AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Язык и стиль электронных СМИ. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//162/yazyk-i-stil-elektronnyx-smi-speczifika-redaktirovaniya-televizionnyx-i-radiotekstov/ (дата обращения: 27.04.2024)

Язык и стиль электронных СМИ. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов

Язык и стиль электронных СМИ. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов

Содержание

    Язык и стиль электронных СМИ – это разновидность публицистического стиля, распространённого в электронных каналах коммуникаций (радио, телевидение, интернет).

    За последние десятилетия произошли глобальные изменения.

    Всё большее значение получает Интернет.

    Радио и телевизионная речь исследуется больше.

    Устный характер и социальная направленность сближают радио и теле-выступления. Однако специфика использования технических устройств определяют различия между ними.

    Речь простирается от непрофессионально выступающих (приглашённые гости) до устной публичной речи.

    Однако устный  характер радио/теле - выступлений совсем не стоит определять, как разговорную речь. Это продукт профессиональной журналистской деятельности. Продукт осмысленного творчества, с продуманной системой средств воздействия, направленной на запланирование результата.

    Поэтому неправомерно различать как разновидность речи устной.

    Устная речь радио- и теле- журналистики имеет в основе письменную речь.

    Выступление максимально эффективно, если оно сочетает элементы заранее подготовленного текста с устной формой реализации.

    Основная особенность – когда речь воспроизводится на слух. Существует несколько способов по удобству восприятия.

    Паузы есть, они не слишком длинные, не слишком короткие.

    Краткость слов.

    Фразы и слова должны быть удобны для произношения.

    Интонация – единственное средство выражения эмоций.

    Эффективность воздействие в электронных СМИ возможно лишь при наличии эмоциональности, экспрессивности, ясности сообщения, личностности изложения.
    Общение журналиста со своей аудиторией в электронных СМИ имеют социально-обусловленный характер. Журналист передаёт социально-значимую информацию. Тексты СМИ формируют общественное мнение. Причем журналист всегда представляет взгляды, мнения с позиции той или иной группы.

    Социальная ориентируемость проявляется в зависимости от семантики характера текста материала. По значению конструкции связи можно разделить на 3 группы. Эти конструкции символизируют: начало, продолжение, завершение.

    • - принцип чередования экспрессивности и стандарта действует в теле- и радио-речи.
    • - подводка – сообщается тема сюжета, затем прямая речь журналиста. 
    • - журналистский материал в новых выпусках экспрессивно выражаются с помощью метафор, эмоционально-оценочной лексики, фразеологизмов ( с легкой руки, испытать на себе).

    В авторских передачах социальная значимость содержания заключена в форму личностно-ориентированного текста.

    Основная форма радио/теле- речи – монолог.

    Свойственна в настоящее время – диалогичность. Диалогичная направленность на адресата, на стремление взаимодействовать с адресатом. Беседа строится на невидимого собеседника, который мыслится как участник двустороннего контакта. Должен чувствоваться ход мыслей автора.

    Созданию диалогичности служат вопросно-конкретные конструкции, прямая адресованность, косвенная адресованность, использование мы-конструкций, которые указывает на двусторонность коммуникаций, интимизация повествования.

    Интимизация – такое использование речевых средств, в результате которых создается эффект доверительного непосредственного общения автора со зрителем/слушателем. Журналист делится размышлением, рассчитывает на ответную реакцию. Ей способствует фразеология, исторические вопросы, вводные слова и предложения (мне кажется, по-моему), интонация (экспрессивность говорящего).

    В последнее время в речь проникают зрители. Они участвуют в разговорах, отстаивают своё  мнение. Появляются жанры: ток-шоу (Что хочет женщина, принцип домино), дискуссия (ТВ – 5 канал - ПОЛИТКЛУБ), круглый стол (получил большое распространение в интернете.  Там их очень много).

    Широко используются молодежный жаргон, термины, сленг.

    Характерная черта таких передач – ирония. Атмосфера общественной игры.

    Специфика радиопередач Специфика телепередач
    Вербальный (словесный)
    текст + с акустическим сопровождением
    маяк,эхо-москвы – вербальное; Европа плюс – вербальный – текст не лежит в основе)
    В ней тесно связана стилистика визуального текста (картинка).
    Телевизионный макротекст тем понятнее, чем больше связаны вербальный и визуальный текст. Вербальный – не должен быть перегружен. Небольшая длина предложений, много назывных предложений. Функцию комментирования берет на себя вербальный текст. Не должно быть описаний (уже есть картинка).
    В видеоряде зрительно появляется одно и тоже предложение. Видеоряд реки, далее текст. Видеотекст имеет свою композицию, которая должна совпадать с позицией вербально текста. Обычно вербальный текст (комментарий) звучит позже визуального (картинка)

    Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов

    Радио и телепередачи: в прямом эфире, в записях. Роль редакторов в их подготовке различный. Если в прямом эфире – редактор заранее составляет для ведущего примерный список вопросов, готовит данные о гостях. В прямом эфире заранее можно подготовить подводки. Редактор на связи с ведущим (звонки, сообщения). После передачи редактор выявляет на записи ошибки ведущего.

    Если передача в записи, то во многом работа редактора похожа на работу с письменным текстом. Речь участника корректируется во время предварительной беседы. Если интервью уже записано используют для корректирования монтаж и т.д.

    Используются деепричастный оборот и т.д. всё это создает проблемы для восприятия.

    Важна благозвучность (Стих ли, стихли, сутками, с утками). Стечение гласных (а у аэродрома). Слияние шипящих, согласных, скопление причастий на –щий.

    07.09.2016, 5888 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.