Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяРиторика и речевая культураРиторические стили мышления


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Риторические стили мышления

Различают три стиля мышления:

  1. дискурсивный
  2. интуитивный
  3. ассоциативный

Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.

Интуитивный (умозрительный) -  афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.

Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.

Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.

Манипулирование – человек делает ложные выводы из правильных посылок (может быть, когда закрыты источники информации).

Три рода красноречия. Ораторика и гомилетика.

Три рода красноречия:

  1. 1) торжественное (речи хвалебные и порицающие);
  2. 2) совещательное или политическое (речи убеждающие и разубеждающие);
  3. 3) судебное (речи обвиняющие и защищающие).

Гомилетика церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки. Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни: 1) огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется; 2) абсолютное знание предмета; 3) доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики; 4) высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру; 5) тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Ораторика – равное положение говорящего и слушающего. Внимательность к контрадоводам.

Элокуция

Элокуция (элоквенция) - словесное оформление мысли. Ее содержание: анализ различных грамматических форм (предложение, фраза, период); суждение об основных характеристиках стиля и его разновидностях; учение о "формах" стиля; учение о "формах" речи (проза и поэзия); описание и классификация риторических фигур. Элокуция - характеристика тропов и фигур теории красноречия. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.

Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.

Выразительность речи

Обычно понимают выразительность как способность автора выражать свои чувства. В риторике способность речи запоминаться, бросаться в глаза. Выразительность разная у слов и в восприятии людей. Выразительность нужна для того, чтобы:

  • Быть услышанным
  • Выделить главное

Усиливается, когда используем что-то редко. Самое невыразительное в синонимическом ряду – доминанта. Чем необычнее троп, тем сильнее выразительность (поезд пришел – притащился – приволокся).

Тропы. Разновидности тропов

Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

Троп обычный (в языке есть прямое обозначение, но в стилистических целях – к тропу (молодость-весна)) и вынужденный (катахреза). Есть разделение тропов на речевые (стихийный троп) и языковые (метафора – уже часть языка (дождь идет)).   

Метафора. Развернутая метафора. Антаподозис.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.

Структура метафоры.

Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как», «будто».

Имеется два сравнения предмета:

объект и субъект

третий признак, по которому сравниваются предметы.

Правила:

Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.

Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный признак при сравнении.

От области сравнения зависит оценка предмета речи.

  • когда сравнение ищется на улучшение метафоры
  • когда сравнение ищется на ухудшение метафоры

Чтобы получить свежую метафору можно использовать видовые сравнения.

Метафоры могут быть краткими и развернутыми.

 Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто» вымывается.

Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.

Метафоры одушевленные и неодушевленные.

Перенос:

С одушевленное на неодушевленное

С неодушевленное на одушевленное (золотой характер)

С одушевленное на одушевленное (она рычит)

С неодушевленное на неодушевленное

Антаподозис развернутая метафора или притча, снабженная комментарием. Суть антаподозиса состоит, во-первых, в том, что сравнение проводится по разным основаниям (развернуто), во-вторых, каждое сравнение комментируется: Новая гиря склонила чашу весов. Весы - наша экономическая ситуация. Новая гиря - кризис. Антаподозис - один из исконных приемов русского красноречия.

Метонимия. Синекдоха. Парабола и парадигма.

Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.

С помощью метонимии часто называют:

предмет по материалу, из которого он сделан

по свойству

по производителю, по автору

предмет называется по предмету, содер. его.

время называется по предмету или явлению, характеризующее это время (любить до гроба)

частным случаем метонимии является синекдоха

название части предмета переносится на весь предмет целиком

множественное число заменяется единственным числом

на развитии метонимии строится риторический прием перефраз, когда название предмета заменяется описанием его признаков.

Синедоха. Перенос имени с части на целое называется синекдохой; этот тип метонимии может использоваться в целях выделения разных сторон или функций объекта; ср. лицо, фигура, личность в применении к человеку (юридически ответственное лицо, историческая фигура, роль личности в истории). Однако основная функция синекдохи состоит в идентификации объекта через указание на характерную для него деталь, отличительный признак. Поэтому в состав синекдохи часто входят определения. Для синекдохи типична функция именных членов предложения (субъекта, объекта, обращения): Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину, так, чтоб не мимо господского дома? (Гоголь);. Употребление синекдохи прагматически (ситуативно) или контекстуально обусловлено: обычно речь идет о предмете, либо непосредственно входящем в поле восприятия говорящих (см. примеры выше), либо охарактеризованном в предтексте. Чтобы назвать человека панамой, фуражкой или шляпой, нужно предварительно сообщить адресату о его головном уборе: Напротив меня в вагоне сидел старик в панаме, а рядом с ним женщина в кокетливой шляпке. Панама читала газету, а кокетливая шляпка кокетничала со стоящим возле нее молодым человеком. Синекдоха, таким образом, анафорична, т.е. ориентирована на предтекст. Поэтому она не может употребляться в бытийных предложениях и их эквивалентах, вводящих некоторый предмет в мир повествования.

Парабола («брошенная рядом») – вымышленная история для пояснения данной – притча. Аллегорический рассказ. На Руси в средние века не было культуры парадигмы, но была культура параболы

Парадигма – приведение случаев из жизни. Классические примеры – образцы (Одиссей хитроумен – образец хитроумия, Ахилл быстр – образец быстроты, Геракл силен – образец силы).

Ирония как троп. Антифразис. Астеизм.

Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.

Ирония, обращенная на себя – миктеризм.

Ирония, обращенная на другого – хлевазм (насмешка).

Насмешка в форме похвалы – антифразис («умный» - дурак)

Похвала в форме насмешки – астеизм (хорошо играет, подлец)

Злая ирония – сарказм

Антифразис - имя, данное кому-либо в противоположном, ироническом смысле. Например называют слабого — Геркулесом, бедного — Крезом; говорят: «какой вы чистенький» — испачканному. Вообще — употребление слов в противоположном смысле.

Астеизм - колкая насмешка язвительное замечание, напр. «Ты все пела. Это дело. Так поди же попляши» (Крылов).

Перифразис. Эвфемистические и дисфемистические перифразисы.

Перифразис троп торжества, замена слова описательным выражением: северная столица (вместо Петербург). Одно и то же действие можно назвать и покорением природы, и грубым вмешательством в экологию. Перефразис может основываться на метафорах.

Эвфемистический перифразис – скрашивание, укрывание, смягчение (умер - ушел).

Дисфемистический – огрубление, открытость (пушечное мясо).

Словесные фигуры и фигуры мысли.

Есть у языка естественный, простой склад, а есть и украшения, "позы" - СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Они делают речь ярче, богаче, выразительнее. Условно их можно разделить на две большие группы: фигуры мысли (те, что не меняются от пересказа) и фигуры слова (те, что меняются). Одна из самых распространенных стилистических фигур - антитеза, оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия ("Пусть светит месяц - ночь темна"). В антитезе могут противопоставляться не только понятия, выраженные одним словом, но и целые словосочетания и даже предложения. Иногда встречаются статьи, целиком построенные на приеме антитезы. Противоположные понятия могут не только противопоставляться, но и неожиданно соединяться, образуя оксюморон. "Живой труп", "Оптимистическая трагедия" - объединяются, казалось бы, несовместимые, взаимоисключающие слова. Следующая фигура мысли – риторический вопрос (Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!). Рассмотрим теперь некоторые фигуры слова (их, как вы помните, нельзя пересказать). Они делятся на фигуры прибавления, убавления, перемещения и переосмысления.

Удвоение - повторение какого-либо слова или словосочетания.
Инверсия - расположение членов предложения в необычном порядке. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Нагнетает напряжение, заставляет читателя искать параллели между различными явлениями.
Градация - употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

С помощью фигур переосмысления вы можете более четко выделять те или иные черты изображаемого, придавать конкретность явлениям, делать повествование или описание более жизненным, а речь более образной. В литературоведении их называют тропами (по-гречески это слово означает "образ", "способ выражения", "оборот"). Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Вот несколько видов тропов:

Эпитет - это художественное определение слова, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении. Понятно, что не всякое определение можно назвать эпитетом. "Железные сплавы", например, - простое определение, а вот "железные нервы" - уже эпитет.
Сравнение - сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Профессионалы часто пользуются развернутыми сравнениями, а иногда и закладывают их в основу статьи (это может быть сравнение и героев, и их поступков, и судеб и т.д.).
Метафора

Гипербола - непомерное преувеличение ("сто лет не виделись"), литота - непомерное преуменьшение ("я на секундочку"). Одно и то же слово может быть и гиперболой, и литотой ("одно слово выговаривает пять минут" - "за пять минут сделал домашнее задание").

Ирония.

Фигуры прибавления.

Повторы:

    Анафора - единоначалие. Обычно употребляется вместе с климаксом и параллелизмом.

    Эпистрофа (антистрофа)= единоокончание.

    Anadiplosis=Стык

    Conduplicatio=повтор ключевого слова в позиции стыка.

    Epanalepsis=кольцо.

    Symploce: Объединенное anaphora и epistrophe, так, что слово фразы повторяется в начале а другое - в конце последующих фраз.

    Аллитерация - повторение начальных согласных звуков.

    Ассонанс - повтор гласных под ударением.

    Эпизевксис. Epizeuxis: Повторение одного слова (для подчеркивания):

    Что вы видите? Провода, провода, везде провода.

    Полиптонтон - многопадежие.

    Антанакласис - ослабление смыслового тождества в повторе, сродни каламбуру.

    Паронимический повтор.

    Усиление (амплификация) - повтор с добавочными деталями (как правило - эпитетами).

    "Деньги, моря денег, океаны денег, денежные галактики - вот о чем он мечтал..."

    Климакс (gradatio) повтор синонимичных элементов в порядке усиления значения.

    Scesis Onomaton подчеркивает идею, выражая ее в ряде обычно синонимичных фраз или утверждений. "Я устал, я исчерпал свои силы, я был окончательно истощен..."

    Diacope: Повторение слова или фразы после вводного слова или фразы.

    Параллелизм - синтаксический повтор (слова, словосочетания, фразы). Служит для установления соответствий между предметами и для создания речевой уравновешенности и ритмической организации текста. В параллелистические конструкции могут включатся разные члены предложения или целые фразы.

    Хиазм. "Обращенный параллелизм" - части параллелистических сегментов корреспонидируют друг с другом в перекрестном порядке. Вместо параллелизма, например, "Что нехотя запоминаешь, то охотно забываешь", предлагается конструкция - "Что нехотя запоминаешь, то забываешь охотно ".

    Гомеотелевтон, homoioteleuton - повторы окончаний в параллелизме.

    Зевгма. Включение в общее подчинение (грамматически правильное) однородных соподчиняемых. Прозевгма - управляющее слово перед управляемыми. Диазевгма - глаголы-сказуемые при общем подлежащем в препозиции.Гипозевгма, как правило - однородные подлежащие при завершающем сказуемом.

    Действенность зевгмы - близка параллелистической. 1. Экономия. 2. Установление связи между идеями.

    Полисиндетон=многосоюзие - наличие союзов между всеми членами перечисления. Риторический эффект, тем не менее, часто близок к эффекту, производимому асиндетоном: ощущение множественности, энергичного перечисления.

    Antimetabole: перестановка слов или фраз (структура хиастич. AB-BA), направленная на усиление конечной формулировки, представление альтернативы, или контраста:

    Делу время - потехе час, а может быть - делу - час, а потехе - время?

    Плеоназм: Использование (нарочитое) большего количества слов, чем требуется для выражения идеи.

    Сделал это своими собственными руками.

    Гипотаксис: подчеркивание причинно следственных отношений, плеоназм в этой области.

    Они задали вопрос из-за того, что они были любопытными.

Фигуры убавления и размещения.

Убавления

Асиндетон=бессоюзие. Пропуск союзов, как правило, между однородными членами. Эффект - создание ощущения спонтанности перечисления или неорганизованного множества.

    Aposiopesis: Резкое прерывание речи, оставляющее предложение незаконченным.

    Паратаксис: опущение причинно-следственных союзов. Речь распадается на фрагментарные фразы.

    Эллипсис - пропуск одного или нескольких слов.

    Силлепсис (ср. зевгма) - неправильное, двусмысленное соподчинение.

Размещения

Инверсия: Гипербатон (дистантная) и анастрофа (контактная).

    Анаколуф: Смена грамматической структуры от начала к концу фразы.

    Мне совестно, как честный офицер (Скалозуб, "Горе от ума".)

    Тмесис Разрыв слова

    Какие такие еще полу, извините, ботинки?

Амплификации.

Амплификация «расширение» (между тропами и фигурами). Бывают на контрасте и на избыточности.

На контрасте: антитеза, градация, коррекция, полиптот, грамматическая антитеза.

На избыточности: плеоназм.

Риторическая теория стилей.

3 стилей и 4 стилей.

Ломоносов – 3 штилей для русского

Данте – 3 стилей для итальянского

Древние авторы выделяли 3 стиля, но разные содержания

I. Азианский (в античном мире считали, что в Азии стиль перегружен; красивый, искусный, но искусственный)

Аттический (сухая лапидарность)

Родосский (прояви себя здесь)

II. Городской (стиль Рима наиболее просвещенный)

Провинциальный

Сельский

III. Высокий

Средний

Низкий

IV. Высокий (создан чтобы волновать слушателя)

Средний (цветущий, создан чтобы развлечь; у истоков художественной литературы)

Простой (чтобы учить)

 Инвенция.

Инвенция – изобретение (найти что сказать, изобретение мысли). Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).

Общие правила Инвенции: 1) нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели - убеждения; 2) одна из трех частей должна доминировать; 3) нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи; 4) аргументы в речи - к людям степенным и разумным; 5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается; 6) размышление, опыт и внимательное изучение наследия великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.

Теория общих мест и статусов.

Статус (поза, в которой стоит борец) – составление разработки дела.

4 античных статуса:

1. статус установления – разбирается событийная сторона дела, под сомнение ставится событие (не убивал)

2. статус определения – событие не подвергается сомнению, подвергается сомнению применение закона (не убийство, а самооборона)

3. статус оценки – под сомнение ставится не событие, не закон, а мотивы (убил жену из ревности, 2 предыдущих статуса не подлежат сомнению, мотив – действовал из справедливости)

4. статус отвода – под сомнение ставится личность самого обвинителя, а не мотивы и обстоятельства (а судьи кто?)

Теория общих мест – находить аргументы с помощью связи сомнительного с несомненным.

До предмета – анализ причинно-следственных связей, которые приводят к этому предмету

В предмете - род-вид, часть-целое

Около предмета – сопоставление, противопоставление предмета с другим (если пощадить врага хорошо, то тем более хорошо пощадить друга)

После предмета

Доводы к вещи и доводы к человеку.

Логические доводы были объединены с естественными доказательствами под общим названием "ad rem" ("по существу"). Им были противопоставлены остальные искусственные доказательства "ad hominem" ("к человеку").

Доводы "ad rem", хотя имеют много общего, существенно различаются степенью результативности, так как наблюдение способно разграничить только реально существующие или несуществующие явления; размышление же, опираясь на наблюдение, разграничивает не только реальность или нереальность проявления, оно вскрывает сущность явлений, отличая возможное от невозможного достоверное от недостоверного и пр. Доводы "ad hominem" также имеют много общего. Они нацелены на разграничение приемлемого и неприемлемого, приятного и неприятного, красивого и некрасивого, доброго и злого и т.д. Но они различаются степенью результативности. Этические доводы опираются на социальный опыт, на опыт других индивидов, который, суммируясь с личным опытом, воспринимается как достоверный. Чувственные же доводы, противопоставляющие приятное и неприятное, основаны только на личном опыте. Довод к человеку - вместо обоснования тезиса пытаются опереться на чувства и настроения слушателей, начинают оценивать не поступки человека, а его достоинства и недостатки.

Уловки. Силлогизм.

Уловкой в споре называют всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя и затруднить для оппонента.

Ошибка многих вопросов -- оппоненту задают несколько разных вопросов под видом одного и требуют ответить "да" или "нет". Выход из этой ситуации в том, чтобы дать развернутый ответ.

Ответ вопросом на вопрос -- не желая отвечать на поставленный вопрос, полемист ставит встречный вопрос.

-- А почем купили душу у Плюшкина? -- шепнул ему Собакевич.

-- А Воробья зачем приписали? -- сказал ему в ответ на это Чичиков.

( Н. В. Гоголь. "Мертвые души" )

Ответ в кредит -- испытывая трудности в обсуждении проблемы, спорщики переносят ответ на "потом", ссылаясь на его сложность.

Выход из спора происходит в том случае, если один из участников спора сознает слабость своей позиции.

Срывание спора производится путем постоянного перебивания оппонента, демонстрации нежелания слушать его.

"Довод к городовому" активно применяется в тоталитарных обществах. Тезис или аргумент объявляется опасным для общества.

"Палочные доводы" можно определить как особую форму интеллектуального насилия. Участник спора приводит такой довод, который оппонент должен принять из-за боязни чего-либо неприятного, опасного.

Психологические уловки

Ставка на ложный стыд. Люди часто боятся признаться, что они чего-то не знают. Этим пользуются недобросовестные полемисты. Приводя недоказанный вывод, оппонент сопровождает его фразами "Вам конечно, известно, что", "Общеизвестным является факт", "Наука давно установила", "Неужели вы до сих пор не знаете?". Тем самым делается ставка на ложный стыд. Если человек, желая не уронить себя в глазах окружающих, не признается, что ему что-то неизвестно, он вынужден будет соглашаться с аргументами противника.

"Подмазывание" аргумента -- слабый довод сопровождается комплиментами противнику.

 

Ссылки на возраст, образование, положение используются для того, чтобы скрыть отсутствие веских и убедительных аргументов. Довольно часто мы сталкиваемся с такими рассуждениями: "Вот доживите до моих лет, тогда и судите", "Получите диплом, тогда и поговорим", "Займете мое место, тогда и рассуждать будете".

Логическая диверсия используется оппонентом, чтобы переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не связанного с первоначальным тезисом. Чтобы уйти от поражения, полемист отвлекается на посторонние темы.

Перевод спора на противоречия между словом и делом. Чтобы поставить противника в неловкое положение, указывает на несоответствие между взглядами оппонента и его поступками.

"Двойная бухгалтерия". Этот прием иначе называют переводом вопроса на точку зрения пользы или вреда. Недобросовестный спорщик пользуется слабостью человеческой натуры: когда мы чувствуем, что данное предложение нам выгодно, мы соглашаемся с ним, не учитывая высшую истину.

Смещение времени действия -- спорщики подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего тем, что произойдет в будущем.

"Троянский конь" - спорящий переходит на сторону противника, искажает его тезис до неузнаваемости, начинает его горячо защищать и тем самым наносит удар по авторитету оппонента.

Выведение противника из равновесия. В публичном споре большое влияние на слушателей оказывает внушение, поэтому нельзя поддаваться на самоуверенный, безапелляционный тон.

"Чтение в сердцах". Оппонент, используя этот прием, не заинтересован разобраться в сути того, что сказал противник. Он пытается определить только мотивы говорящего.

Обструкция -- намеренный срыв спора. Оппоненту не дают сказать слова, топают, свистят и т.п.

О Наполеоне рассказывают, что во время переговоров с австрийским посланником он бросал на пол фарфоровые вазы, топал... Запуганный посланник согласился с Наполеоном, чтобы только прекратить эту сцену.

Силлогизм - дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (заключение). В зависимости от вида суждений (посылок), входящих в силлогизм, различают:

Простой категорический силлогизм — дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических посылок (суждений), связанных средним термином (при соблюдении определенных правил), обязательно следует заключение.

Например:

Все люди дышат кислородом Я — человек Я дышу кислородом

Условно-категорический силлогизм — дедуктивное умозаключение, состоящее из двух посылок, одна из которых — условное суждение, а другая — категорическое. Гарантированно истинное заключение дают два модуса —  утверждающий и отрицающий.

Разделительно-категорический силлогизм — дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок — разделительное суждение, а другая — категорическое суждение; имеет два модуса: утвердительно отрицающий и отрицательно утверждающий.

Доводы к пафосу. Обещание и угроза.

Пафос (страдание) опирается на индивидуальную эмоциональную память человека. Доводы к пафосу подразделяются на доводы к угрозам (к чему-то неприятному) и доводы к обещаниям (к чему-то хорошему, что можно представить). Пример к угрозам: выборы 96 – напоминание об очередях. Пример к обещаниям: учиться бесплатно, вся реклама).

Доводы к этосу. Сопереживание и отвержение.

Подразделяются на доводы к сопереживанию (предъявляются этические нормы, разделяемые обществом) и доводы к отвержению (предъявляются антинормы, заведомо отвергаемые обществом). Оба основаны на коллективной памяти этноса, адресны. Пример к сопереживанию: Деточкин: передать бедным отнятое у богатых не считается плохим. Пример к отвержению: осуждение предательства (очень сильно в христианстве – Иуда).

 Доводы к авторитетам.

Ссылки на авторитет – довод. Чаще на положительный, но иногда на отрицательный. Укрепляют довод к очевидному (когда авторитет экспертов). В логическом редки, только на авторитет в логике – Сократ сказал еще. Ссылки авторитет особенно действенны к этосу (общенациональные фигуры (на положительные); на отталкивание – отрицательный (Гитлер)) и пафосу (очевидец – о войне участник, о стране житель).

Диспозиция.

Диспозиция - это аранжировка элементов, полученных в результате Инвенции, для наилучшего убеждения аудитории, организация правильной речи, выделение в ней главных значимых элементов, правильное расположение доводов относительно друг друга. Диспозиция содержит введение в тему ("ангажирование сюжета") и развертывание ("приведение доказательств").

Сочиняемая речь имеет шесть частей:

  1. 1) введение,
  2. 2) предложение (теорема);
  3. 3) повествование;
  4. 4) подтверждение;
  5. 5) опровержение;
  6. 6) заключение.

Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное.

Правила введения:

  1. 1) от введения зависит успех в целом;
  2. 2) следует использовать "нравы";
  3. 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы;
  4. 4) писать введение последним;
  5. 5) доступность стиля;
  6. 6) избегать банального и экстравагантного.

Предложение (теорема) - необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы.

Теория выдвижения.

Согласно этой теории, автор тем или иным способом как бы выдвигает, поднимает над текстом какие-то образы, мотивы, подчеркивая их значимость для понимания общего смысла.

Заголовок (особое место в тексте, такие слова максимально помогают раскрыть весь текст).

Начало текста.

Название глав, подзаголовки.

Абсолютный конец.

Эпиграф (почти всегда в выдвижении – заострить внимание на главных проблемах).

Лид (крупным шрифтом).

Врезка

Подписи под фотографиями

Выдвижение в письменном тексте легче чем в устном – графические и параграфические средства.

Схемы выдвижения:

организация позиций в тексте, требующих внимание

Пауза

Рифмованность

 

Конвергенция - концентрация изобразительно-выразительных средств во фрагментах речи с целью привлечь внимание. В смежных фрагментах нет такой концентрации.

Сцепление – повтор элементов в сходных позициях

Градация (лестница) – обычная фигура речи, но в тексте фигура выдвижения. Расположение высказывания в порядке наибольшего или наименьшего признака.

Обманутое ожидание – нарушенное сцепление, нарушенная градация. Часто в новеллистических сюжетах.

 

Выдвижение подчеркивает в тексте его главные мысли, сильно облегчает его восприятие, усиливает воздействующий эффект текста.

 

Аллегория иносказание, инословие. Речь в переносном смысле. Чувственное изображение мысли.

Аллитерация повторение начальных согласных звуков.

Амплификация усиление повтор с добавочными деталями (как правило - эпитетами).

Анадиплозис повтор на стыке смежных – конец – начало.

Анафора единоначалие.

Анаэпифора эпифора+анафора

Антаподозис развернутая метафора или притча, снабженная комментарием. Суть антаподозиса состоит, во-первых, в том, что сравнение проводится по разным основаниям (развернуто), во-вторых, каждое сравнение комментируется: Новая гиря склонила чашу весов. Весы - наша экономическая ситуация. Новая гиря - кризис. Антаподозис - один из исконных приемов русского красноречия.

Антиметабола перестановка слов или фраз (структура хиастич. AB-BA), направленная на усиление конечной формулировки, представление альтернативы, или контраста:

Делу время - потехе час, а может быть - делу - час, а потехе - время?

Антитеза противоположность, противоположение.

Антифразис имя, данное кому-либо в противоположном, ироническом смысле (Геркулес – слабый).

Антономазия вид перифразиса, основанный на описательном обозначении лица вместо называния его по имени и фамилии: Герой Полтавы - Петр I; Страна восходящего солнца - Япония, а также использование широко известного имени собственного вместо нарицательного, называющего другое лицо со сходными чертами: Гобсек - в значении жадный человек.

Аопсиопезис Резкое прерывание речи, оставляющее предложение незаконченным.

Асиндетон Пропуск союзов, как правило, между однородными членами. Эффект - создание ощущения спонтанности перечисления или неорганизованного множества.

Ассонанс повтор гласных под ударением.

Астеизм колкая насмешка, язвительное замечание.

Выдвижение способ организации текста, фиксирующий внимание на определенных его частях и устанавливающий иерархические отношения между ними. Выдвижение достигается либо сильными позициями текста: заглавие, лид, эпиграф, начало и конец, либо специальными схемами построения: конвергенция, сцепление, обманутое ожидание.

Выразительность качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания мысли.

Гипербатон общее название фигур, связанных с обратной перестановкой (хиазм, инверсия и др.)

Гипербола непомерное преувеличение.

Гипонимизация замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Ср.: Он увидел строение и Он увидел коттедж. Строение - гипероним, коттедж - гипоним. Гипонимизация усиливает изобразительность высказывания и сужает круг признаков, характеризующих предмет или явление.

Гипофора риторический прием, вопрос к самому себе. Гипофора облегчает восприятие речи, особенно устной. С помощью гипофор в речи выделяется главное и достигается ее структурирование

Гомеология фигура прибавления, основанная на повторе морфем: приставок, суффиксов или корней: Ср.: Там воля всех вольнее воль, не приневолить вольного; у Н. Некрасова: "От ликующих, праздно болтающих, умывающих руки в крови".

Градация употребление подряд нескольких однородных членов предложения (обычно 3), усиление значения предыд.

Грамматический троп – одна грамматическая форма в значении другой

Диаформа  употребление в одном тексте одного слова в разных, но не противоположных значениях.

Диспозиция это аранжировка элементов, полученных в результате Инвенции, для наилучшего убеждения аудитории.

Дисфемизм огрубление понятия.

Зевгма Включение в общее подчинение (грамматически правильное) однородных соподчиняемых. Прозевгма - управляющее слово перед управляемыми. Диазевгма - глаголы-сказуемые при общем подлежащем в препозиции. Гипозевгма, как правило - однородные подлежащие при завершающем сказуемом.

Действенность зевгмы - близка параллелистической. 1. Экономия. 2. Установление связи между идеями.

Изобразительность наглядность (не только зрительная) речи, облегчающая ее восприятие и усиливающая доходчивость.

Иллеизм фигура прибавления, избыточное употребление местоимения третьего лица: Взойдет она, звезда пленительного счастья.

Инвенция изобретение (найти что сказать). Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем.

Инверсия расположение членов предложения в необычном порядке.

Конвергенция одна из схем выдвижения компонентов речи, состоящая в концентрации изобразительно-выразительных средств в каком-либо отрезке текста.

Коррекция – отрицая сказанное возвращаться с усилением (на площади тысячи, нет, сотни тысяч человек)

Литота непомерное преуменьшение.

Мейозис троп, состоящий в заведомом преуменьшении: В казне не осталось ни копейки. Ср. гипербола.

Мемория (меморио) этап запоминания. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т. е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и др.

Метафора перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.

Метонимия (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.

Оксюморон фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.

Парентеза фигура нарочито пространной речи, вставная конструкция, развивающая либо поясняющая основную тему повествования, например, Как многие из наших великих писателей (а у нас много великих писателей), он не выдержал похвал и тотчас же начал слабеть.

Парабола распространенное сравнение, которое слагается в некий законченный образ.

Парцелляция фигура размещения, состоящая в расчленении предложения на части паузой (графически - точкой или многоточием): Мы ждем вас. Уже сегодня. Парцелляция часто используется в газетной публицистике.

Период развернутое синтаксическое построение, распадающееся на две интонационно противоположные друг к другу части. Первая часть - протазис - характеризуется восходящим движением тона и состоит из синтаксически параллельных отрезков.

Перифразис троп торжества, замена слова описательным выражением: северная столица (вместо Петербург). Одно и то же действие можно назвать и покорением природы, и грубым вмешательством в экологию. Перефразис может основываться на метафорах.

Плеоназм Использование (нарочитое) большего количества слов, чем требуется для выражения идеи.

Сделал это своими собственными руками.

Полиптот (многопадежие) (миру – мир)

Полисиндетон многосоюзие, наличие союзов между всеми членами перечисления. Риторический эффект, тем не менее, часто близок к эффекту, производимому асиндетоном: ощущение множественности, энергичного перечисления.

Просиопезис фигура убавления, состоящая в опущении начальной части высказывания: …и все кончилось. Прозиопезис используется в газетных заголовках в интригующей функции.

Риторический вопрос - вопрос не предполагающий ответа.

Синекдоха перенос имени с части на целое.

Сцепление повтор сходных элементов в сходных позициях.

Троп это оборот основанный на употреблении слова в переносном значении для его усиления.

Умолчание фигура убавления, то же, что апозиопезис, а также недоговаривание чего-либо.

Хиазм "Обращенный параллелизм" - части параллелистических сегментов корреспонидируют друг с другом в перекрестном порядке. Вместо параллелизма, например, "Что нехотя запоминаешь, то охотно забываешь", предлагается конструкция - "Что нехотя запоминаешь, то забываешь охотно ".

Эвфемизм эмоционально нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичного слова или предложения, представляющегося говорящему неприличным, грубым или нетактичным: Незанятость населения вместо безработица.

Эллипсис пропуск одного или нескольких слов.

Элизия пропуск слова, понятный из контекста (я внес свой вклад, а ты свой?)

Элокуция словесное оформление мысли

Эпанод риторический прием, состоящий в том, что вначале анонсируются некоторые свойства чего-либо, а затем каждое свойство подробно раскрывается: Два события волновали народ в конце той недели: кто победит в финале чемпионата мира по футболу и дадут ли…(?)

Эпитет художественное определение слова, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении.

Эпифора повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям). Эпифора передает уверенность. Но если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора - отражает некую неизбежность.

425
23.08.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.