AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Этика публичных выступлений и речевой этикет. Оратор и аудитория

Этика публичных выступлений и речевой этикет. Оратор и аудитория

Содержание

    Этика публичных выступлений и речевой этикет

    Этика публичных выступлений - это нравственные основания риторики. Она включает в себя этическую позицию оратора по рассматриваемым проблемам, его нравственный потенциал, личностные и профессиональные качества и общую культуру речи и поведения. Этическая позиция характеризуется здравомыслием (компетенция, эрудиция, а, следовательно, доказательность, аргументированность), доброжелательностью, открытостью, самоконтролем, порядочностью и тактичностью. Основы ораторской этики были разработаны еще в античности в трудах Платона, Демосфена и других ораторов с учетом особенностей своего времени.

    Речевой этикет - это устойчивые, стандартизированные высказывания, соответствующие определенным этическим нормам. Эти речевые формулы могут быть связаны с различными ситуациями общения: формы обращения, знакомство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, благодарность, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, утешение. сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение. С. Смайлс отмечал: "Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца. а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей". Речевой этикет имеет национальную, социальную, культурную детерминированность. Для оратора самое главное - этично выразить свое согласие (полное или частичное) или несогласие с мнением собеседника, вступить в разговор и прекратить его, управлять временем речи.

    Оратор и аудитория

    В современной риторике становится актуальным разговор об имидже оратора, о тех факторах, которые создают его индивидуальность и неповторимость. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как его внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный ораторский стиль (как он говорит - логика, выразительность, эмоциональность, техника речи), способность к эффективному контактированию с аудиторией. Идеального оратора Цицерон определил так: "Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта. голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров".

    Русская поговорка гласит: "По одежке встречают, по уму провожают-". Первое впечатление об ораторе во многом определяется его внешностью: она оказывает психологическое воздействие на слушателей еще до начала произнесения речи, в момент появления оратора перед публикой. Главное требование к одежде оратора: она должна соответствовать обстановке, не должна вызывать удивления или зависти. Когда выступающий хорошо выглядит, это придает ему уверенность. Поведение оратора и манеры не должны вызывать у слушателей недоумения, должны соответствовать этическим нормам.

    Жесты, мимика, позы, выражение лица, улыбка, смех, симптомы душевных движений и состояний, (побледнел, покраснел, покрылся пятнами, мурашками, мелкая дрожь) - это так называемый невербальный или сомс/ти-ческий язык, который является обязательным атрибутом эмоционального выступления и особым экстралингвистическим средством выразительности.

    Мимика и жесты порой ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить какую-то сложную, цельную, логически расчленимую мысль (речь не идет о специальных "ручных" языках, например, языке глухонемых). При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь. Таким образом, жесты оратора -~ это физическое проявление чувств, эмоций, переживаний, сопровождающих его мысль (так же, как и улыбка, смех, слезы, гримаса презрения), это дополнительное средство воздействия на аудиторию.

    Однако любому оратору необходимо помнить несколько основных правил пользования жестами, которые приводят в своих работах А. Пиз, П. Сопер, Д. Карнеги, М. Сперанский, А. Кони:

    1. 1) жесты должны быть естественными, непроизвольными и органичными: нельзя прибегать к механической жестикуляции и нельзя подавлять импульсов на половину; жест должен совпадать с ритмом выступления (интонацией, ударениями, паузами), что достигается только благодаря увлеченности и свободному владению текстом (А. Кони: "Жесты должны сливаться со словолч и усиливать его"};
    2. 2) жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом (Сперанский: "Рука движется только ... в местах страстных, жарких и живых");
    3. 3) жесты не должны быть однообразными, нельзя пользоваться одним жестом на протяжении всего выступления для придания словам выразительности (А. Кони; "Частные однообразные .жесты неприятны, надоедают, раздражают");
    4. 4) жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должн ы соси ветствовать внутреннему состоянию оратора, его темпераменту, теме речи и составу аудитории (например, взрослые в отличии от детей предпочитают умеренную жестикуляцию).

    Лучшим и самым совершенным считается тот жест, который не замечают слушатели, так как увлечены содержанием речи. Нельзя научить естественности жестов, они индивидуальны. Об этом писал А. Кони: "Жесты человека, подобны его зубной щетке, должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и, если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными". Самое главное для оратора - во время устного выступления не нужно думать о жестикуляции, кроме случаев, когда начнет казаться, что она чрезмерна и ее надо сократить.

    У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальный и неповторимый ораторский стиль - форма и способ изложения материала. Оратор отличается от актера прежде всего тем, что актер может играть каждый день разные роли, а оратор должен всегда оставаться самим собой, по его образу судят о содержании речи- Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный гин личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, эмоциональной конституцией, своим интеллектом, образованностью. Как справедливо отмечал В.Г. Белинский: "Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивой грагщей изложения: третий- преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и т.д.".

    Еще в трудах. Цицерона мы находим описание трех типов ораторов:

    1. 1. "ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца";
    2. 2. "ораторы сдержанные и проницательные, всему поучаюгцие, все разъясняющие", средний тип - умеренный.
    3. 3. "не обладающий ни изысканностью вторых, не бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих".

    В.И. Андреев в "Деловой риторике", используя принцип доминирования тех или иных личностных качеств, выделяет 16 типов ораторов (эврист, теоретик, авторитетный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог и т.д.).

    Кони писал в "Советах лекторам": "Чтобы лекция имела успех, надо:

    1. 1) завоевать внимание слушателей и
    2. 2) удержать внимание до конца речи".

    Решению этой задачи способствуют многие факторы.

    При подготовке выступления необходим учет предполагаемой аудитории (возраст, пол, количественный и социальный состав, профессиональные интересы, уровень образования и общей культуры, физическое состояние, эмоциональный настрой, психологические особенности, отношение к теме выступления, к оратору). Оратор должен не только представить аудиторию, но и почувствовать ее. Чем больше аудитория, тем легче она реагирует на эмоции, поэтому речь должна быть нагляднее и образнее. В немногочисленной аудитории с большой по объему речью выступать легче, потому что контакт со слушателями более интимен, и они меньше устают от соприсутствия.

    Для установления контакта с аудиторией (психологического, интеллектуального, эмоционального) оратор должен уважительно относиться к аудитории, видеть в слушателях партнеров общения, уметь владеть собой (уверенность в себе определяется степенью владения материалом, когда уже не нужно беспокоиться ни о том, что сказать, ни о том, как сказать), преодолеть чувство страха, неуверенности, волнения, застенчивости, которые свойственны даже опытным ораторам, постоянно контролировать слушателей, определяя их реакцию на слова.

    Основной принцип взаимоотношений оратора и аудитории - это живое взаимодействие, не "я" и "они", а "мы", когда аудитория, слушая, участвует в общении.

    Существуют специальные приемы привлечения и удержания внимания слушателей:

    1. 1. Прием соучастия - использование глагола 1 лица множественного числа.
    2. 2. Прием внушения - апелляция к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций.
    3. 3. Прием текстового ожидания - отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание на выбор из нескольких решений.
    4. 4. Прием психологической паузы (5-7 секунд).
    5. 5. Прием парадоксальной ситуации - одно событие рассматривается с разных точек зрения.
    6. 6. Прием апелляции к непосредственным интересам слушателей.
    7. 7. Прием постановки проблемного вопроса.
    8. 8. Прием использования фактического материала, средств наглядности, примеров.
    9. 9. Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того могут служить юмористические замечания, элементы оригинальности, неожиданности, импровизация, чередование разных форм подачи материала и т.д.

    30.08.2016, 2815 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.