AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Особенности внутренней политики правительства Александра III. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//150/osobennosti-vnutrennei-politiki-pravitelstva-aleksandra-iii/ (дата обращения: 20.04.2024)

Особенности внутренней политики правительства Александра III

Особенности внутренней политики правительства Александра III

Содержание

    Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.

    Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

    Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

    В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

    Следствием поражения революционно-демократического лагеря в годы революционной ситуации 1878-1882 гг. стал новый правительственный курс на переход к открытой реакции, проведение серии контрреформ, направленных на «исправление» последствий буржуазных преобразований 60-70-х годов с целью укрепления позиций дворянства – единственной надежной социальной опоры самодержавия. Возврат к старому стал возможен из-за слабости и неорганизованности в этот период крестьянского и рабочего движения, неразвитости русской либеральной оппозиции.

    Хотя контрреформы проводились наиболее консервативными сановниками нового императора Александра III (1881-1894) Д.А.Толстым, К.П.Победоносцевым и др., правительство вынуждено было проявлять известную осторожность, сочетая жесткие меры с рядом уступок.

    В деревне была сделана ставка на сохранение «патриархальных» отношений, ограничение законодательным путем семейных разделов и переделов земли (с 1893 г. их разрешалось проводить не чаще, чем раз в 12 лет), сохранение общины, ограничение переселения крестьян.

    Экономическая программа Каткова—Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

    Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

    14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он был принят как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Закон просуществовал вплоть до 1917 г.

    Были произведены изменения в налоговой политике правительства. С одной стороны, с 1887 г. прекратился сбор подушной подати, но эти потери правительство компенсировало проведением выкупной операции в государственной деревне (в результате которой увеличились платежи этой категории крестьян). Была также ужесточена система взыскания повинностей и недоимок, что приводило к быстро прогрессирующему разорению беднейшей части крестьянства.

    В 1882 г. в России был учрежден специальный крестьянский банк, который должен был проводить операции по продаже земли. По мнению правительства, это могло несколько смягчить аграрный вопрос, дав возможность зажиточной крестьянской верхушке (а в ряде случаев и целым крестьянским обществам) получить ссуды для покупки земли. Главным результатом деятельности банка стало предоставление возможности российскому дворянству выгодно продавать через Крестьянский банк свои земли.

    Особенно реакционным было введение в деревне института так называемых «земских начальников» (12 июля 1889 г.), когда в 40 российских губерниях было создано несколько тысяч «земских участков», возглавляемых назначаемыми министром внутренних дел потомственными дворянами. Последние, получившие название «земских начальников», обладали правом вмешиваться в жизнь крестьянских обществ, выполняли административные и судебно-полицейские функции.

    Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами. Фактически это восстанавливало позиции помещиков, утраченные было в ходе проведения реформы 19 февраля 1861 г.

    18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и ⅔ сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее ⅔ крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

    Заметному ограничению подверглась и деятельность земств. В новом «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» было обеспечено заметное преобладание дворян в органах местного самоуправления, а сами эти органы попадали под жесткий контроль со стороны губернаторов.

    Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

    В городах правительство стремилось расширить вмешательство администрации в дела городского самоуправления. В соответствии с законом 1892 г. основными избирателями в городские думы становились теперь владельцы недвижимого имущества. Мелкая буржуазия фактически устранялась от участия в городском самоуправлении.

    11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

    Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

    Контрреформами были затронуты также печать (в 1882 г. вводились новые жесткие «временные правила о печати») и система просвещения. В годы реакции были закрыты многие демократические и либеральные издания, из высших учебных заведений были вынуждены уйти прогрессивно настроенные профессора. В 1887 г. был опубликован так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», по которому была закрыта дорога в гимназии детям простолюдинов. В университетах была поднята плата за обучение, а новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал университетскую автономию.

    Однако последовательно провести контрреформы, уничтожив буржуазные преобразования 60-70-х годов, правительству не удалось. Причиной этого стал новый подъем революционного движения, нарастающий с середины 90-х годов. Курс на консервацию полуфеодальных отношений в условиях развивающегося капитализма не только не мог укрепить самодержавие, но приводил к его ослаблению.

    27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт, если его деятельность признавалась вредной для общества. Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

    23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

    18.02.2016, 11463 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.