AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Научное знание. Филологическая периферия. Вненаучное знание. Знание обыденно-практическое

Научное знание. Филологическая периферия. Вненаучное знание. Знание обыденно-практическое

Научное знание

Ведущим в познании является знание научное. Одни науковеды (В.В. Ильин, А.Т. Калинкин) считают, что минимальный набор наиболее существенных особенностей научного знания включает в себя

  1. 1) истинность,
  2. 2) интерсубъективность
  3. 3) системность.

Под истинностью знания понимают соответствие его познаваемому предмету. Учитываются также основания, по которым данное содержание считается истинным.

Интерсубъективность трактуют как свойство общеобязательности, всеобщности знания. Этим оно и отличается от мнения, характеризующегося необщезначимостью и индивидуальностью.

Системность знания обусловлена его определенной обоснованностью. Если практически-обыденное знание получает подтверждение из повседневного опыта, то организация обоснования в сфере науки имеет строгую дедуктивную структуру, которая обеспечивает свойство дискурсивности знания. Оно, в свою очередь, базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (дедуктивной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Одновременная реализация истинности, интерсубъективности и системности в полной мере определяет научность результатов познания (см. подробнее: [Ильин, Калинкин 1985: 8–11]).

Известен и другой набор критериев научного знания:

  1. 1) про- веряемость;
  2. 2) возможность предсказания;
  3. 3) доказательность;
  4. 4) опровержение.

Однако выясняется, что эти критерии недостаточны, поскольку они не схватывают специфику научной рациональности [Псевдонаучное знание 2001: 16], а потому дискуссия о критериях научного знания продолжается. Считается, что идентифицирующими характеристиками любой области знания, претендующей на статус научной дисциплины, могут считаться наличие объекта и предмета исследования, методологии и метаязыка — совокупности понятий и терминов.

Научное знание — одновременно и результат, и база науки. Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в накоплении и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Она включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и её результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Термином наука обозначают отдельные отрасли научного знания. Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов [НИЭ 2001: 12: 160–161].

В.И. Вернадский считал, что наука — совокупность трёх основ: логики, математики и научного аппарата фактов. Научный аппарат фактов представляет систему и классификацию научных фактов, точность которых достигает предела, когда научные факты могут быть выражены в элементах пространства времени количественно и морфологически [Вернадский 2004: 366]. Наука, продолжает учёный, существует, пока регистрирующий аппарат правильно функционирует, а мощность научного знания зависит от глубины, полноты и темпа отражения в нём реальности. Без научного аппарата, даже если бы существовали математика и логика, нет науки. Однако рост математики и логики тоже может происходить только при наличии постоянно совершенствующегося научного аппарата. Сами логика и математика не являются чем-то неподвижным, отражают в себе движение научной мысли, которая проявляется прежде всего в росте научного аппарата [Вернадский 2004: 371]. Эта позиция представляется интересной в контексте размышлений о месте квантитативных методик в филологии.

Философ М.К. Мамардашвили писал, что наука призвана на основе одних имеющихся знаний и наблюдений производить другие знания [Мамардашвили 1990: 125], а знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что наукой «становится только то, что неизменно повторяется» [Антуан де Сент-Экзюпери 2003: 66]. Эти мнения касаются отдельных аспектов науки.

При всём явном несовпадении дефиниций самого понятия «филология» и разбросе мнений о её объекте и предмете она относится к научной форме познания. Её статус как науки бесспорен, ведь все отмеченные выше критерии научного знания в полной мере применимы к филологии. Филологическое знание истинно, интерсубъективно и системно. Оно основано не столько на традиции и авторитете, сколько на взаимозависимой экспертизе и всесторонней проверке результатов.

Филологическая периферия

Ядерной частью филологического знания является научная филология. Однако существует обширная область так называемой филологической периферии.

Человек потому и живёт, что познаёт. Мир широк и глубок, и человек познаёт его всеми доступными ему способами. «Познавательный опыт человека чрезвычайно многообразен — в нем наряду с научными обнаруживаются до- и вненаучные знания» [Ильин, Калинкин 1985: 5]. В современных учебных книгах по истории и философии науки перечисляется немалое число типов знаний, лежащих за пределами науки. Например, в учебном пособии «История и философия науки» [Джегутанов и др. 2006: 84–85] говорится о знании ненаучном, донаучном, паранаучном, лженаучном, квазинаучном, антинаучном и псевдонаучном.

Полагаем, что обобщённо можно говорить о трёх типах знания — научном, вненаучном и псевдонаучном. Последние два как раз и составляют филологическую периферию.

Вненаучное знание

Оно включает в себя знание обыденно- практическое, мифологическое, религиозное, эзотерическое, интуитивное, а также личностное. К вненаучным формам знания принадлежат, по мнению многих науковедов, религия и философия, роль которых в возникновении научного знания и идеалов рациональности громадна. Также наряду с теоретической и экспериментальной наукой существует процесс преподавания науки, популяризация науки и её использование (как практическое, так и теоретическое) для вненаучных целей (см. подробнее: [Псевдонаучное знание 2001: 16, 19]).

Знание обыденно-практическое

Это элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Источник его — опыт повседневной жизни, разрозненный, практически не систематизированный, не требующий никаких доказательств. Формы этого знания, например, здравый смысл, приметы, предрассудки, назидания, рецепты, личный опыт и традиции. Оно обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. К обыденно-практическому знанию относят также опыт представителей «народной науки» — знахарей, целителей, экстрасенсов.

Вненаучное знание складывается в основном до становления науки, присуще всему социуму, служит почвой всякого познания. Сама наука зарождается на базе обыденно-практической подосновы. Обыденная практика как раз и ставит вопросы, которые сами по себе составляют начало науки.

Обыденно-практическое знание — знание бесписьменное, которое передаётся непосредственным образом в рамках традиционной культуры. В языке традиция реализуется в форме пословиц, поговорок, идиоматики.

К сфере обыденно-практического знания отнесём и так называемое игровое познание. Й. Хейзинга (1872–1945), нидерландский историк и философ, основу культуры видел в игре как высшем проявлении человеческой сущности. Этому феномену посвящена его знаменитая книга «HOMO LUDENS: Человек играющий» [Хейзинга 1997].

23.12.2016, 357 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.