

    Издание - произведение ( документ), прошедший редакционно- издательскую обработку, изготовлен типографским или иным способом, содержит информацию, которая предназначена для распространения и отвечает требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов относительно издательского оформления, полиграфического и технического исполнения.

    Издательская деятельность - комплекс организационно-технических работ, направленных на подготовку и выпуск научных, учебных, справочных и иных изданий любого вида.

    Издание и литература, виды литературы, издание понятийной и художественной литературы

    По определению, издание — «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения».

    Не заостряя внимание на том, что современное издание может быть оформлено не только полиграфически, отметим, что первым важнейшим его отличительным признаком является наличие содержательной основы, под которой фактически нужно понимать литературное произведение. Далее в числе необходимых признаков отмечается (и это также заслуживает особого внимания) редакционно-издательская обработка произведения (документа). Обязательным условием является печатное или тиснением оформление в виде самостоятельного объекта и как минимум с выходными сведениями. Это все, без чего не может быть издания, благодаря которому произведение литературы потом становится связанным с книгой.

    Книжное издание представляет собой достаточно сложное, системное образование. Его нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В состав издания входят произведение литературы и аппарат. Произведение также является непростым образованием. Его обязательным элементом является текст, который состоит из некоторого множества смысловых (содержательных) элементов и может иметь различную структуру в зависимости от вида литературы, содержания и жанра произведения. Наряду с текстом в произведении могут быть нетекстовые элементы отображения содержания: иллюстрации, таблицы, формулы.

    Виды литературы

    Систематизация изданий по их видам проводится во всех официальных изданиях Российской книжной палаты и в материалах печати, рассматривающих вопросы подготовки, выпуска и распространения литературы и изданий с официальных позиций.

    Видовой ряд книжных изданий, применяемый в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим образом: массово-политические, официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга, литературно- художественные.

    Основные виды литературы

    1. Художественная литература
    2. Документальная проза
    3. Мемуарная литература
    4. Научная и научно-популярная литература
    5. Справочная литература
    6. Учебная литература
    7. Техническая литература

    Издание понятийной и художественной литературы

    Понятие - это суждение человека о самых существенных признаках предметов, явлений. В нем обобщаются через существенные признаки единичные предметы и явления. Понятие - итог и средство познания предмета, явления. Литературные произведения, которые пользуются понятийным способом отражения действительности, образуют в своей совокупности род понятийной литературы.

    Если понятия обобщают, абстрагируют конкретные предметы и явления, то художественный образ дает чувственно-конкретную и обобщенную картину предмета, явления. Художественный образ, выступая средством познания и изменения мира, является в отличие от понятия одновременно средством выражения чувств, мыслей и эстетических эмоций своего создателя, то есть художника.

    Литературные произведения, которые пользуются художественными образами для познания действительности, образуют в своей совокупности род художественной литературы.

    Однако эти два рода литературы в сумме своей не охватывают всего объема понятия литература. В его состав входят и такие произведения, в которых знания человека о мире и самом себе закрепляются путем сочетания понятий и художественных образов. На определенной стадии развития литературы появился ее третий род, который мы назовем понятийно-образным.

    У каждого из родов литературы исторически определился свой термин для его обозначения. Образную литературу называют художественной, понятийную - научной, образно-понятийную - публицистической или просто публицистикой. Применительно к образной и понятийно-образной мы будем придерживаться традиции. Что касается понятийной литературы, то придется отказаться от ее традиционного названия, Термин «научная литература» больше подходит для обозначения только соответствующего типа литературы, ведь не всякое понятие может быть признано научным.

    Роды литературы
    Образная (художественная) Понятийная Понятийно-образная (публицистическая)
    Эпическая Лирическая Драматическая Научная Научно- популярная Массово- политическая Официальная Производственная Учебная Информационная Справочная Информационная Аналитическая Художественно- публицистическая
    Рассказ
    Повесть
    Роман
    Очерк
    и т.д.
    Поэма
    Ода
    Элегия
    и т.д.
    Комедия
    Трагедия
    и т.д.
    Моногра- фия
    Обзор
    Статья
    Доклад
    Тезисы
    Краткие сообщения
    Рецензия
    Научная биография
    и т.д.

    Очерк
    Статья
    Жизне-
    описание
    Научно- популярная лекция
     

    Статья
    Очерк
    Памфлет
    Фельетон
    Законы
    Постановления
    Стандарты
    и т.д.
    Монография
    Пособие
    Инструкция
    Статья
    и т.д.
    Программа
    Учебник
    Учебное пособие
    Методическое пособие
    Библио- графия
    Реферат
    Обзор
    Словарь
    Справочник
    Энциклопедия
    Заметка
    Отчет
    Интервью
    Репортаж
    Коррес- понденция
    Статья
    Рецензия
    Обозрение
    Обзор печати
    Письмо
    Очерк
    Памфлет
    Фельетон
    Эпиграмма

    Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. В свою очередь, издание произведения художественной литературы относится к двум сферам человеческой деятельности: к художественному творчеству и к издательскому делу. Предмет, функции, характеристики читателей опираются на основные характеристики названных сфер и определяются свойствами этих сфер.

    Чтобы качественно, грамотно подготовить к изданию литературно-художественное произведение, редактору необходимо понять его свойства как произведения искусства, а также его специфику как литературного труда. Тогда редактор сможет эффективно обеспечить издательскую интерпретацию работы автора.

    С искусством литературное произведение связывают редмет и функции, с издательским делом — читательский адрес и целевое назначение изданий.

    Предмет искусства — внутренний мир человека, связи и отношения его с окружающей действительностью, оценка автором этой действительности. Произведения искусства выполняют многие задачи, часть которых, кстати, переплетается с функциями книги.

    Можно говорить о целых функциональных комплексах, которые реализуются художественной литературой. Среди них наиболее существенны с точки зрения редакторского анализа:

    • эстетические;
    • этические;
    • коммуникативные (свойственные всем изданиям);
    • познавательные;
    • управляющие.

    Остановимся на каждом функциональном комплексе.

    Эстетические функции объединены понятием эстетического. В данном случае этим понятием охватывается не только понимание прекрасного, тут речь идет о формировании эстетического отношения личности к действительности. Эстетическое отношение к действительности предполагает способность к сопереживанию, стремление к гармонии, желание сохранить лучшее.

    Эстетические функции направлены на то, чтобы развивать в человеке стремление к самосовершенствованию. Реализация эстетических функций способствует гуманизации общества, созданию общественного идеала, обозначению меры и качества поступков.

    В процессе чтения художественной литературы активизируется эмоциональная сфера личности, формируется художественный вкус человека, растут его читательские способности.

    Этические функции определяют ценностные ориентиры личности, связаны с требованиями морали, иерархии общественных и личных оценок качества жизни и поступков людей.

    Главный критерий редакторской оценки этических начал содержания — соответствие системы оценок общественным нормам.

    Коммуникативные функции проявляются прежде всего в том, что в процессе восприятия произведений осуществляется взаимодействие интерпретации окружающей действительности автором и читателем. Момент этот важен, поэтому учитывается самим писателем при поиске материала для выражения своего замысла, и редактором, анализирующим его труд.

    Познавательные функции обеспечиваются схожестью содержания с реальной жизнью, позволяют читателю познать самого себя, окружающий мир. Кроме того, в процессе чтения читатель знакомится с явлением искусства, представленным в литературном произведении.

    Наконец, читатель познает определенное место, время, знакомится с различными понятиями и явлениями, попавшими в поле зрения писателя, с духовной жизнью общества. Данные функции лежат в основе таких критериев редакторской оценки произведения, как жизненная достоверность, правдивость.

    Управляющие функции связаны с влиянием искусства на человека, с формированием системы оценочных критериев. Произведение оказывает на читателя воспитательное воздействие.

    Книжные и журнальные издания

    Видовая характеристика книжных изданий, их классификация

    Одной из основных типологических категорий в книговедении является вид издания. Он представляет собой типологическую группировку значительного множества изданий, которая сформировалась и реально существует в практике.

    ГОСТ 7.60-90 стандартизовал следующие основания для формирования групп по видам изданий: целевое назначение, степень аналитико-синтетической переработки информации, знаковая природа информации, материальная конструкция, объем, состав основного текста, периодичность, структура, характер информации.

    Среди названных признаков нужно выделить те, которые обладают наибольшей общностью для всех изданий. Это целевое назначение, которое по сути отражает в концентрированной форме функциональную роль издания, и характер информации. И тот и другой признаки характеризуют издание независимо от его иных признаков: объема, знаковой природы информации и проч. Виды изданий обладают еще одной общностью — читательским адресом, в том смысле, что этот признак свойствен каждому изданию. Вместе с тем по нему выделяется самостоятельная видовая группа — издания для детей.

    Функциональный признак у каждого издания тоже свой, каждая книга имеет свой состав функций. Однако определенное функциональное свойство не является признаком, связанным всего лишь с одним каким-либо конкретным изданием. Например, взять такое издание, как каталог. В основе его функций есть справочная и рекламная. Информационная, познавательная, коммуникативная и ряд других функций принадлежат нескольким видам изданий — научным, научно-популярным, учебным. А вот функция популяризации научных знаний относится только к научно-популярному изданию.

    При рассмотрении функциональных признаков не надо смешивать две стороны: отношение функции к виду издания и возможность издания выполнять дополнительные функции не являются специфической особенностью каких-либо отдельных видов изданий. Фактически каждый вид издания может быть многофункциональным. Так, из примера по поводу функции популяризации научных знаний не следует делать заключение, что научно-популярное издание не имеет других функций. Напротив, они весьма разнообразны. Виды изданий могут подразделяться на подвиды. Так, информационное издание в качестве подвидов включает библиографическое, реферативное и обзорное издания. К подвидам относят группы изданий, которые сложились на практике и формируются на основе общности характера информации.

    До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги). Существует несколько вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т.п.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании — на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему) должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.

    Самой конкретной, единичной систематической категорией оказывается категория, в которой отражается «все реальное богатство содержания, присущее конкретно данной книге». Такая категория получает название «книга-индивид». По своему содержанию она «отражает не только самые общие признаки, свойства определенной книги, объединяющие ее со всем возможным многообразием таких изданий, но и присущие исключительно ей индивидуальные признаки, отличающие ее от других книг-индивидов».

    Между верхними и нижними границами систематизации, обозначаемыми «типом» и «индивидом», возможно «бесконечное разнообразие промежуточных уровней систематизации, отражающих родовидовые отношения «книг-индивидов». Систематические категории промежуточных уровней одновременно могут быть и подчиняющими, следовательно, менее конкретными по содержанию, но более широкими по объему, и подчиненными, более конкретными по содержанию, но меньшими по объему. Соответственно эти промежуточные систематические категории предлагается рассматривать как родовые или видовые: род книги подчинен типу, в то же время он подчиняет видовые категории.

    Вид книги является единичной научной категорией, которая определяет нижний предел систематизации. Вид отражает только книги-индивиды и их свойства, которые не подвергаются дальнейшему логическому делению. Такова одна точка зрения.

    Согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания, о чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, единичное типичное явление, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

    Различные признаки имеют разную значимость в формировании типовой модели. Наиболее существенные признаки позволяют создать четкую, определенную модель типа издания. Вторичные признаки могут не оказывать особо заметного влияния на изменение типа издания.

    Чтобы сформировать модель типа издания, входящего в видовую группу изданий, нужно определить возможно большее число его признаков, которые должны выйти в модель. Основываясь на примере из «Типологии изданий», возьмем вид справочных изданий. В его составе тип издания должен иметь как минимум такие признаки: функциональное назначение издания — справочное, научно-популярное, читательский адрес — массовый читатель, характер информации — универсальный энциклопедический словарь, алфавитный, с предметным и именным указателями, конструкция — иллюстрированный, однокрасочный, высокая печать, однотомный, переплет стандартный и т.д. Если в модели этого типа изменить хотя бы некоторые существенные признаки (например, функциональным изменением будет справочное, научное издание и читателями — специалисты), мы получим другой тип издания. Так обстоит дело со вторым подходом к типологии изданий.

    По третьему варианту, автором которого является Н.П. Лавров, систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информации.

    Из трех названных и отчасти рассмотренных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины и определения представлены в ГОСТ 7.60-90. Стандарт дает определение только видов изданий и не имеет в своем составе термина «тип издания».

    Систематизация изданий по их видам проводится во всех официальных изданиях Российской книжной палаты и в материалах печати, рассматривающих вопросы подготовки, выпуска и распространения литературы и изданий с официальных позиций.

    Видовой ряд книжных изданий, применяемый в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим образом: массово-политические, официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга, литературно-художественные.

    Приведенная видовая классификация основана на целевом назначении изданий. Учитывая, что целевое назначение тесно связано с читательским адресом, в самостоятельный вид книжных изданий выделяют издания для детей.

    Целевое назначение и в более широком смысле функциональное назначение книжного издания являются признаками, которые задают программу создания издания. Подготовленные редактором по этой программе издания должны соответствовать социальным потребностям, интересам читателей и обладать определенными типологическими свойствами. Занимаясь подготовкой издания, редактор должен опираться на общие положения в области редакционно-издательской технологии и непременно учитывать видовую специфику конкретного издания.

    По характеру информации выделяются следующие виды изданий: монография (научная или научно-популярная), сборник научных трудов, пособие, практическое пособие, практическое руководство, учебник, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, словарь (энциклопедический, языковой, толковый, терминологический), разговорник, справочник, путеводитель, каталог (издательский, выставки, идейный и др.), документально-художественное издание, альманах, антология, обзорное издание, реферативное издание др.

    Среди перечисленных изданий есть такие, которые выделяются по числу включаемых в них литературных произведений. Этот признак заслуживает редакторского внимания, потому что литературное произведение или их совокупность составляют основу книжного издания, второй составляющей которого является аппарат. Кроме того, литературное произведение (фактически) определяет целевое назначение и читательский адрес издания в целом.

    Группировка книжных изданий по признаку числа включаемых в них литературных произведений имеет важное значение для редакционно-издательской практики и в особенности для редакторской подготовки изданий. Ее главным признаком выступают принципы отбора литературных произведений для основной части конкретного издания.

    Группы изданий с учетом принципа отбора произведений в их состав с некоторых пор принято называть жанрами книжных изданий. К ним относят: моноиздание (издание отдельного произведения), сборник, избранные сочинения, собрание сочинений. Жанр издания редактор определяет на этапе его формирования, т.е. в издательстве. Поэтому в названии «издательский жанр» заключен двоякий смысл: жанр издания и жанр, который формируется в издательстве. Жанры книжных изданий создаются в издательстве на основе поступивших авторских рукописей произведений и могут определяться без участия автора. Для моноиздания обычно отбираются произведения достаточного объема, обладающие высокими содержательными качествами. Имеет значение и целевое назначение издания.

    Формирование издания определенного жанра — достаточно сложная редакционно-издательская проблема. Особую сложность представляют собрания сочинений. Их подготовка требует большой организаторской и творческой работы, в значительной степени большей, чем работа над другими издательскими жанрами.

    Подготовка издания определенного жанра включает не только формирование соответствующей совокупности произведений, но и порядок их расположения, а также создание аппарата, соответствующего характеру издания. Перед редактором стоит задача выбора композиции издания: быть ли ей проблемно-тематической, жанровой, хронологической, жанрово-хронологической или какой-либо иной. В концепции издания, разрабатываемой редактором, в его модели, во всей работе над подготовкой издания должны быть профессионализм, четкость и ясность, технологичность и творческое начало. При этих условиях можно рассчитывать на создание книги, нужной читателю и обществу

    Виды журнальных изданий

    Формы и методы работы редактора над конкретным изданием зависят от типологических особенностей этого издания. Без знания и учета типологических признаков и особенностей издания немыслима его доброкачественная подготовка.

    Каждое издание представляет собой систему со своими признаками: главные из них подлежат обязательному учету при редактировании. Это: предмет содержания (характер информации), целевое назначение, читательский адрес. Могут приниматься во внимание и другие системные признаки: характер оформления, структура издания, периодичность.

    Важнейшим системным признаком является целевое назначение издания, которое может быть весьма разнообразным — научная коммуникация, информирование, обучение, воспитание и др. Целевым назначением определяется предмет (содержание, характер информации) и диктуется выбор читателя как объекта воздействия.

    Типология периодических изданий находится пока еще в стадии разработки и поэтому не имеет четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению.

    Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н.М. Лисовским. В 1915 г. вышел его труд, посвященный русской периодической печати 1703-1900 гг. Автор отмечал, что поскольку периодические издания имеют некоторые особенности (изготовление, распространение, описание), то их рассмотрение и изучение можно выделить в особый раздел книговедения.

    В последующем толкование понятий, связанных с периодическими изданиями, прошло через ряд модификаций. Так, предполагалось назвать эту группу «повременные издания». Из этого можно видеть, что один из главных признаков был обусловлен сроками подготовки и выхода изданий в свет. Точнее говоря, повременное издание по замыслу должно было быть непрекращающимся. К настоящему времени главным типологическим признаком периодических изданий принято считать все-таки их периодичность. Это зафиксировано, в частности, в стандарте «Издания. Основные виды. Термины и определения» (ГОСТ 7.60-90).

    Согласно стандарту, периодическим называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

    Чтобы представление о периодических изданиях было более ясным, данное определение следует дополнить. Прежде всего отметим, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель — оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную определенному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, являющиеся актуальными с позиции текущего момента.

    Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представить реальную действительность. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки как по тематике, так и по содержанию, а иногда и по форме.

    Информационная связь касается не только отдельных выпусков одного и того же периодического издания. Некоторые черты общности характера информации присущи периодическим изданиям в целом. Это ее разнообразие, обширность, неограниченность кругом текущих, обыденных событий, явлений.

    Периодическим изданиям свойственны преимущественно «малые» журнальные жанры публикаций, что, кстати, связано и с функциональным назначением этих изданий. Такие жанры удобны для оперативного информирования, они позволяют обеспечить приоритетность, апробацию сведений, осуществить заявочную публикацию, что бывает весьма важно для науки.

    Характер информации, который определен рамками тематического профиля периодического издания, связан и с его читательским адресом. Целевое назначение каждого определенного периодического издания предполагает выход на соответствующие категории читателей. Для одних изданий — это массовый читатель, не связанный профессиональными потребностями в информации; для других — круг основных читателей может определяться политическим, социальным, ведомственным профилем издания. Читателями третьих являются специалисты, это — издания, которые принято считать специальными.

    Целевое значение, характер информации, читательский адрес влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. При этом необходимо, чтобы издание имело свою внешнюю форму, позволяющую распознать и выделить его из числа других подобных изданий без каких-либо затруднений. Нужно стремиться к сохранению заглавия в течение всего времени выпуска издания. Существуют минимально и максимально допустимые периоды времени для выпуска издания. В соответствии с этим выделяют издания, которые могут выходить в свет ежедневно, несколько раз в неделю, еженедельники, ежемесячники, ежеквартальные издания, ежегодники. Один год считается максимально допустимым периодом. Некоторые издания выпускаются с интервалом в две недели, в полгода, в два месяца. Кроме трех выше названных признаков, на периодичность могут влиять организационные и материально-технические возможности, причем в настоящее время от них может зависеть не только периодичность, но и само существование издания.

    ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» выделяет следующие виды периодических изданий: газета, журнал, бюллетень, календарь, реферативный сборник, экспресс-информация.

    Газета — это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода — от 1 до 7 раз в неделю, различные тиражи и форматы. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием — конференцией, фестивалем и т.п. Наряду с основным выпуском, газета может издаваться в расширенном варианте за счет приложений. Газеты могут быть общеполитическими или специализированными, которые освещают отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники и других областей деятельности и адресованы определенным категориям читателей.

    Журналом называется периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Бюллетень — издание, которое выходит оперативно и содержит краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Он может быть как периодическим, так и продолжающимся. Периодические бюллетени имеют, как правило, постоянную рубрикацию. Различают бюллетени нормативные, справочные, рекламные, бюллетени-хроники, бюллетени-таблицы, статистические бюллетени.

    Календари также отличаются разнообразием. В общем календарем называется периодическое справочное издание, которое содержит последовательный перечень дней, недель, месяцев данного года, а также другие различные характеристики. По периодичности календари могут быть ежегодными, ежемесячными, еженедельными; выпуск календарей может осуществляться и однократно. По другим признакам календари делят на табели-календари, отрывные календари, перекидные календари, календари книжного типа (например, календари памятных дат).

    Реферативный сборник и экспрес-информация являются разновидностью реферативных изданий. ГОСТ 7.60-90 определяет реферативный сборник как периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника. Экспресс-информация — периодическое реферативное издание, содержащее расширенные и сводные рефераты наиболее актуальных зарубежных опубликованных материалов или отечественных неопубликованных документов, требующих оперативного освещения.

    В современной издательской практике журналы делят на следующие виды: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные. Вопрос о типологических свойствах журнала привлекает внимание исследователей и практиков, работающих в различных областях — книговедении, журналистике, литературоведении, библиографии. И потому он решается на основе разных подходов. К числу существенных признаков журналов относят целевое назначение, читательский адрес, тематическую направленность. Называют также характер информации, способ ее изложения, указывают на формирующее значение периодичности, внутренней структуры, авторского состава журнала. При всех различиях во взглядах на типоформирующие признаки журнала имеется, однако, сходство в том, что основными признаками следует считать целевое назначение и читательский адрес.

    Читательский адрес журнала понимается достаточно широко, он зависит от разных факторов: профессии, рода деятельности, специализации читателя, возраста, пола, общей культуры, эрудиции, интересов. По читательскому адресу журналы делят на две группы: журналы, адресованные массовому читателю, и журналы для читателей, являющихся специалистами по профилю издания. Для обозначения журналов первой группы в теоретических работах, в официальных документах, в профессиональной литературе пользуются термином «массовые», журналы второй группы относят к «специальным». К массовым журналам относят научно-популярный, научный, общественно-политический, литературно-художественный журналы. В принципе их достаточно широкий адрес может быть дифференцирован по более конкретным читательским группам с учетом, например, возраста, пола и других каких-либо признаков. Однако читателей массовых журналов всегда объединяет то, что они не являются специалистами по отношению к содержанию журнала. Достаточно хорошо это видно на примере научно-популярных журналов, которые используются нередко и специалистами, однако такими, которые обычно работают в смежных областях.

    Научно-популярным является журнал, содержащий статьи и материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности. Его функциональное назначение — служить распространению знаний и самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры, искусства. Научно-популярные журналы публикуют также материалы практического, развлекательного и литературно-художественного содержания, что еще раз подчеркивает их широкую читательскую направленность.

    К научно-популярным близки популярные журналы, которые публикуют различные материалы по вопросам культуры, спорта, быта, досуга и также ориентированы на широкую читательскую аудиторию. Их тематика охватывает большой круг вопросов из самых различных сфер жизни и деятельности общества. Они весьма разнообразны по способам оформления, рассчитанного на привлекательность и возможность практического использования (например, выкройки в журналах моды). В качестве примера можно назвать целую группу журналов для досуга, которые обычно содержат общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным увлечениям, публикуют материалы о театре, кино, артистах, спортсменах и др.

    Общественно-политический журнал публикует статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначен для широких кругов читателей. Он может включать сатирические и юмористические произведения, а также информацию отраслевого и научно-популярного характера. У него широкая целевая направленность, и рассчитан он на разнообразного массового читателя (молодежь, женщины, специальные категории читателей).

    В литературно-художественных журналах основное место занимают произведения художественной литературы различных жанров, а также публицистические и критические статьи и материалы.

    Описанные виды массовых журналов могут быть разделены не только с учетом разнообразия массового читателя, но и по признакам региональной, национальной, ведомственной принадлежности, а также издающей организации.

    Круг специальных журналов не менее обширен. Установление их типологических границ представляет существенные трудности из-за расплывчатости и недостаточной определенности видов. Об этом можно судить, например, по тому, что наряду с термином «специальный» журнал в качестве синонимов иногда применяют термины «отраслевой» и «профессиональный». Целевое назначение этих журналов — распространение специальной, деловой информации в отличие от общезначимой (т.е. ориентированной на массового читателя). Они предназначены для научной коммуникации среди специалистов в интересах их профессиональной деятельности.

    В этой группе журналов прежде всего выделяется научный журнал, который содержит статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также материалы прикладного характера, предназначен научным работникам. Читателями научного журнала могут быть не только научные работники, ими могут быть специалисты, занимающиеся конструированием и разработкой техники, технологи, инженеры производства.

    В зависимости от целевого назначения научные журналы можно разделить на научно-теоретические, научно-практические и научно-технические.

    Научно-теоретические журналы отражают новейшие достижения фундаментальных и отраслевых (прикладных) наук. Это журналы Российской академии наук, ее филиалов, отраслевых академий, академических научно-исследовательских учреждений, научных обществ, высших учебных заведений. В их состав входят журналы, которые охватывают информацию общенаучного, фундаментального характера, и многочисленные журналы, составляющие разные тематические классы.

    Читателями научно-теоретических журналов являются прежде всего научные сотрудники всех рангов, преподаватели вузов, специалисты предприятий и проектных институтов. Можно сказать, что в целом читателями данной группы журналов являются преимущественно ученые и специалисты высшей квалификации.

    Особый вид научных журналов представляет собой научно-практический журнал. Он предназначен для специалистов, чья профессиональная деятельность опирается на результаты научных исследований, требует осмысления практического опыта на теоретическом уровне и связана с внедрением научных разработок в практику.

    Назначение научных журналов практического характера состоит в том, чтобы помогать специалистам различных профессий в решении практических задач, способствовать повышению их квалификации. Этим определяется и характер информации научно-практических журналов. Они включают как теоретические материалы прикладного характера, так и материалы сугубо практического содержания, в них публикуются сообщения производственной тематики, методические рекомендации, информация о новых технических решениях, технологиях.

    Самостоятельную группу составляют научно-технические журналы, профиль которых связан с техническими науками. Через технические науки, возникновение и развитие которых опирается на естественные науки и эмпирические знания, получаемые из различных областей техники и производства, более чем через какие-либо другие, осуществляется превращение науки в непосредственную производительную силу. Технические науки решают задачи совершенствования орудий труда и технологических процессов. Именно поэтому научно-технические журналы относятся к изданиям, которые оказывают существенное влияние на цивилизацию общества. Их функциональное назначение — конкретные задачи связи науки с техникой (имеются в виду ее обоснование, разработка, внедрение).

    Таким образом, диапазон видов периодических изданий широк и разнообразен — от ежедневной массовой газеты до ежегодного массового календаря; от массового журнала до журнала специального, ориентированного на профессионалов.


    Основные источники

    http://hi-edu.ru/e-books/xbook736/01/title.htm

     

    Антонова С.Г. /Ред./  Редакторская подготовка изданий. Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

    26.04.2017, 8063 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.