AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Цели и программные положения революционных партий России. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//150/tseli-i-programmnye-polozheniia-revoliutsionnykh-partii-rossii/ (дата обращения: 27.04.2024)

Цели и программные положения революционных партий России

Цели и программные положения революционных партий России

Содержание

    По идейно-теоретическим и программным принципам партии можно разделить на три большие группы: социалистические (революционные), либеральные, консервативные (традиционалистские).

    Введение

    Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационных структур и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

    В современном понимании политическая партия — это соответствующим образом оформленная организация самой активной части класса (или слоя класса), которая ставит своей целью ведение политической борьбы за интересы данного класса (слоя) и наиболее полно и последовательно их выражает и защищает.

    Отличительными признаками партии является наличие программы, излагающей цели партии и средства их достижения, устава, определяющего организационное строение партии, центрального руководящего органа, местных партийных организаций, как правило, наличие печатного органа.

    В России партии образовывались позже, чем на Западе. Это свидетельствовало о том, что процесс самосознания классов затянулся в стране. Серьезным тормозом в создании партий было самодержавие, которое пресекало всякую политическую деятельность общества, если она не укладывалась в рамки официальной политики. Вот почему практически все социальные группы и классы российского общества находились в оппозиции царизму, а формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными, включая и буржуазные партии.

    Образование партий в России охватывает длительное время. Сначала в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов и газет. Среди этих аморфных образований постепенно происходило классовое и политическое размежевание и чаще всего образовывалась не одна, а несколько политических партий.

    Образовавшиеся партии, вступая в политическую борьбу, стремились расширить свою социальную базу. С этой целью они включали в свои программы требования, популистского характера, а сама политическая деятельность нередко являлась безответственной и экстремистской, что создавало социальную нестабильность в обществе.

    Советская историография классифицировала многочисленные партии, появившиеся в России в начале XX века, с точки зрения классового подхода на пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные и помещичье-монархические. Пролетарские относились к революционным партиям, все остальные — к контрреволюционным. На наш взгляд, целесообразнее и правильнее политические партии разделились на социалистические, либерально-буржуазные и национал-монархические, в зависимости от политических целей, средств и методов их достижения.

    Общие закономерности образования политических партий в России были те же, что и во всех развитых капиталистических странах. Вместе с тем имелись и существенные отличия, связанные с классовой структурой общества, особенностями политической надстройки, многонациональностью населения.

    Главная особенность заключалась в том, что первую политическую партию в России создал пролетариат. В 1898 году в Минске было провозглашено образование РСДРП, а в 1903 году на II съезде РСДРП положено начало большевизму и меньшевизму — двум направлениям в российском социал-демократическом движении.

    Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1901—1902 годов оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразительницы интересов крестьянства. В годы первой российской революции сложились партии господствующих классов. Эта инертность объяснялась аморфностью и зависимостью буржуазии от самодержавия. У помещиков же главной причиной отсутствия политических партий было то, что политика царизма, обеспечивающая дворянству особое, привилегированное положение в обществе, до поры до времени делала создание таких организаций излишним.

    Второй особенностью образования политических партий в России, главным образом на национальных окраинах, являлось то, что здесь ввиду недостаточного развития капиталистических отношений и сравнительно слабой классовой дифференциации некоторые партии на первых порах имели чрезвычайно пестрый состав. Они являлись искусственными объединениями, в рядах которых состояли представители различных классов. Например, Революционная украинская партия, образованная в 1900 году. Такого рода партия долго существовать не могла. И в обстановке классовых столкновений должна была распасться на ряд партий разных направлений.

    Третьей особенностью формирования многопартийности в России было и то, что ни одна страна в мире не имела столько политических организаций, сколько их возникло в России за короткий период, главным образом за годы двух первых российских революций. Если в 1906 году в России существовало до 50 партий всех направлений, то в 1917 году — более 70, а к концу Гражданской войны — около 90. Это объяснялось, прежде всего, многонациональным составом населения (в России было около 57% населения представлено «инородцами») и одновременно свидетельствовало о разновременности созревания классового самосознания. Отстававшее ранее, оно стало быстро развиваться в связи с начавшейся революцией, но политическая дифференциация была еще недостаточной.

    Социалистические (революционные) партии в России в конце 19 — начале 20 века

    В состав партий социалистической ориентации входили партии двух направлений — социал-демократического и социал-революционного (неонароднического). Наиболее крупными из первых были большевики, меньшевики, бундовцы, украинская социал-демократическая партия, социал-демократия Королевства Польского, социал-демократическая партия Литвы и др.; из вторых — социалисты-революционеры (эсеры), народные социалисты (энесы); эсеры-максималисты, трудовики и другие.

    Социал-демократы:

    Первые социал-демократические партии возникли в Западной Европе во второй половине XIX в. для защиты политических и социально-экономических интересов рабочего класса. Идеологией социал-демократии в начале ее развития стал марксизм, ориентированный на ниспровержение капитализма и создание социалистического общества. В Российской империи социал-демократические организации появились вначале в национальных окраинах: Армении, Литве, Эстонии, Польше, Украине.

    РСДРП

    Рост недовольства широких слоев населения создавал благоприятные условия для выхода на политическую арену радикально настроенных революционных партий. Конец XIX – начало XX в. стал важнейшим этапом в развитии российского социал-демократического движения. К концу 90-х годов, социал-демократические кружки и группы существовали более чем в 50 городах России. Моделью для создания общероссийской социал-демократической партии стал Союз борьбы за освобождение рабочего класса, основанный в 1895 г. в Петербурге В. И.Лениным. В 1898 г. в Минске собрался I съезд российской социал-демократии, положивший начало РСДРП. 

    Становление организационных структур партии, разработка ее программы, однако, затянулись, будучи объектами острой полемики между различными течениями в социал-демократическом движении. Так называемые «экономисты» (Е.Д.Кускова, С.М.Прокопович, А.С.Мартынов и др.), находясь под влиянием идей Э.Бернштейна, представляли реформистское крыло российской социал-демократии и выступали против лозунга диктатуры пролетариата. Противоположную позицию в этих вопросах занимало радикальное течение, взгляды которого наиболее последовательно отражал В.И.Ленин. Рупором его идей стала газета «Искра», которая выходила за рубежом с 1900 г. Партию В. И.Ленин мыслил как организацию сознательного революционного меньшинства, призванную покончить со стихийностью в рабочем движении и построенную на принципах строгой централизации и жесткой дисциплины. Эти взгляды В.И.Ленина нашли наиболее полное отражение в его книге «Что делать?» (1902).

    II съезд РСДРП (1903) принял после острых дискуссий программу, провозгласившую конечной целью партии осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум) и ближайшими задачами (программа-минимум) – свержение самодержавия и завоевание демократических свобод, введение 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам отрезков и т.п. Съезд принял также устав, первый параграф которого вопреки позиции В.И.Ленина не предусматривал непременного участия членов партии в работе партийных организаций, и сформировал руководящие органы РСДРП. Наметившийся на съезде раскол между сторонниками В.И.Ленина и их оппонентами окончательно оформился в ходе выборов ЦК и редакции «Искры». Приверженцы В. И.Ленина, одержавшие на выборах победу, стали именоваться большевиками, а их противники – меньшевиками. Если, по наблюдению Н.А.Бердяева, «русские революционеры и в прошлом всегда были тотальны» и «революция была для них религией и философией, а не только борьбой…», то в лице большевизма возникло марксистское течение, соответствующее «этому революционному типу и этому тоталитарному инстинкту», воспринявшее в отличие от меньшевизма и западноевропейской социал-демократии, «прежде всего не… эволюционную, научную сторону марксизма, а его… мифотворческую религиозную сторону… выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством…».

    Неонародники:

    Неонароднические революционные организации в России были представлены партией социалистов-революционеров (эсеров), анархистов и неонародническими национальными партиями. 

    Партия социалистов-революционеров (эсеров)

    Весьма влиятельной силой на левом фланге российского политического спектра была партия социалистов-революционеров (эсеров). Еще в 90-е годы XIX в. возник ряд организаций, ставивших своей задачей возрождение традиций революционного народничества (Северный Союз социалистов-революционеров, Южная партия социалистов-революционеров и др.). В 1902 г. на базе этих организаций и была создана партия социалистов-революционеров. В конце декабря 1905 г. – начале января 1906 г. состоялся I съезд ПСР, на котором были приняты программные документы. Лидером и идеологом партии был В.М. Чернов. 

    Формирование партии эсеров началось в 1896 году с организации «Северного союза социалистов-революционеров» в Саратове во главе с А.А. Аргуновым. В 1900 году возникла Южная партия эсеров в Харькове. А осенью 1901 года произошло слияние саратовского «Северного союза» и «Южной партии эсеров». Было принято официальное название новой партии «Партия социалистов-революционе-ров», создан единый Центральный комитет и печатные органы эсеров: газета «Революционная Россия» и теоретический журнал «Вестник русской революции», которые сыграли немаловажную роль в объединении неонароднических сил. В январе 1902 года на страницах «Революционной России» было помещено сообщение о создании партии социалистов-революционеров.

    Название партии «социалисты-революционеры» было выбрано не случайно. Оно подчеркивало отличие как от социал-демократов, так и от либеральных народников, и задачей преобразования общества провозглашались социалистические начала. Своим названием эсеры стремились четче зафиксировать свое место в общественном движении. С одной стороны, они дистанцировались от недовольства, которое в общественном движении связывалось с террором и заговорщичеством, и от либерального народничества с его идеей «малых дел». С другой стороны, эсеры стремились провести разграничение с социал-демократами, которых обвиняли в классовой узости, в забвении ими интересов многомиллионного российского крестьянства. Одновременно эсеры подчеркивали свою тесную связь с российской революционной традицией, верность идеям революционеров предшествующих поколений.

    Необходимо отметить, что накануне первой революции в России эсеры еще не имели утвержденной общепартийной программы, не было выработано и тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партии. Эсеры претендовали на роль «крестьянской» партии, но на первых порах по своему составу она была преимущественно интеллигентской. Ее основной костяк составляли адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя. Были в ней и выходцы из семейств буржуазии и дворян, например, В.М. Чернов, А.А. Аргунов, А.Л. Гоц и др. Имелись в партии представители рабочих и крестьян.

    В мае 1904 года в 46-м номере «Революционной России» был опубликован проект программы партии социалистов-революционеров, автором которого был крупный теоретик неонародничества В.М. Чернов. Дискуссия по проекту продолжалась до конца 1905 года и завершилась на I съезде ПСР, состоявшемся в декабре 1905 — начале 1906 года в полулегальной обстановке в Финляндии. На съезде присутствовали представители 43 местных эсеровских организаций из существовавших к тому времени 62 комитетов и групп  в России.

    Программа эсеров являла собой сочетание марксистских и народнических установок. Эсеры выступали за реорганизацию общества на социалистических началах и уничтожение частной собственности. Ближайшие требования их программы совпадали с программой-минимум РСДРП, однако в отличие от социал-демократов они выступали за национализацию земли и уравнительное землепользование. Движущими силами революционных преобразований эсеры считали пролетариат, трудовое крестьянство и революционную интеллигенцию.

    К числу важнейших средств политической борьбы эсеры относили террор. Еще в 1901 г., т.е. до оформления партии, один из ее основателей Г.А.Гершуни приступил к созданию боевой организации. Под руководством Г.А.Гершуни, а после его ареста – Е.Ф.Азефа, являвшегося, впрочем, провокатором и ведшего двойную игру, эсеры осуществили накануне первой русской революции ряд успешных террористических актов (убийство в 1902 г. министра внутренних дел Д.С.Сипягина, а в 1904 г. – его преемника В.К.Плеве и др.).

    Как и в других политических партиях, в ПСР произошло размежевание. В 1906 г. отделились эсеры-максималисты, сделавшие главным в своей деятельности только террор (именно они организовали 12 августа 1906 г. покушение на П.А. Столыпина), и народные социалисты, не принимавшие террора и отстаивавшие мирные способы политической борьбы. В отличие от основной партии эсеров эти организации не имели серьезного влияния на общество и оставались малозначительными политическими объединениями. В ноябре 1917 г. в эсеровской партии возникло оппозиционное течение (М. Спиридонова, Б. Камков, С. Мстиславский и др.) левых социалистов-революционеров. В декабре 1917 г. они вступили в большевистский блок и входили в советское правительство до марта 1918 г. В связи с неприятием Брестского мира с Германией левые эсеры разорвали отношения с большевиками и осуществили в июле 1918 г. попытку организации мятежа против большевистской власти, но потерпели поражение и вскоре прекратили свое политическое существование.

    Анархисты

    Анархизм представлял собой учение, сторонники которого отрицали государство и всякую власть, считая, что ее можно уничтожить революционным путем. Идеальным общественным строем они называли федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций, где человеческая личность свободна от всех форм зависимости. Первые анархические группы в России и за рубежом появились в начале XX в. В 1905–1907 гг. в анархизме сложилось три течения:

    • анархо-коммунизм, цель которого заключалась в построении после революции нового строя в форме анархического коммунизма (сторонники П. Кропоткина, группа «Хлеб воля» и др.);
    • анархо-синдикализм, провозглашавший основной целью своей деятельности полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся (Я.И. Кирилловский, В.А. Гюссе и др.);
    • анархо-индивидуализм, пропагандировавший абсолютную свободу личности (представители гуманитарной интеллигенции – А.А. Боровой, И. Бродский, Г.И. Чулков и др.).

    Всех анархистов объединяло отрицание любых форм государственности, стремление освободить личность от всех форм политической, экономической и духовной зависимости посредством объединения в свободные и добровольные ассоциации граждан. Анархисты широко применяли террор, в том числе «безмотивный» (только за принадлежность к классу «паразитов-эксплуататоров»), а также экспроприации. Анархисты-синдикалисты считали профсоюзы высшей формой классовой организации пролетариата и основным рычагом его социального освобождения.

    18.02.2016, 29857 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.