AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Текстология как наука

Текстология как наука

Содержание

    Текстология как наука

    Текстология изучает историю текста того или иного произведения. Этим произведением может быть и исторический документ, и художе­ственное сочинение.

    Изучение истории текста дает объективные основания для интерпретации содержания и фор­мы произведения. История текста позволяет за­глянуть в глубину не только художественных произведений, но и различного рода документов.

    В читательском восприятии произведения автору оказывается полное доверие. Автор ведет читателя по своей “последней авторской воле”. В текстологическом же исследовании произведения текстолог пыта­ется увидеть за последним текстом его историю. Текстолог действует вопреки авторскому наме­рению, восстанавливая историю текста произве­дения, изучая черновики, которые отнюдь не предназначались для читателя. Автор предлагает читателю свой последний текст так, как будто бы он был создан сразу от начала и до конца, без ко­лебаний и поисков, без ошибок и изменений за­мысла. Писатель создает более или менее “парад­ный” текст и не рассчитывает, чтобы к нему за­ходили с черного хода, читали его черновики. Все это нарушает текстолог. В этом смысле наруше­ние авторской воли - исследовательский долг текстолога. Его подход к произведению прямо противоположен тому, на который рассчитывает автор.

    Изучение истории текста произведения не может ограничиваться установлением порядко­вого взаимоотношения текстов. Текстология изу­чает и характер самих текстов, цели, ради кото­рых они составлялись, причины их изменений и т.п. в пределах, необходимых для объяснения их истории.

    В историю текста произведения входит его литературная история и внелитературная, твор­ческая .история памятника и все те нетворче­ские моменты, которые привели к изменению текста (случайные утраты и искажения, измене­ния под давлением цензуры, требований поли­тических организаций, гонорарных соображе­ний и пр.).

    Главный методический принцип современной текстологии состоит в том, что история текста произведения изучается не в разрозненных “чте­ниях4' его отдельных мест, а как единое целое. Анализ отдельных разночтений и чтений текста ведется не изолированно в каждом отдельном случае и не для формального восстановления “первоначального”, авторского чтения, а послой­но в составе контекста с целью изучения исто­рии текста, установления всех этапов его жизни. Изменение одного места текста ставится в связь с одновременными изменениями других. Связь ме­жду отдельными изменениями текста устанавли­вается через их общее объяснение в личности творца текста (автора, соавторов и редакторов) - его идей, убеждений, психологии, художественно­го вкуса и пр.

    Текстология - наука. Она имеет самостоятельный предмет изу­чения - историю текста произведений. Если не признавать устаревшим термин “вспомогатель­ные дисциплины” (такого рода признания есть и у нас, и на Западе), то это вспомогательная фи­лологическая дисциплина. Она остается фило­логической даже тогда, когда изучает историю текстов исторических источников (летописей, копийных книг, революционных прокламаций и пр.).

    Текстология как область научной историко-культурной, филологической, историко-литературной, литературоведческой, книговедческой деятельности, теории и практики редакционно-издательских процессов

    Специфика текстологии как специальной историко-литературной и научной дисциплины и области практической редакционно-издательской деятельности основывается на методах сравнительного историко-литературного анализа всей совокупности фактов истории замысла и написания классических произведений, их издания или публикаций, работы автора, редактора и других лиц над текстом этого произведения, его замыслом, формами и степенью воплощения данного замысла в авторском оригинале, черновиках, набросках, текстах прижизненных и посмертных изданий или публикаций, установления авторского текста и текста, отражающего посторонние вмешательства, редакторские, корректорские, технические ошибки, случайные опечатки.

    Основной научно-практической задачей текстологической деятельности в литературоведении и редакционно-издательской практике является создание критического (научно установленного) текста классического произведения, т.е. текста классического произведения, полученного текстологом в процессе специального научного (сравнительного литературоведческого) анализа всех известных источников текста произведения: авторской рукописи, копий, черновиков, изданий, публикаций, материалов, связанных с историей написания и выпуска произведения (писем, дневниковых записей, воспоминаний, цензурных материалов, других официальных документов).

    В ходе сбора и научного анализа этих документов устанавливается основной текст, т.е. авторитетный т., наиболее полно раскрывающий последнюю волю автора, содержательный смысл произведения, его литературную форму. В этот текст и вносятся все изменения и поправки по другим источникам текста издаваемого произведения.


    Лихачев. Текстология. Краткий очерк.

    18.06.2019, 33 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.