AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Содержание

    Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

    Логические структуры повествования и описания одно­типны. Их составляющие (узлы повествования и элементы опи­сания) равноправны, а связь между ними сочинительная.

    Для син­таксической структуры повествования характерна опора на гла­гольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наи­более отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие пре­кращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий.

    В «чис­том» виде описания и повествования в газетных материалах встречаются редко.

    Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определённых условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, поя­виться их обрывы, могут включаться фрагменты, в которых опи­сываются результаты действия.

    В качестве основы текстовой конструкции может выступить и описание: «постоянное взаимодей­ствие повествования и описания создаёт возможность включить отдельный эпизод в более широкий контекст пространства и вре­мени, подводит к необходимости понять общий смысл отдельного события».

    Повествование представляет собой, на первый взгляд, наибо­лее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествования, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась го­ворить, первую свою связную речь строят обычно как повество­вание. Педагогические методики учитывают это. «Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, –свидетельствуют воспоминания преподавателей Яснополянской школы Толстого, – были описания простых предметов, как-то хле­ба, избы, дерев и т. п.; но, к крайнему удивлению нашему, требова­ния эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь собы­тий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предме­тов – свиньи, горшка, стола – оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».

    Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов.

    В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы про­странственно-временных отношений, существующих в действи­тельности. Не случайно в старой риторической традиции было принято рассматривать повествование и описание как единство, «род слова».

    Однако психология создания автором этих видов тек­ста и психология восприятия их читателем различны, и это суще­ственно для редактора. В чём причина относительной сложности описания? При чте­нии мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента опи­сания к другому, но в результате этого поэлементного знаком­ства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

    Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем чита­телю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способ­ствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

    Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в про­шедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не слу­чайно одна из функций настоящего времени глагола в граммати­ке имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. И тогда, когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть раз­личные глагольные формы, – они семантически близки к настоя­щему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их. Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

    06.09.2016, 678 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.