AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Специфика гуманитарного и филологического знания. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//154/spetsifika-gumanitarnogo-i-filologicheskogo-znaniia/ (дата обращения: 25.04.2024)

Специфика гуманитарного и филологического знания

Специфика гуманитарного и филологического знания

Содержание

    Что такое филология? «Я знаю, что это такое, до тех пор, пока меня не спросят, что это такое», — эти слова христианского мыслителя Средневековья Августина Блаженного, сказанные им по поводу категории времени, вполне применимы в размышлениях о филологии.

    С одной стороны, эта наука относится к числу наиболее развитых. Она располагает определённым предметом, точными методами его изучения, системой теоретических выводов и накопленных знаний, широкой сферой приложения к общественной практике [Волков 2007: 23]. С другой, филология остаётся наукой нерешённых проблем, на которые указывают все, кто с ней соприкасается.

    Вопрос о сути филологии как науки и учебной дисциплины актуализируется в связи с перестройкой системы отечественного высшего образования, появлением бакалавриата и магистратуры по направлению «Филологическое образование». В средней школе возникают классы филологического профиля. Назрела необходимость в соответствующих программах и учебных книгах.

    С.И. Гиндин справедливо замечает, что отсутствие филологических программ для школы объясняется тем, что, несмотря на распространённость, дефиниция «филологического» остаётся неопределённой [Гиндин 1998: 83]. Требует дисциплинарной поддержки актуальное в современной отечественной педагогике понятие «филологическая компетенция», поскольку границы филологии, её истоки всё ещё остаются дискуссионными [Махмурян 2008: 202]. Поэтому вопрос «Что такое филология?» — совсем не праздный.

    Энциклопедии, словари и справочники существенно различаются своими определениями понятия «филология».

    В «Словаре Академии Российской» слова филология нет, но есть три однокоренных слова — филолог, филологический, филологически. Если филолог в нём толкуется как ‘любослов’ [САР: 6: 488], то потенциальное слово филология значило бы ‘любословие’.

    Одно из первых определений термина филологии дал Н.М. Яновский в своём «Новом словотолкователе…» (1806): «ФИЛОЛОГИЯ, Гр. Любление и учение языков и словесности; наука, содержащая в себе правила и примечания, служащие ко всеобщему познанию языков, их критики, значения как собственного, так и переносимого их слов и речений и наконец всего того, что имеет отношение к выражению в разных наречиях народов как древних, так и новейших. <...> К филологии относятся различные отрасли человеческих познаний, кроме высоких наук математических и физических» [Яновский 1806: III: 987–988].

    В.И. Даль в знаменитом словаре науку о слове также не обошёл. «Филология, языковеденье, наука или изученье древних, мёртвых языков; изученье живых языков» [Даль 1980: 4: 534].  Если В.И.Даль, предельно сужая понимание филологии, сводит её к языкознанию, то большинство последующих авторов расширяют понимание филологии, включая в неё и культуроведческий аспект.

    В авторитетном «Русском энциклопедическом словаре» И.Н. Березина термину филология посвящены две статьи: «Филология сравнительная» и «Филология». Первая трактуется им в духе компаративистики — ведущего направления в науке тех лет, вторая — любоязычие — представляет собой краткий очерк содержания этого понятия от античности, где ораторское искусство достигло вершин словесного мастерства, до второй половины XIX в., когда она разделилась на две ветви: «науку о языке и литературе народа» и науку о народе. В первом случае в центре внимания остаются проблемы грамматики, критики и герменевтики, а во втором — этнологии и культурологии (см.: [Березин 1878: 215]). Для того времени такое понимание филологии было заметным шагом вперед.

    В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона филология мыслится в составе единой историко-филологической науки и определяется как «наука, имеющая своим содержанием изучение творений человеческого духа, т.е. в их развитии» (см. переизд.: [Зелинский 1993: 811]).

    «Энциклопедический словарь» Русского библиографического института Гранат филологию определяет так: «любовь к слову, к изучению слова-мысли» [Риттер 1926: 511]; «обращённая к памятникам сторона историко-филологической науки» [там же: 512].

    Для Е.Д. Поливанова филология — это совокупность дисциплин общественных наук, изучающих явления культуры, отраженные в памятниках слова, т.е. в языке и в литературных источниках, а также (поскольку другие искусства, в свою очередь, тесно прилегают к литературе) и в памятниках других искусств. В составленном Е.Д. Поливановым «Толковом терминологическом словаре по лингвистике» (1935–1937) есть словарная статья «Филология», в которой утверждается, что история литературы (именно как история культуры в памятниках литературы) и история искусства входят в понятие филологии, в то время как «лингвистика (= наука о языке) входит сюда лишь частично» [Поливанов 1991: 444].

    С.С. Аверинцев в «Краткой литературной энциклопедии» филологию определил как «содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов». Правда, в этой статье ниже есть примечательная фраза: «Правильнее видеть в Ф. широкую, но внутренне единую и самозаконную форму знания, которая определяется не столько границами своего предмета, сколько специфическим подходом к нему» [Аверинцев 1972: 974].

    Р.А. Будагов называл филологию совокупностью наук, изучающих культуру разных народов, прежде всего в том виде, в каком она выражена в языке, в письменности, в художественной литературе [Будагов 1976: 14].

    Показательны итоги дискуссии 1979 г. «Филология: проблемы, методы, задачи» на страницах журнала «Литературное обозрение». Выступления известных литературоведов, лингвистов и философов Я. Билинкиса, М. Гаспарова, М. Гиршмана, В. Григорьева, В. Кожинова, Д. Лихачёва, Ю. Лотмана, А. Маркова, В. Фёдорова о разных аспектах филологии не привели к возникновению единой концепции базовых основ этой области гуманитарной науки.

    Спустя почти двадцать лет С.И. Гиндин констатировал, что какого-либо единственного определения филологии нет даже в специально посвящённых этой теме работах Г.О. Винокура. Определение можно реконструировать благодаря высказываниям Г.О. Винокура о сущности филологической работы. Например, «филолог — не “буквоед” и не “гробокопатель”, а просто — лучший из читателей: лучший комментатор и критик. Основная обязанность филолога именно в том и состоит, чтобы понимать решительно всё» (цит. по: [Гиндин 1998: 5]). Заметим, что Г.О. Винокур определял филологию не прямо, а через структуру текста и рассуждения типа «…нет сомнений, что чтение — это искусство, которому надо учиться …мастер чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначать в этом случае словом “филология”» [Винокур 1981: 38– 39]. Если для Г.О.Винокура филология — искусство читать, то для С.С. Аверинцева филология — исследование человеческого мира, организованного вокруг текста и увиденного через текст [Аверинцев 1972: 975].

    Поиск адекватного определения сути филологии необходим и потому, что без него трудно, если не сказать невозможно, определить границы составляющих её частей (наук, дисциплин).

    Современные энциклопедии и словари на вопрос, что такое филология, отвечают слишком обобщённо, а потому примерно одинаково. Например:

    «Филология — наука (здесь и далее подчёркнуто нами. — А.Х.), изучающая культуру, язык и литературу того или иного народа» [http://www.glossary.ru].

    «Филология — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих человеческую культуру через текст» [http://www.lan.krasu.ru].

    «Филология… совокупность методов и приёмов исследования памятников письменности с точки зрения языка, стиля, исторической и этнической принадлежности» [БЭ 2006: 54: 476–477].

    Итак, в дефинициях статус филологии определяется по-разному:

    1.  наука;
    2.  название группы дисциплин;
    3.  область знания;
    4.  совокупность методов и приёмов исследования памятников письменности.

    Обескураживает факт отсутствия самого понятия и термина «филология» в справочниках филологического характера, например в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»  (М., 2001), хотя указан филологический метод.

    Составители зарубежных энциклопедий столкнулись с той же самой науковедческой проблемой. Французский лингвист Ж. Марузо термин «филология» толкует так: «Это слово обычно обозначает изучение литературы вообще, но более определённым образом (за исключением собственно исторических дисциплин — истории, науки о древностях) — изучение письменных памятников и той формы языка, с которой они нас знакомят, а в ещё более специальном смысле — изучение текстов и их передачи, за исключением исследования языка, которым занимается языковедение» [Марузо 1960: 326].

    Знаменитая энциклопедия «Britannica» ограничилась несколькими строчками: «Philology, a term now rarely used but once applied to the study of language and literature. Nowadays a distinction is usually made between literary and linguistic scholarship, and the term philology? Where used, means the study of language — i.e., linguistics (q.v.). It survives in the titles of a few learned journals that date to the 19th century. Comparative philology was a former name for what is now called comparative linguistics (q.v.). [Britannica 1994: 9: 387]. Из словарной статьи ясно, что сам термин «филология» используется редко и относится к сфере языковедческих и литературоведческих штудий. Чаще всего он означает изучение языка, а потому сравнительная филология постепенно становится компаративной лингвистикой. В XIX в. слово philology, сообщает словарная статья, входило в названия некоторых учебно-методических журналов. Таким образом, филология, в интерпретации британских лексикографов, предстаёт как нечто выморочное.

    Понимание объекта, предмета, цели и задач у филологов весьма разнится. Литературовед убеждён, что у филологии как дисциплины более общего, чем лингвистика и литературоведение,  объединяющего их уровня объектом является слово, а предметом — особенности словоупотребления, общие для лингвистики и для литературоведения, а также частные законы словоупотребления в смежных искусствах [Марков 1979: 50]. Для культуролога цель филологии — объяснить смысл и функции того или иного текста в общем культурном контексте. Центром филологических  усилий являются художественные словесные тексты как наиболее сложные по организации типы текстов. Дешифруя разные уровни смысла произведений словесного искусства, лингвистика и литературоведение, более или менее ясно дифференцированные в области теории, в конкретном анализе бывают столь тесно слитыми, что разделение их делается весьма затруднительным, и это обязывает филолога четко ориентироваться в методологии этих наук [Лотман 1979: 47]. Специалист в области классической филологии полагает, что цель филолога — через изучение слова дойти до мыслей и чувствований другого человека. Слово как великое орудие мысли и общения между людьми и вместе с тем и как средство познания чужой мысли — это основной материал для филолога и отправной пункт для всех его исследований [Радциг 1965: 85]. Языковеду очевидно, что целью структурной филологии можно считать обнаружение в каждом слове самостоятельной культурной ценности и системы эстетически значимых смыслов [Григорьев 1979: 28].

    Наше понимание филологии близко к определениям Ю.С. Степанова («область гуманитарного знания, имеющая своим непосредственным объектом главное воплощение человеческого слова и духа - текст» [Степанов 1998: 592]) и М.И. Шапира («Главный предмет филологии — текст и его смысл. Только филологию интересует «текст как целое <…> то есть уникальное, неповторимое единство смысла во всей полноте и в любых тонкостях его материального воплощения в чувственно воспринимаемой форме» [Шапир 2002: 57]). Объект филологии — текст. Предмет — смыслы и связанные с ними неявные закономерности текста.

    17.02.2016, 6233 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.