AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Особенности социально-экономического и политического развития России в первой половине XIX века. Сущность «правительственного либерализма». — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//150/osobennosti-sotsialno-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-razvitiia-rossii-v-pervoi-polovine-xix-veka-sushchnost-pravitelstvennogo-liberalizma/ (дата обращения: 27.04.2024)

Особенности социально-экономического и политического развития России в первой половине XIX века. Сущность «правительственного либерализма»

Особенности социально-экономического и политического развития России в первой половине XIX века. Сущность «правительственного либерализма»

Содержание

    Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I

    Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы. Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие. В 30-50-е годы XIX в. противоречия между старыми феодальными производственными отношениями и развивающимися производственными силами общества достигают степени конфликта, т.е. перерастают в кризис феодального способа производства. В недрах крепостнической системы в этот период развивались новые капиталистические отношения.

    Современная отечественная историография отказывается от бытовавшей ранее трактовки кризиса феодально-крепостнической системы как времени состояния полного упадка. Наряду с кризисными явлениями (регрессивными процессами, происходившими в помещичьей деревне, базировавшейся на крепостном труде) наблюдалось и заметное развитие производственных сил. Правда, происходило оно прежде всего на базе мелкотоварного и капиталистического производства.

    Экономическое и социально-политическое развитие России

    В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура которой была архаична.

    Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крепостническом труде, обладали низкой производительностью. Все попытки интенсифицировать сельскохозяйственное производство осуществлялись за счет усиления крепостнических форм эксплуатации: увеличения барщины и оброка.

    Вместе с тем набрали силу новые хозяйственные отношения, не свойственные феодально-крепостнической системе, что свидетельствовало о ее кризисности и начале разложения.

    Рост внутренней и внешней торговли в начале XIX в. стимулировал строительство новых путей сообщения. В северо-западном регионе в 1810–1811 гг. открылись Мариинская и Тихвинская системы каналов. В местах пересечения торговых потоков устраивались ярмарки.

    В промышленном отношении в целом лидировали Петербург, Москва, Тула, Ярославль, а горно-металлургическая промышленность была сосредоточена на Урале, Алтае и в Забайкалье.

    Постепенно (со второй трети XIX в.) в России начинается промышленный переворот, о чем свидетельствует появление первых железных дорог, спуск на воду паровых пароходов, применение на фабриках и заводах машинного труда.

    Социальные отношения дореформенной России основывались на сословности. Общество делилось на сословия, обладающие разными юридическими правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

    К привилегированным сословиям относились дворяне, занимавшие главенствующее положение и являвшиеся опорой самодержавия. Они владели землей и крепостными, были освобождены от налогов и обязательной службы.

    Духовенство представляло собой замкнутое сословие, привилегированность которого определялась доминирующим положением Русской православной церкви в государстве и его духовной сфере.

    Ряд существенных привилегий имело купечество. Оно было освобождено от некоторых налогов и имело право сословного самоуправления. Купцы 1-й гильдии освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний.

    Полупривилегированным (особым) сословием считалось казачество. Казаки владели землей, освобождались от податей, пользовались казацким самоуправлением. Их главной обязанностью была воинская служба со своим снаряжением.

    Непривилегированные сословия (податные) составляли большинство населения страны.

    В мещанство записывались городские жители: ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Они платили высокие налоги и несли рекрутскую повинность.

    Самое многочисленное сословие представляло крестьянство, которое подразделялось на государственных, удельных и помещичьих. Государственные крестьяне владели землей на общинном праве, имели крестьянское самоуправление, платили подати и несли рекрутскую повинность. Удельные крестьяне принадлежали царской семье и несли все повинности. Помещичьи крепостные крестьяне выполняли все обязанности как собственность дворян (барщина, оброк и др.), несли также в полном объеме рекрутство и платили подушную подать.

    В целом население России в начале XIX в. составляло 43,7 млн. человек.

    Промышленность

    Наиболее заметным явлением в развитии русской промышленности стало начало промышленного переворота. В техническом плане он выразился в переходе от мануфактуры (где уже наблюдалось внутрипроизводственное разделение труда и частично применялось водяное колесо) к фабрике, оборудованной паровыми двигателями. Социальный аспект состоял в том, что в ходе промышленного переворота происходило быстрое формирование двух классов капиталистического общества – промышленного пролетариата и буржуазии.

    В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно времени начала и завершения промышленного переворота. Так, С.Г.Струмилин считал, что промышленный переворот в России завершился еще до отмены крепостного права, в отличие от него П.Г.Рындзюнский предполагал, что переворот происходил в 60-90-е годы XIX в. Большинство историков относит его начало к 30-40-м годам XIX в., связывая его с распространением на транспорте и в промышленности паровых машин.

    По новейшим подсчетам, на рубеже 50-60-х годов XIX в. фабрики составляли около 18% от общего числа крупных предприятий, на них было занято почти 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек).

    Крепостное право в России задерживало как техническое переоснащение предприятий, так и формирование пролетариата. Широкое применение новой техники требовало перехода к наемному труду, но труд крепостных и посессионных рабочих обходился дешевле, чем затраты на механизацию производства и покупку рабочей силы. Противоречие заключалось и в том, что, будучи более дешевым, такой труд был гораздо менее производительным по сравнению с трудом вольнонаемных рабочих. В то же время значительная часть этих рабочих состояла из крепостных крестьян, отпущенных на оброк.

    Несмотря на тормозящее влияние крепостного права, развитие промышленности с началом промышленного переворота значительно ускорилось, однако от европейских стран Россия в это время отставала все больше и больше (особенно заметно это было при сравнении количества продукции, приходящейся на душу населения).

    Реформы начала царствования Александра I

    Александр I (1801–1825 гг.) вступил на престол в марте 1801 г. при чрезвычайных обстоятельствах, когда в результате дворянского заговора был убит его отец – император Павел I.

    Новый царь был воспитан в духе просвещенного абсолютизма. Его наставником был Ф.Ц. Лагарп, швейцарский юрист, горячий сторонник просветительских идей XVIII в., бывший для него не только учителем, но и нравственным авторитетом.

    Еще до начала правления вокруг Александра складывается небольшой круг единомышленников, в который входили В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев. После вступления Александра на престол кружок был реорганизован в Негласный комитет, где обсуждались и прорабатывались планы преобразований.

    В своих первых указах Александр I объявил политическую амнистию (15 марта 1801 г.) и упразднил орган политического сыска – Тайную канцелярию (2 апреля 1801 г.). В полном объеме были восстановлены отмененные Павлом I статьи Жалованных грамот дворянству и городам.

    В манифестах от 8 сентября 1802 г. по-новому были определены права и место Сената в системе государственного управления, а также учреждены министерства.

    Сенат признавался верховным административным и судебным органом империи, но полномочия его ограничивались, естественно, властью государя. Созданные восемь министерств были объединены в Комитет министров.

    Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. Александр I 24 января 1803 г. утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. В результате реформ были открыты новые университеты: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский университет), в 1803 г. – Виленский (ныне г. Вильнюс – столица Литвы), в 1804 г. – Харьковский и Казанский. Тогда же был основан главный педагогический институт в Петербурге, с 1819 г. преобразованный в университет. Появились и привилегированные учебные заведения: Демидовский лицей в Ярославле (1805 г.), Царскосельский лицей (1811 г.).

    Преобразования в области просвещения способствовали созданию предпосылок «великих реформ» 60–70-х гг. XIX в., повышению уровня политической культуры общества, расширению круга образованных людей, понимавших необходимость преобразований и составивших ту образованную среду, в которой формировались взгляды будущих реформаторов и их сторонников.

    В 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились. Вся деятельность по проведению преобразований стала координироваться Комитетом министров, в состав которого вошли все члены прежнего Негласного комитета.

    Разработка дальнейших преобразований главным образом была сосредоточена в Министерстве внутренних дел, главой которого был В.П. Кочубей. Через некоторое время в министерстве появился талантливый сотрудник М.М. Сперанский, ставший вскоре видным представителем реформаторов.

    Социально-экономическая политика и крушение реформаторских надежд

    Социально-экономическая политика Александра I, как и другие сферы его деятельности, характеризовалась противоречивостью, непоследовательностью и отсутствием четко заданных ориентиров.

    Исключение составляли лишь последовательная поддержка и расширение прав «третьего сословия» – купечества, а также меры, направленные на развитие промышленности. В декабре 1801 г. был принят указ, разрешавший купцам покупать свободные земли, т. е. впервые у недворян появилась возможность приобретать не населенную крестьянами землю.

    В январе 1807 г. последовал новый указ «О даровании купечеству новых выгод», согласно которому расширялись права купцов 1-й и 2-й гильдии: за денежные взносы они освобождались от рекрутской повинности, им разрешалось создавать акционерные общества, иметь свои собрания, торговые суды.

    В 1818 г. был принят закон о праве всех казенных, удельных, помещичьих крестьян и свободных хлебопашцев основывать фабрики и заводы. В первой четверти XIX в. в России увеличилось количество фабрик и работающих на них. К 1825 г. насчитывалась 5 261 фабрика с 210 568 рабочими, из них вольные составляли 114 515 (54 %). Таким образом, в фабричном производстве наблюдалась тенденция роста вольнонаемного труда.

    Наиболее тяжелое положение в период правления Александра I сложилось в финансовой сфере.

    Политические события в Европе, войны с Францией, Швецией, Турцией и Персией требовали постоянных расходов всех ресурсов России.

    После Тильзитского мира в 1808 г. расходы намного превышали доходы казны. Дефицит был покрыт новым выпуском ассигнаций, что еще более усугубило ситуацию. Для выхода из кризиса был разработан план финансовых преобразований, подготовленный под руководством М.М. Сперанского. В нем предусматривалось сокращение выпуска бумажных денег – ассигнаций, переход к кредитным бумагам и привязка их к серебряному стандарту. Программа была нацелена на упорядочение доходов и расходов и прежде всего на увеличение налогов в два-три раза. Впервые был введен налог на доходы помещиков с земли, что вызвало недовольство дворян.

    Эти меры, введенные специальным манифестом от 1 февраля 1810 г., позволили стабилизировать финансовую систему России и помогли ей выстоять в период Отечественной войны 1812 г.

    Но так продолжалось недолго, вскоре опять расходы государства превысили доходы, финансовое и экономическое положение страны в конце первой четверти XIX в. ухудшалось.

    Важным фактором в военной и социальной политики Александра I стало учреждение военных поселений, главным организатором которых был генерал А.А. Аракчеев (1769–1834). В основе их создания лежала идея о переводе части армии на самоокупаемость, что сокращало расходы казны на содержание военных подразделений. В военные поселения зачислялся ряд территорий, населенных государственными крестьянами. Все мужчины превращались в солдат и должны были вместе с семьями выполнять сельскохозяйственные работы и нести воинские обязанности. Кроме того, считалось, что это частично решит проблему рекрутских наборов, так как все дети, рожденные в поселениях, определялись в солдаты и таким образом армия пополнялась естественным путем.

    Но жесткий казарменный режим, воинские занятия наряду с тяжелым крестьянским трудом, наказания за малейшую провинность – все это делало военные поселения худшей формой крепостничества.

    Военные поселения были ликвидированы только в 1857 г., в эпоху правления Александра II.

    Царствование Александра I, на которое многие вначале возлагали большие надежды, заканчивалось крайней нестабильностью в стране. Император, желавший провести реформы, но все время колебавшийся в осуществлении их на практике, своими действиями способствовал резкому обострению политических и социально-экономических проблем в России. И выступление декабристов в 1825 г. стало в значительной степени следствием нереализованных замыслов верховной власти.

    Внешняя политика

    В начале XIX в. главными направлениями внешней политики России были западное (европейское) и южное.

    Квинтэссенцию европейской внешней политики составляла борьба России и Франции за лидерство на континенте. Южное направление включало в себя взаимоотношения с Ираном (Персией) и Турцией (Османской империей).

    В Европе вместе с Англией, Швецией, Австрией и Пруссией (состав стран менялся) Россия приняла участие в антинаполеоновских коалициях 1805–1807 гг. Несмотря на огромный военный и экономический потенциал, коалиции держав терпели поражения. В битве под Аустерлицем в 1805 г. их войска потерпели серьезное поражение. А в 1807 г. русские войска были разбиты Наполеоном при Фридланде. Александр I вынужден был начать переговоры о мире с французским императором.

    В 1807 г. в Тильзите Франция и Россия подписали договор, в соответствии с которым Россия брала обязательство примкнуть к континентальной блокаде Англии и разорвать с ней политические отношения. Тильзитский договор также предусматривал создание Герцогства Варшавского под протекторатом Наполеона из отторгнутых от Пруссии польских земель. Впоследствии они послужили плацдармом для нападения на Россию.

    Тильзитский мир наносил ущерб экономике России в связи с разрывом традиционных торговых связей с Англией. Тем не менее он дал России временную передышку и позволил активизировать политику на северо-западном и южном направлениях.

    В 1808 г. Россия, придерживаясь условий Тильзитского мира и союза с Наполеоном, вступила в войну со Швецией, отказавшейся разорвать торговые отношения с Англией. В 1809 г. Швеция потерпела поражение. Россия аннексировала Финляндию. Созданное Великое княжество Финляндское, главой которого стал российский император, вошло в состав России с широкой внутренней автономией.

    Напряженные отношения складывались на южных рубежах. Турция не желала признавать завоевание Россией побережья Черного моря и, в первую очередь, присоединение Крыма в конце XVIII в. Главные задачи России заключались в следующем: обеспечить наиболее благоприятный режим в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы и не допустить в Черное море иностранные военные суда.

    Россия активно пользовалась полученным ею по Кючук-Кайнарджийскому (1774) и Ясскому (1791) договорам правом покровительства балканским христианам, подданным Османской империи. Противоречия между Россией и Турцией привели в 1806 г. к новой войне, которая завершилась в 1812 г. победой России. По условиям подписанного в мае 1812 г. Бухарестского мирного договора к России отошли Бессарабия и значительный участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми. Молдова, Валахия и Сербия, оставаясь в пределах Османской империи, получили автономию.

    На Кавказе, где сталкивались интересы России, Турции и Ирана, российское правительство также проводило активную политику. В 1801 г. Грузия добровольно вошла в состав Российской империи. Результатом русско-иранской войны 1804–1813 гг. стало включение в состав Российской империи территории Северного Азербайджана и Дагестана. Первый этап присоединения Кавказа к Российской империи был завершен.

    Сущность «правительственного либерализма»

    К началу XIX века Россия продолжала отличаться от большинства европейских стран: она оставалась самодержавной монархией. Происшедшие в конце XVIII века либеральные революции в Северной Америке и Франции усугубили критические настроения. Одних либерализм привлекал как идея, другие рассматривали его как инструмент для модернизации страны. К числу первых относился адмирал Николай Мордвинов, который считал необходимым создание условий для накопления частного капитала: «Собственность есть первый камень. Без оной и без твёрдости прав её ограждающих нет никому надобности ни в законах, ни в отечестве, ни в государстве».

    После заключения достаточно унизительного Тильзитского мира с Францией в 1807 г. император Александр I поручил одному из самых образованных людей своего времени, товарищу (то есть заместителю) министра юстиции Михаилу Сперанскому разработать план политических реформ. Ещё в бытность секретарём князя А. Б. Куракина, Сперанский изучил работы французских мыслителей эпохи Просвещения и Иммануила Канта и стал сторонником конституционной монархии. Причину политической нестабильности Сперанский видел в том, что самодержавие имеет только видимость законности, являясь по сути самовластием. Вместо этого он предлагал учредить разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви и свести к минимуму право государя издавать законы без согласия высшего законодательного органа, Государственной Думы.

    Согласно плану Сперанского, изложенного им во «Введении к Уложению государственных законов», Государственная Дума также должна была осуществлять надзор над правительством и министрами. Сенат оставался высшим судебным органом, а назначаемый императором Государственный Совет осуществлял надзор над законностью действий всех ветвей власти и направлял законы императору на их утверждение. Всему населению предоставлялись гражданские права, включая неприкосновенность личности и собственности, право на суд, право свободно распоряжаться своим имуществом. При этом оно разделялось на три сословия. На дворянство и среднее сословие (купцов, мещан, государственных крестьян) распространялось избирательное право, на основе имущественного ценза. Третье сословие (крепостные, рабочие) права голоса не имело, но в перспективе предполагалась отмена крепостного права.

    Свои реформы Сперанский начал в области образования, основав первую государственную среднюю школу — Царскосельский лицей. В 1809 г. был выпущен указ, согласно которому всем придворным, независимо от титула, для получения должности в государственном аппарате полагалось пройти государственную службу начиная с низшей ступени. Согласно другому указу, для получения должности коллежского асессора или выше чиновникам без университетского образования полагалось сдавать экзамены. 1 января 1810 г. был учреждён Госсовет. Началась финансовая и административная реформа, в значительной степени по образцу Франции.

    Сперанскому удалось реализовать лишь небольшую часть своего плана. Реформы вызвали возмущение среди знати. Критикуя Сперанского,Н. М. Карамзин утверждал, что для России «естественным» является крепостное право. 

    Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете реализовать свои планы в целом М.М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу «Общее учреждение министерств», подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование). Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан – сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.

    18.02.2016, 45692 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.