AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Разграничение фатического и информационного общения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/razgranichenie-faticheskogo-i-informaczionnogo-obshheniya/ (дата обращения: 23.04.2024)

Разграничение фатического и информационного общения

Разграничение фатического и информационного общения

Содержание

    Для информационного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

    Фатическое (неинформационное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулировании взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание — вот основная цель такого общения. «Фатика» тесно связана с духовной стороной общения (но не равн ей). Поэтом в рамка фатического общения оказываются и бесцельная, малосодержательная болтовня «от нечего делать» и серьезный, глубокомысленный, наконец, просто интересный разговор.

    Типичным примером первого может служить долгий разговор женщин по телефону, когда мужчинам кажется, что весь этот разговор — «ни о чем». Или светская беседа, разговоры в гостях за столом, когда люди разговаривают обо всем понемногу, но чаще всего обсуждается что-то всем известное. Все это - варианты фатическог общения. Таким
    образом, фатическое взаимодействие всегда характерно только для общения и не может относиться к коммуникации.Это определяет и другие особенности фатического общения.

    Если информационное общение обычно целенаправленно и посвящено обсуждению единой на всем протяжении общения темы, то фатическое общение отличает, по результатам исследования Винокур:

    а) неподготовленность, спонтанность;

    б) диалогическая форма;

    в) тематическая свобода, «ибо тема не так важна, как ее обработка»;

    г) следовательно, разговорность стиля.

    Подчеркнем, чт фатическое общение принадлежит преимуществено устной речи и ярче всего проявляется в диалоге.

    При этом важно отметить, что фатическое общение свойственно не только приятному времяпрепровождению, у него есть две основные стратегии — диссонанс и унисон. Нас будет интересовать только вторая. Фатическое общение включает как кооперативное, так и конфликтное общение с разными формами, тональностью, отношениями (степень близости) между партнерами. Это может быть и ситуация, требующая сочувствия, сопереживания, соболезнования. Это и «выяснение отношений» и т. д. Другими словами, в фатическом общении общая речевая задача общающихся может варьироваться в зависимости от близких или неблизких от ношений.

    Рассмотрим типичные ситуации с уточнением речевой задачи в зависимости от степени близости партнеров по общению:

    1. Между незнакомыми людьми — завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (транспорт и т. д.).

    2. Между малознакомыми людьми — укрепить знакомство.

    3. При случайном знакомстве — соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко.

    4. Между хорошо знакомыми людьми — сохранить сложившийся тип отношений, в то время как свертывание фатической речи является знаком желания их изменить.

    5. Между близкими друзьями или в семье — отдать дань привычке к обмену мнениями, выразить эмоции по какому-либо поводу, в котором отсутствует информационная необходимость.

    Фатическое общение отличается и набором типичных тем, которые обсуждаются в процессе такого общения: здоровье, погода, семейные дела, спорт, впечатления о прочитанном, увиденном, обсуждение достоинств и недостатков общих знакомых и т. д. или ситуативно обусловленных тем — работа транспорта, последние городские (местные) новости и т. п.

    В то же время фатическое общение чаще сопровождает информационное, поэтому обычно в речи соблюдается информативно-фатический баланс как норма речевого поведения. Первое, что делает человек, когда видит другого — он его воспринимает и оценивает. В зависимости от того, хотим ли вступать в общение с тем или иным человеком, бессознательно мы «включаем» или «выключаем» фатическую сторонк в общении. И далее, как правило, взаимодействие сочетает в себе фатические и информационные компоненты. Потому что, даже если мы вступаем в общение с какой-то определенной целью (например, узнать что-то), то, выполнив ее, мы можем завершить общение. Но делаем это не всегда. Поэтому, завершив информационную фазу общения, мы можем перейти в исключительно фатическую, как это обычно бывает с приятными друг другу людьми.

    Таким образом, фатическое общение — принадлежность любой культуры. Оно существует в множестве вариантов — от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует целью создание общности в различных социально обусловленных ситуациях.

    01.04.2016, 6240 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.