Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяОсновы филологииМетоды исследований в филологии


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Методы исследований в филологии

Введение

В современной филологии все более основательно проявляются процессы интеграции. И ключевое место в филологических исследованиях последних десятилетий стал занимать язык (в широком, филологическом, смысле этого термина) – естественный человеческий язык в его взаимодействиях с другими знаковыми системами: параязыком, искусственными языками, вторичными моделирующими системами и др. Именно в этих взаимодействиях естественный человеческий язык обеспечивает коммуникативное существование и развитие человека и социума. Активно функционирующие в литературе нашего времени термины «языки культуры», «языки текста», «язык рекламы», «язык архитектуры», «язык танца», «язык тела» и под. В связи с этим уместно привести суждение В.А. Звегинцева о невозможности лингвистики замыкаться в узких границах: «Исследования должны распространяться на весь фронт явлений, в которых принимает участие язык». Значимость языка для познания человека в конце ХХ в. подчеркнул Н. Хомский: «Есть несколько причин, по которым язык есть и будет особо важен для изучения природы человека. Одна – та, что язык является подлинным свойством человека как вида, присущим в своих основных чертах только человеческим существам… Далее, язык решающим образом участвует в мысли, действии и социальных отношениях. Наконец, язык сравнительно доступен для изучения». 

Ведь что такое по сути филология? Согласно современному определению , «Филоло?гия — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве» (1, 852). И производить филологические исследования нужно, исходя из связи филологии с другими, смежными с ней дисциплинами.

В свете этого вопрос о разнообразии современных методов филологических исследований видится нам как никогда актуальным.

Понятие и специфика филологических исследований

Само по себе научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого можно выразить в виде системы понятий, законов и теорий. 
Как и остальным наукам, филологии свойственен плановый процесс научного исследования. Оговаривается, что науке известны и случайные открытия, но только тщательно распланированное и обеспеченное научной базой исследование способно глубоко познать закономерности в природе и в обществе.
Традиционно, следование состоит из трех этапов:
- На первом этапе выбирают проблему и тему, определяется объект исследования, формулируются цели и задачи, разрабатывается гипотеза.
- На втором этапе отбираются методы исследования, приемы работы, проверяется гипотеза, осуществляется само исследование и формулируются предварительные выводы.
- Третий этап состоит из внедрения полученных результатов в практику и оформление проделанной работы.

Специфика же филологического исследования заключается в том, что объектом исследования становится что-то, так или иначе связанное с текстом. Текст, особенно художественный, является одновременно и частью культуры, и ее продуктом, и основой.
Филологическое исследование структурно подчиняется основному алгоритму. Различия же в реализации схемы зависят от парадигмы научной дисциплины, опыта исследователя и от многих окружающих обстоятельств. 
Ниже будут рассмотрены актуальные на сегодняшний день методы филологических исследований, каждый из которых может применяться как единственный, так и в комплексе остальных методов.


Интуиция в филологии

В научно-познавательной деятельности особое место занимает интуиция ученого, которая, как можно предположить, опирается на личное и коллективное бессознательное, а также на различные формы неявного знания.

У Юнга, в частности, встречается рассуждение об интуиции в ее соотношении с ощущением, чувством и мышлением. Интуиция — это иррациональная функция. Она есть «предчувствие», «...не является результатом намеренного действия, это скорее непроизвольное событие, зависящее от различных внутренних и внешних обстоятельств, но не акт суждения» (2,с.57). Однако развитой теории интуиции» он не оставил, и необходимо обратиться к другим исследованиям, хотя и сегодня их недостаточно. Как иррациональное начало, интуиция выполняет своего рода «пусковую» функцию в творческом движении разума, который выдвигает новые идеи или мгновенно «схватывает» истину не в результате следования законам логического вывода из существующего знания, но «чисто интуитивно», лишь затем «поверяя результаты логикой». В отличие от рационального рассудка, жестко следующего установленным правилам и нормам, разум может, по Гегелю, «разрешать определения рассудка в ничто» и, ломая старую, создавать новую логику. Соответственно, на этом пути, преодолевая догматизм и формализм рассудка, разум проходит этапы движения от существующего рационального, через иррационально-интуитивное к новому рациональному. Как специфический познавательный процесс, интуиция синтезирует чувственно-наглядное и абстрактно-понятийное, в результате, по Канту, «воображение доставляет понятию образ».

Интуиция имеет противоречивую природу: внезапность озарения, неожиданность догадки предполагают предварительную сознательную работу и волевые усилия по накоплению информации, из которой «озарение», однако, не следует логическим путем, но без которой оно произойти не может. Внезапное «усмотрение истины» предполагает предварительный «инкубационный», по выражению А. Пуанкаре, период подсознательной деятельности, во время которой происходит вызревание новой идеи. В этот период, свободный от строгой дисциплины мышления, рождается множество различных комбинаций идей, образов и понятий, отбор которых происходит неявно, на основе целевой установки мышления исследователя и в результате какого-либо внешнего толчка, далекого от обстоятельств исследования. Путь, который приводит к догадке-озарению, остается неосознанным, скрытым от исследователя, в сферу сознания неожиданно приходит готовый результат, и проследить, как он был получен, невозможно. При попытке сделать это полученный «сплав» понятия и образа «разлагается» на отдельные представления и понятия, перестает быть цельным. Поиск методов изучения и описания «механизма» интуиции продолжается.

В науке под интуитивными часто понимают такие понятия, положения, которые не имеют четкого определения и доказательства, многозначны, допускают различные толкования, часто опираются не на логические основания, но на выводы здравого смысла.

Вера в «самоочевидность» исходных положений, часто выражаемая в словах «очевидно», «легко видеть, что», «отсюда следует», может прикрывать неосознаваемую ошибку, вводить в заблуждение. Самоочевидность как психологическая достоверность не может служить критерием истины, так как часто опирается на привычные представления, за которыми многие значимые отношения и свойства оказываются невидимыми. Любое исследование и в естественных, и в гуманитарных науках предполагает выявление таких скрытых ошибок и достижение «различного класса точности». Вместе с тем невозможно выявить все интуитивные моменты и исключить их, полностью определив и формализовав все знание. Интуиция заменяет еще не сформировавшееся знание, служит своего рода ориентиром, «предчувствующим» возможные пути исследования, хотя и не имеющим «доказательной силы». (3, с. 464)

Научный метод

Научный метод исследования - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с по- мощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются вы- воды и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. 
Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Композиционный анализ

Анализ языковых средств, свойственных таким типам текста, как: рассуждение, повествование, описание. В этом случае эффективной будет форма языкового анализа, при которой ситуация общения, структурно-композиционные части текста и языковые средства будут рассматриваться во взаимосвязи. (4, с. 53)
Композиция понимается широко: не только как построение произведения, но и как динамическое развертывание и смена типов речи, речевых стилей, словесных рядов. Композиция объединяет форму и содержание текста. С помощью композиционного анализа изучаются принципы расположения материала, композиционные планы текста, выделяются семантические центры, описывается расположение эпизодов, изучаются композиционные приемы. (5, с.210-211)

Мотивный анализ

Частный метод, предполагающий изучение мотивов в одном или нескольких текстах автора, рассмотрение повторяющихся мотивов в литературе определенного направления. (4, с.82).
Мотив изучается как устойчивый компонент литературного текста, наделенный семантической насыщенностью, повторяемостью. Примеры: мотив метели у А.С. Пушкина, мотив дороги у Н.В.Гоголя.
Суть мотивного анализа состоит в том. что за единицу анализа берутся не традиционные термы - слова, предложения, - а мотивы, основным свойством которых является то, что они, будучи кросс-уровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику.

Лингвистический эксперимент

Один из видов лингвистического анализа текста, при ко- тором произвольно производится замена одного из языковых средств синонимичным средством. При этом выявляются стилистические возможности каждого синонима. В свое время разработкой метода лингвистического эксперимента занимался Л.В. Щерба. В трудах А.М. Пешковского большое внимание уделяется стилистическому эксперименту, основанному на искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту. Исходной един цей анализа, по А.М. Пешковскому, является текст. Например, наблюдения над синонимами должны производиться только на тексте и только при помощи эксперимента. «Было бы совершенно нелепо, если бы учитель вдруг ни с того, ни с сего бросал ученикам ряд синонимов (красивый, прекрасный, чудный, дивный или смотрю, гляжу, вижу, глазею) и заставлял их над ними раздумывать на почве их общих языковых воспоминаний. Целью эксперимента является при этом углубленное понимание текста, а не усвоение именно данных синонимов, что было бы неизмеримо суше и скучнее для ученика» (4, с. 57-58)

Биографический метод

Частный метод, нацеленный на рассмотрение биографии и личности автора, при котором и биография, и личность рассматриваются как определенный момент творчества. Биографический метод предполагает изучение жизни писателя на основе знакомства с мемуарами о нем, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного наследия, различных архивных материалов, авторских предисловий и послесловий, речей и интервью, поэтических деклараций, критических статей и эссе. (4, с.17)
Биографический метод основан на допущении, что за каждым текстом стоит личность автора, поэтому этот метод позволяет лучше понять творения исследуемого мастера слова.

Семиотический метод

Рассмотрение текста как системы знаков. Значимым является разграничение в рамках семиотики семантики, синтагматики и прагматики знаков. Семиотический метод связан с моделированием текста как знаковой системы.
Ю.М. Лотман, разработавший структурно-семиотическую концепцию, при анализе текста выделял:
1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте;
2) членение текста на сегменты и анализ структуры;
3) поуровневое детальное изучение текстовых единиц;
4) анализ рифм;
5) обобщение наблюдений, конкретизация художественного смысла.(6, с.3518)


Интертекстуальный анализ

Метод, предполагающий изучение межтекстового взаимодействия, выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и т.п. в выражении концептуального смысла вторичного текста на основе его связи с текстом-источником. 
Можно выделить следующие этапы интертекстуального анализа: 
1) выявление эстетических сигналов «чужого» в рассматриваемом тексте; 
2) определение их статуса; 
3) проведение систематизации; 
4) анализ связей с текстом-источником; 
5) изучение возможных смысловых трансформаций и функций в исследуемом тексте.

Дискурсный анализ

Один из способов исследования в современном языкознании, ориентированный на описание реальности речевой деятельности.
Дискурс в контексте лингвистического исследования - такое измерение текста, взятого как цепь/комплекс высказываний (т.е. как процесс и результат речевого (коммуникативного) акта), которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему формальными элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта высказывания, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.
Дискурс в широком смысле есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры – обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты.

Нарративный метод

Метод используется представителями школы нарратологии (теории повествования). Художественное произведение предстает как эстетическая коммуникация между нарратором (повествователем) и рецепиентом (читателем). Нарратологический метод исследования занимает промежуточное место между структуральным и рецептивно-эстетическим. Центральное понятие исследовательского метода – глубинная структура произведения.

Основные этапы нарратологического анализа.
1. Выявление коммуникативной природы литературного произведения.
2. Представление об акте художественного творчества как о многоуровневом повествовательном процессе.
3. Выявление различных дискурсов.
4. Теоретическое обоснование многочисленных повествовательных инстанций.

Представители нарратологии исходят из того, что коммуникативная природа литературного произведения предполагает наличие:
- коммуникативной цепи, включающей отправителя информации;
- сообщения (коммуниката) автора произведения (лит. текста);
- получателя сообщения (читателя).

Коммуникат носит знаковый характер, требующий предварительного кодирования знаков текста отправителем. Очень важно соотнесение коммуниката с внелитературной реальностью. Нарратологи считают, что в своих формальных параметрах произведение не исчерпывается сюжетом.
Если исходить из введенного формалистами определения, что фабула – это что рассказывается в произведении, а сюжет – как это рассказывается, то понятия сюжета недостаточно для определения произведения.

Нарратологи выделяют два аспекта сюжета:

1) формальная структура повествования, касающаяся способа подачи и распределения повествуемых событий (строго хронологии или ахронологического изложения фактов и ситуаций) времени, пространства и персонажей;

2) подача этой формальной структуры с точки зрения прямого или косвенного диалога писателя с читателем (диалогизм – интертекст).

Контент- анализ

Количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. 
Контент-анализ – это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку каких-то компонентов текста, могущую дополняться также различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей. Поэтому наиболее удачным определением контент-анализа можно считать то, которое зафиксировано в относительно недавней книге книге Мангейма и Рича: контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника.

С точки зрения лингвистов и специалистов по информатике, контент-анализ является типичным примером прикладного информационного анализа текста, сводящегося к извлечению из всего разнообразия имеющейся в нем информации каких-то специально интересующих исследователя компонентов и представлению их в удобной для восприятия и последующего анализа форме. Многочисленные конкретные варианты контент-анализа различаются в зависимости от того, каковы эти компоненты и что именно понимается под текстом.

Методика «конкретного литературоведения»

В основу такого анализа текста была положена методика, названная Д.С. Лихачевым «конкретным литературоведением». Суть ее состоит в том, что литературное произведение распространяется за пределы текста. Оно воспринимается на фоне реальности и в связи с ней. Город и природа, исторические события и реалии быта - все это входит в произведение, без которых оно не может быть правильно воспринято. Реальность - как бы комментарий к произведению, его объяснение. Наиболее полнокровное и конкретное восприятие нами прошлого происходит через искусство и больше всего через литературу. Но и литература отчетливее всего воспринимается при знании прошлого и действительности. Нет четких границ между литературой и реальностью.(7, с.10)


Заключение:

Анализ методов исследований в филологии свидетельствует о том, что филология обладает достаточным инструментарием для проведения комплексных исследований – методов, методик и приемов. Однако в целом теория филологических методов, равно как и их упорядоченность, отстают от практики их применения. Но, тем не менее, совокупность методов и приемов позволяет нам говорить о том, что филологическое исследование текста предполагает обращение в процессе исследования объекта и к языковой, и к литературной его стороне, и как к тексту, и к многообразным проявлениям homo loquens — как говорящего, пишущего, автора, читателя, интерпретатора и пр., что делается, как правило, в контексте времени и пространства.

5995
17.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.