AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Редактирование текста: определение понятия "композиция", анализ структуры журналистского и литературного текста

Редактирование текста: определение понятия "композиция", анализ структуры журналистского и литературного текста

Содержание

    Принято различать композицию художественного произведе­ния, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором.

    Композиция информационных публика­ций преследует цель – сообщить информацию, точно передать фак­ты, используя для этого выработанные практикой стереотипы пост­роения.

    Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии и сложности, помогает выяснить роль раз­личных внесюжетных включений – лирических отступлений, раз­личных композиционных рамок и других авторских приёмов.

    Любое построение всегда предполагает наличие частей, кото­рые следует расположить определённым образом. Не случайно в литературоведении наравне с термином «композиция» часто употребляют термин «архитектоника», а работу писателя сравни­вают с работой архитектора.

    Материалы массовой информации, как правило, невелики по объёму. Вся публикация обычно находится перед нашими глазами, и целостность текста должна быть очевидной. Работа над малым жанром отнюдь не проще, чем над много­страничным произведением. Не случайны советы мастеров слова молодым авторам – начинать с небольших рассказов. Специфика литературной формы материалов массовой информа­ции выдвигает перед редактором серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов.

    Границы частей авторского материала должны быть точно оп­ределены, а структура – выверена. Деление текста на части – процесс далеко не механический. К выделению единиц струк­туры можно подойти на основании различных принципов (содер­жательного, логического, ориентированного на психологию читате­ля, учитывающего способы внешнего оформления структурных единиц). Каждый из этих принципов для редактора существен.

    В условиях газетной полосы в качестве структурных единиц выступают материалы, объединённые названиями рубрик, шапка­ми, общими заголовками, части публикаций, снабжённые подзаго­ловками, части текста, набранные другим шрифтом, выделенные линейками или другими средствами оформления. Роль зрительных сигналов в небольшом по объёму материале особенно от­ветственна: они привлекают внимание, облегчают ориентировку в тексте, выявляют приёмы его организации, подчёркивают цело­стность конструкции. Точное расположение частей помогает повысить информатив­ность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоци­ональное воздействие, исключает искусственные связки, упроща­ет работу над переходами.

    Укажем типичные недостатки композиции журналистского ма­териала, с которыми редактору приходится сталкиваться особен­но часто:

    • •  отход от темы;
    • •  неудачно выбранный принцип расположения частей;
    • •  неоправданное нарушение последовательности изложения;
    • •  несоразмерность частей;
    • •  неудачные композиционные приемы;
    • •  непрочность связей между частями;
    • •  нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).

    07.09.2016, 734 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.