Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория РоссииПричины появления фашизма в Германии


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Причины появления фашизма в Германии

Метаданные:

Причины появления фашизма в Германии

Причины зарождения и развития фашизма в Германии.

Введение

Определений термина «фашизм» десятки – от «доклассических» определений Коминтерна до «классического» определения ХІІІ пленума Исполнительного комитета Коминтерна и VII конгресса Коминтерна [41, c.12-13], от представления его как «формы тоталитаризма» [38, c.48] до неофрейдистских интерпретаций как «мужского гомосексуального движения» [40, c.97] или проявления синдромов «конформизма, деструктивной деятельности, садизма и мазохизма» [45, c.36]. В последние десятилетия как в странах СНГ, так и в мире термин «фашизм» приобрел предельно негативное значение. 

В современной политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Ряд ученых понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 1920-30-х гг. и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Итальянский фашизм транслировал идеи «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовал крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославлял войну и экспансию.

Особой разновидностью фашизма был германский национал-социализм Гитлера (А.Шикльгрубера). Эта версия фашизма отличалась политическим иррационализмом («германский миф»), милитаризмом и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав мифологизированного народа – «ариев» [19, с.39-42]. Государству отводилась роль проводника интересов «высшей расы», а главное место занимала защита её целостности, которая оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 1930-40-х гг., Португалии при А.Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943— 1955), Греции конца 1960-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили (1960-80-е гг.) [53, с.318-346].

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выходят цели подавления демократии, захвата и использования власти посредством насилия и террора [43, c.207].

Таким образом, идейной основой для фашизма являлись доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Общество должно крайне внимательно относиться к появлению идей, стремящихся закрепить социальное превосходство каких-то групп в ущерб другим. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, милитаризма, вождизма и других черт фашистской идеологии.

Ввиду новой волны национализма и фундаментализма после окончания «холодной войны» появились исследования Р.Гриффина, М.Фельдмана, А.Феннера, Э.Вайтца, М.Нейберга, Р.Волина, А.Бауэркемпера, Ш.Бройера, А. Грегора и А. Умланда. Фашизм был разносторонне рассмотрен советскими и российскими учеными, такими как А. С. Бланк, А. А. Галкин, П.Ю.Рахшмир, И. Н. Барыгин, Л. М. Макарова, Э. В. Самойлов и др.

Вышеизложенное указывает на значительную степень актуальности темы фашизма для современного общества и позволяет определить цель исследования − осуществление разностороннего и объективного анализа трансформации идеологии фашизма от становления к современным модификациям. Для реализации поставленной нами цели предстоит решить следующие задачи:

  • во-первых, раскрыть понятие и сущность идеологии фашизма,
  • во-вторых, проанализировать механизмы формирования тоталитарного режима на базе фашистской идеологии,
  • в-третьих, рассмотреть и описать современные модификации фашистской идеологии.

Объектом исследования выступает идеология фашизма и её современные модификации. Предмет исследования – возникновение, развитие и трансформация идеологии фашизма.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы объективизма и историзма, системный и структурно-функциональный подходы. Кроме общих методологических принципов были использованы и конкретные методы проведения политико-исторического исследования: общелогические методы (историко-логичесий анализ, метод типологизации и классификации, синтез, политико-историческое сравнение) и специальные политологические методы (обзор статистики, анализ автобиографий идеологов фашизма).

1. Понятие и сущность идеологии фашизма

1.1 Причины возникновения идеологии фашизма
 

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины. В этот период сложились предпосылки, которые способствуют появлению и упрочению фашизма. В первую очередь таковой предпосылкой стал общенациональный кризис, вызванный послевоенной разрухой, затрагивающий все общественные слои и группы и обостряющий социальные, в том числе межэтнические, противоречия. На это накладывается ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса. Усугубило ситуацию применение властью, позиционирующей себя в качестве демократической, мер жёсткого характера. «Медлительность либеральной политики вызывала растущее недовольство. К этому добавлялось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральными фразами, отстаивал антиобщественные привилегии» [47, с.23]. Возникло недоверие граждан к политическим институтам. На уровне массовой психологии возникло чувство потери социальной безопасности, зачастую перерастающее в агрессию по отношению к государству в целом.

Не последнюю роль играло ослабление международных позиций страны как в случае с Италией, потерявшей свою былую роль в политических процессах Европы, так и в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев. Деятельность левых партий (коммунистической, социал-демократической) устрашала революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества [15;c.68-73].

Во главе фашистского движения стояли искусные лидеры-демагоги, умело играющие на общественных противоречиях, манипулирующие массой, обещающие вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий. Харизматические способности таких лидеров зачастую решали многие вопросы, на которые он мог ответить понятно доступно и однозначно: «Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности» [18, с.167]. Невозможно переоценить тот факт, что материальная поддержка крупной буржуазии устраняла многие трудности, встающие на пути к власти для фашистской партии.

Кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях заставили обращаться людей не к рациональному решению проблемы в рамках либеральной демократии, а воззвать к эмоциям, чувствам и поиску иррационального выхода из катастрофической ситуации [17,с.238-247].

Применительно к Германии возможно чётко обозначить основополагающие причины, приведшие к установлению фашизма:

- монополистическая буржуазия нашла в фашизме желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

- мелкая буржуазия, определённая часть крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

- рабочий класс Германии оказался расколотым на две рабочие партии, каждая из которых была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Как для Германии, так и для Италии значительную роль сыграла общая нестабильность, питающая националистические, милитаристические и реваншистские настроения. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями на международной арене. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР [42; c.118-125, c.164-169].

Не стоит недооценивать и психологическую подоплёку фашистской идеологии. Пожалуй, именно она сыграла значительную роль в укреплении духа «праведности» фашизма среди малообразованных людей и маргиналов [5, с.31]. «Кроме проблемы экономических и социальных условий, способствовавших возникновению фашизма, существует и проблема человека как таковая, которую также нужно понять» [45, с.308]. Сущность данной предпосылки возникновения фашистской идеологии заключается в том, что человек, будучи в нестабильном, но относительно свободном состоянии, готов поступиться этой самой свободой для того, чтобы получить гарантию “завтрашнего дня” [21;c.201]. Порядок и устойчивость человек в эпоху кризиса готов купить за свободную волю и совесть.

Одновременное наличие всех этих факторов и их сплетение позволило фашистской идеологии приобрести широкий размах в Европе в 1920-30-х гг..

1.2 Понятие фашизма и его базовые идеологические принципы

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике [57; c.15-17].

«Классические» образцы фашизма − это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма − воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась [7, с.23-47].

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения [6, с.45], а Гитлер − полную приверженность идеям нации [9, с.369]. Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

  • Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция − путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества» [8, с.137].

  • Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно − «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений [1, с.64-78].

  • Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших» [18, с.160].

  • Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

  • Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

  • Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» − писал Гитлер [9, с.18]. Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

  • Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

  • Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе − «Drag Nach Osten» [7, с.49-74]. Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона − поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль − как символ тупой и рабской покорности» [цит. по: 9, с.284].

  • Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР [52, с.163-205].

  • Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования — быть полезными для нас в экономическом отношении» [цит. по: 9, с.58], остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев − Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» [цит. по: 9,с.12] − считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денационализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

  • Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» [цит. по: 18, с.203] провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование» [цит. по: 9, с.193].

  • Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии [55, с.167].

  • Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе − на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества [15, с.569-574].

2. Анализ идеологии германского национал-социализма

Рассматривая национал-социализм (нем. Nationalsozialismus) как политическую доктрину фашистской Германии, зачастую взамен полного термина употребляется слово «нацизм», произошедшее от сокращения «наци» (Nazi, сокр. от нем. Nationalsozialist), которым в Германии называли национал-социалистов.

Нацизм имеет много общего с фашизмом и обычно классифицируется как одна из его разновидностей. Однако при всей схожести во многих элементах идеологии (антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, антидемократизм, тоталитаризм, принцип вождизма, экспансионизм) есть и определенная разница, которая заключается в том, что фашизм используется для обозначения широкого спектра политических движений, существовавших в разных странах, в то же время как термин «нацизм» применяют только в связи с нацистской партией и Третьим Рейхом [27; c. 26]. В 1946 году нацизм был осужден мировым сообществом как преступления против мира и против человечности [52, с.17].

Германский национализм преднацистского толка выражен в популярнейшем в те времена произведении Меллера ван ден Брука «Третий Рейх». И здесь уже можно различить претензии на мировую миссию, для которой «запад надо оставить как прочный тыл» и повернуться на Восток. Главная мысль Меллера – формулирование отличия национализма от патриотизма, обоснование верховенства нации над государством [16,с.34-39].

Национал-социализм отличается от итальянского фашизма пониманием государства. Немецкие идеологи считали государство «производным продуктом» расы, т.е. их подход можно назвать биологическим. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма. Идея расы нацистскими пропагандистами интерпретировалась как воплощение души, форма и фигура души. Отсутствие расовой определенности означает незаконнорожденность, парадоксальный «не-тип» по отношению ко всем расовым типам вообще. Соответственно, такой «не-тип» противостоит высшему, культуротворящему расовому типу. «Не-тип» угрожает идентичности народа, который определяется уже не как нация – нация несет в каждом своем представителе лишь некоторую долю расы, – а как воплощение некоего «мистического синтеза», мифа. «Арийский миф» говорил о немцах, как о наследниках великого племени, создававшего древние цивилизации. От них немцы, по мысли Гитлера, получали право на «коллективный и священный эгоизм нации» [55, с.57], переданное посредством крови. И теперь миссией немцев становится не немецкая культура, традиция, язык, не национальная идея, а охранение крови (а в действительности – только мифа крови).

Отличительными элементами нацистской идеологии можно считать замену итальянского «римского мифа» на «арийский миф», основанный на нордицизме. Отсюда последовала концепция о расовой гигиене и, как следствие, вывод о необходимости уничтожения «недочеловеков» (цыган, евреев, славян, негров). Нацисты видели эпическую мистическую борьбу между белой “арийской” расой и евреями. Коммунизм и капитализм объявлены выдумкой евреев. Что касается славян, то война фашистов против СССР была войной на истребление. Главным источником, в соответствии с которым шло планомерное истребление огромных масс населения, является план «Ост». По своей жестокости и цинизму этот документ не имеет аналогов в истории человечества. План содержит в себе ужасающие подробности уничтожения советских людей. В него включались такие средства, как уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого уровня, а также искусственное сокращение рождаемости [14,с.120-143].

Как и в Италии, мы видим в нацистской Германии не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы − партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть − в особе «фюрера». Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не получая санкций парламента, издавать правовые акты [13,с.420-423]. Как и в Италии, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории» [18,с.176], но исторически фашистская доктрина оказалась опороченной вместе с нацистской практикой, имея к ней ровным счетом самое поверхностное отношение.

Таким образом, фашизм − это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социальные ценности, основанное на государственном режиме тоталитарного типа. В узком «классическом» смысле − феномен политической жизни Италии и Германии 1920-40-х гг. При установлении фашизма устраняется разделение властей и политическая оппозиция, разрастается полицейский аппарат как способ подавления протесов, а государственный аппарат полностью сращивается с фашистской партией, в то время как её руководитель обладает неограниченными властными полномочиями. Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя». Однако разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма «классического образца», но в тоже время породил определённые его видоизменения и модификации.

3. Современные модификации фашистской идеологии

Фашизм, являясь одной из наиболее общих категорий, в своих изначальных формах (итальянский, германский, японский) обретает свое содержание через радикальные и экстремистские поиски актуального предложения в лево-правом спектре политической жизни той или иной страны, направленные на «создание империи на базе национального государства» [10, c. 35]. В «экспортируемых» формах он представляет собой преимущественно правоэкстремистский ответ на кризисные процессы эволюции национального государства.

Категориальный ряд для характеристики фашизма демонстрирует рождение новых форм в результате своеобразных «мутаций терминов». Так, если в довоенный период кроме терминов «фашизм» и «нацизм» появился термин «монархофашизм» для характеристики диктатуры А. Цанкова в Болгарии, то в послевоенный период возникают и продолжают сохранять актуальное значение такие термины, как «неофашизм», «неонацизм», «правые радикалы», «правый экстремизм» [2, c.59]. Словотворчество с фашистским акцентом постоянно является атрибутом политического дискурса. В русскоязычной литературе термин «фашизм» является обобщающим для всех видов фашизма, в англоязычной традиции «фашизм» — это категория для обозначения только итальянской версии рассматриваемого явления.

Можно согласиться с суждением А. Ежовой, которая отмечает, что «мы уже привыкли к известному пропагандистскому приему, когда ярлык «фашизм» приклеивается к разным политическим движениям и партиям, зачастую к реальному фашизму не имеющим никакого отношения. При этом целью является дискредитация той или иной политической силы в связи с тем, что в глазах большинства термин «фашизм» имеет ярко выраженную негативную окраску» [39, c.217].

В политическом дискурсе рассмотренный генеральный термин дополняется и конкретизируется рядом категорий, среди которых в первую очередь следует выделить такие, как «неофашизм», «неонацизм».

Впервые термин «неофашизм» появился в Италии после окончания второй мировой войны и был связан с попытками в той или иной форме возродить фашистское движение. Долгое время крупнейшей организацией итальянских праворадикалов была партия «Итальянское социальное движение» (итал. «Movimento sociale italiano»), образованная в 1946 г. и названная так в память об Итальянской социальной республике, созданной Муссолини в конце войны. Партия стремилась добиться реабилитации фашистского режима, включала в свой состав его прежних функционеров [11, c.443].

Неофашистские организации действовали и действуют в Германии, Великобритании, Франции, Австрии, США и других странах Запада. Некоторые из неофашистских группировок имеют международный характер. В наши дни неофашистское движение, которое стало возникать сначала в странах Западной Европы, распалось на две части. Одна – традиционалистский фашизм, то есть приверженность к старым формам, лидерам, утверждениям, ценностям, выводам. В Германии это было превозношение СС, Гитлера, попытка оправдать его политику, попытка ориентироваться на тексты. В Италии это была попытка превозносить Муссолини, традиции итальянского фашизма [56, c.76-79]. Появился «модернизаторский» («ревизионистский») фашизм, который дистанцируется от своего предшественника, даже позволяет критику «классического» фашизма, но сохраняет некие его родовые черты: ориентация на национальность, на нацию как инвариант и основную движущую силу развития человеческого общества и активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей. Это направление одержало верх в результате конкуренции между традиционным, фундаменталистским фашизмом и новым фашизмом.

Итак, послевоенные виды политических партий, движений и организаций последователей фашизма принято объединять термином «неофашизм». Неофашизм – термин, применяемый для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после Второй мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности. Во многих европейских странах есть законы, которые запрещают выражение нацистской, расистской или антисемитской идеологии, соответственно, никакая законная политическая партия прямо не называет себя неофашистской. Поисковая система Google 15 февраля 2011 г. показала 136 000 актуальных упоминаний термина «неофашизм» в русскоязычной части сети. Обычно показатели в течение последних лет близки к зафиксированным. Послевоенные виды политических партий, движений и организаций последователей нацизма принято объединять термином «неонацизм» [13]. «Неофашизм» менее актуален, чем термин «неонацизм» в современном политическом и политологическом дискурсе (поисковая система Google показала 161 000 актуальных упоминаний термина " неонацизм" ) [13]. Неофашизм, тем не менее, является общим термином и включает неонацизм, как идеологическую характеристику определенных организаций и движений, сохраняющих исключительно нацистскую идеологию и атрибутику.

Неофашистские организации извлекли пользу из избирательной демократической системы, где огромное большинство людей поддерживает представителя, а парламентарная демократия существует как единственная законная форма правительства. По данным Международного института гуманитарно-полити- ческих исследований демократия признана 95% западноевропейских граждан как идеальный тип, но удовлетворение функционированием демократии выражает только 57% [20, c.53].

Три элемента являются ключевыми для успеха неофашистских партий: во-первых, опровержение ими фашистского происхождения, как исключение ниспровержения демократического государства и насилия в политике, отклонение первенство государства в национальном возобновлении, оставляя при этом авторитарную корпоратистскую социально-экономическую архитектуру. [54, c 97-112]. Во-вторых, сохранение антиэгалитаризма, антиплюрализма и антилиберальности (органическое общество, в расовом отношении базируемый статус государственности, авторитарная политика и антилиберальный уклон). В-третьих, использование недовольства избирателей качеством функционирования органов демократического государства [51, c.44-47].

Привлекательным является также широко используемый неофашистскими идеологами исключительный популизм, основным положением которого является рестриктивное гражданство, основанное на утверждении, что реальная демократия основана на гомогенном сообществе, так, чтобы у недавно прибывшего в страну не было гражданства и социальных пособий [50, c.55-56]. С одной стороны популизм проявляется через СМИ: манипуляция через демагогическую стратегию, разработанную, чтобы " продать" политику циничной аудитории, с другой, более опасной, популизм нацелен против организации власти и господствующих ценностей общества. Такой популизм всегда включает радикальную реформу политических институтов и привлечение граждан к участию в ней [4, c.39].

Борьба по поводу целесообразности и корректности использования околофашистских терминов не закончилась. Таким образом, крайне правые и неофашистские тенденции в политическом и политологическом дискурсе современного мира представлены многогранно. Постоянно проявляются тенденции к обновлению содержания категорий, однако за " перелицовкой" терминов и названий не стоит терять содержательную сторону. Теперь неофашизм - это не столько общественно-политическое и идейное течение, прямо связанное с оправданием и возрождением фашизма, сколько гибрид фашизма, видоизменивший в соответствии с современными условиями конкретные лозунги и методы деятельности, но сохранивший свои идейно-политической основы.

Заключение

В данной работе был проведен анализ причин появления и развития фашистской идеологии от ее зарождения и первых форм в Германии до ее модификаций в современном мире. Подытоживая работу, можно сказать, что фашистская идеология деструктивна по отношению к личности и гражданскому обществу. В случае, если она становится государственной, то представляет собой открытую террористическую диктатуру, с применением крайних форм насилия. Она открыто проповедует деструктивные идеи расизма, антисемитизма, шовинизма и тоталитарные методы регулирования жизни социума. Внешняя политика агрессивна, направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, истребление народов. В таком государстве существует культ личности.

На основании изложенного выше, мы характеризуем фашизм как политическую идеологию, отстаивающую идеи расового превосходства, крайнего национализма и опирающуюся для достижения своих целей на террор, агрессию и экстремистскую практику. В настоящее время фашизм в его " классической" форме нигде не существует.

Представляется возможным обозначить следующие этапы трансформации фашистской идеологии:

  1. " классическая" фашистская идеология, зародившаяся и существующая между двумя мировыми войнами в Италии и Германии, служащая фундаментом для дальнейшего развития данной идеологии.

  2. фундаменталистская фашистская идеология, используемая в качестве государственной в франкистской Испании, Японии 1930- 40-х гг., Португалии при А.Салазаре, Аргентине при Х. Пероне (1943- 55), Греции конца 1960-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили (1960-80-е гг.).

  3. модифицированный неофашизм (1990-е гг. - настоящее время) характеризуется резким ростом количества неофашистских партий и организаций, которые приспосабливают фашистскую идеологию к любому обществу, сохраняя мощную пропаганду и экстремистские методы борьбы. Современный неофашизм соединяет идеи антигуманизма, иррационализма, антиэгалитаризма, антисемитизма, расизма, крайнего национализма, шовинизма, опирается в активных действиях на маргинальную социальную базу, а на выборах расширяет её за счёт популистских программ и лозунгов. Современные неофашисты ведут борьбу за гомогенное общество и рестриктивное гражданство, что оправдывает наличие прав и свобод человека только у граждан страны, антиплюрализм сочетается с эффективным использованием демократического устройства стран для борьбы за власть и манипуляцией идей свободы слова и информации.

Всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Неонацизм и неофашизм в новом тысячелетии не только не исчезли, а наоборот получили дальнейшее развитие во многих направлениях. Увеличение количества партий и движений, их численности, несмотря на запрещение многих из них, не привели к искоренению этой опасной идеологии. Активное участие в выборах или попытки участия в них неизбежно ведут к увеличению числа людей, испытывающих давление неофашистской пропаганды.

Следует понимать, что иррациональная идеология находит сторонников именно в кризисных ситуациях, когда отсутствуют их рациональные решения или они не эффективны. Поэтому, есть смысл бороться с проявлениями неофашизма не только методами прямого правового запрета или ограничением, но и мониторингом, постоянным и реальным разрешением самых острых социальных проблем (безработица, низкая заработная плата, бедность, низкое качество образования и медицины и их недоступность, коррупция во власти и преступность). Однако, чтобы бороться, нужно выявить эти явления на всех уровнях общественной жизни, а также пресекать распространение неофашистской пропаганды.

До сих пор об неофашистских организациях информации недостаточно. Необходимо досконально изучить эти организации и движения не только на внутреннем, но и на международном уровне. Тогда можно будет успешно бороться с ними, как путем разоблачения их ложной пропаганды, так и правовыми методами: аресты, запрещениями партий и организаций.

3200
15.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.