Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяПрактическая стилистикаПредмет, задачи и основные понятия стилистикиПонятие стилистики. История становления стилистической науки. Стилистика на современном этапе


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Понятие стилистики. История становления стилистической науки. Стилистика на современном этапе

Понятие стилистики

Стилистика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую. Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов,сюжет, фабулу и т.д. в отдельном произведении.

Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».

В языкознании нет общепринятого определения стилистики. Это происходит отчасти потому, что в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений. Во второй половине ХХ в. расширился и объект исследования этой науки, далеко вышедшей за пределы изучения художественной речи.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Выделяются прежде всего такие типовые и социально значимые сферы общения, как научная, художественная, публицистическая, официально-деловая, разговорно-бытовая, частично — религиозная. В соответствии с ними различаются и функциональные стили (их подстили и т.д.).

Иногда стилистику определяют лишь как науку о выразительных средствах языка. Это не вполне верно: при таком понимании игнорируется функциональный аспект стилистики — аспект употребления языка в речи, в тексте, стилевого построения последнего, а ее предмет ограничивается стилистически окрашенными языковыми единицами. С другой стороны, определение стилистики только как науки о функциональных стилях не достаточно, поскольку исторически в лоне стилистики развивается традиционное направление, изучающее стилистические ресурсы языка (окраски и пр.). Кроме того, в формировании функциональных стилей принимают участие разнообразные выразительные средства, и изучение их состава логично включать в стилистику.

Таким образом, приведенное выше определение является наиболее полным и исторически соответствующим действительности. Однако это определение, так сказать, общей стилистики. Оно может быть расчленено на две части, соответствующие двум основным исторически сложившимся аспектам стилистических исследований:

  1.  Традиционное — о внеконтекстуальных стилистических ресурсах языка (для краткости условно будем называть его «стилистика ресурсов») — аспект строевой, структурный.
  2.  О закономерностях функционирования, употребления языка в различных сферах общения (функциональная стилистика) — аспект собственно коммуникативный, динамический, языка в действии. В этом направлении в свою очередь можно особо выделить стилистику художественной речи в силу специфики исследуемого ею объекта и обширности имеющихся в этой области исследований. Однако следует помнить, что это внутреннее ответвление той же функциональной стилистики, в котором художественная речь исследуется в аспекте ее общих специфических черт.

История становления стилистической науки

Элементы стилистики как науки были заложены еще в античных теориях языка Риторика – предшественница современной стилистики, ее цель обучение ораторской речи. Основное развитие как науки происходит в начале 20 века. В Европе основоположников являлся Шарль Балли, который разработал учение о выразительных средствах языка. В России становление стилистики начинается с работ Ломоносова, в частности его теории о 3 штилях. 
 

Первый составляется из речений словено-российских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразумительных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

— М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758

Слово стиль уходит своими корнями в глубокую древность; слово же стилистика используется в филологической науке с XVII в. Известны довольно многочисленные (в России XVIII—XIX вв.) исследования по отдельным аспектам стилистики, посвященные преимущественно стилю различных художественных произведений или писателей, а также сводные курсы стилистики; появлялись и работы теоретического характера. Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 20—30х гг. XX в., а особенно активная разработка одного из ее центральных направлений, называемого функциональной стилистикой, происходит лишь с середины 50х гг.

Стилистика и сама сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Необходимость изучения этой проблемы была осознана еще в начале ХХ столетия. В России над ней, помимо И.А. Бодуэна-де Куртенэ, работают Е.Д. Поливанов, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также «функциональная лингвистика» ученых Чехии и Словакии. Функционально-стилистические исследования особенно активизируются с 60х гг. XX в. в связи с общим поворотом интересов лингвистики от изучения структуры языка к исследованию его функционирования (разработка не статической, а динамической модели языка). Тесно связано с формированием стилистики исследование проблем нормы и литературного языка. Определение этих категорий в языкознании находит свое выражение также лишь в XX в. (В. Матезиус, В. Гавранек, Э. Косериу, В.В. Виноградов).

Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины явились три фактора:

  • а) выдвижение в начале XX в. идеи о различении языка и речи, а несколько позже — внимание к функциональной стороне языка;
  • б) разработка проблематики литературного языка и нормы;
  • в) идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков — в фонетике) ко все более «крупным», в том числе текстовым, являющимся прежде всего объектом исследования стилистики. Указанные факторы оказались основополагающими для развития стилистики по трем причинам:

  • Во-первых, потому, что само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка.
  • Во-вторых, понятие стиля — это прежде всего понятие литературного языка, теснейшим образом с ним связанное, как и с понятием нормы и культуры языка. (Недаром в процессе развития языкознания три его дисциплины — история литературного языка, стилистика, культура речи — появляются почти одновременно. Не случайно и время их формирования — период сложившихся национальных литературных языков, когда вопросы культуры речи и стиля в связи с развитием средств массовой коммуникации становятся особенно актуальными.) 
  • В-третьих, стиль вообще — явление глубоко системное. Поэтому наиболее полное его осмысление могло произойти, когда понятие системы стало ключевым в общем развитии всей науки, а именно в XX в. До настоящего времени то или иное толкование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных ее проблем и категорий прежде всего связаны с тем, как ученый (или научное направление) трактует язык, его функции, различает ли его статику и динамику, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики.

Стилистика, выделяясь в самостоятельную лингвистическую дисциплину, признается особой отраслью теории языка в работах по общему языкознанию (Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979 (гл. XI); Степанов Ю. С. Общее языкознание. М., 1966). Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку явились также и многочисленные международные и всероссийские съезды и конференции, посвященные ее проблемам. Появление лингвистики текста, а затем развитие прагматики активизировали некоторые новые направления стилистических исследований. Заметную роль в этой активизации в нашей стране и за рубежом (в особенности в странах Восточной Европы) сыграла в свое время дискуссия по стилистике, проходившая на страницах журнала «Вопросы языкознания» (1955). Симптоматичны в этом отношении высказывания ученых о значении и месте стилистики в современном языковедении. Так, Р.А. Будагов пишет: «…стилистика — «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе» (Литературные языки и языковые стили. М., 1967. С. 101). Ю.С. Степанов следующим образом определяет значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо определеннее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания» (Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971. С. 21). В.В. Виноградов, определяя роль стилистики в языкознании, отмечал, что она является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной речевой культуры. Согласно известному высказыванию Г.О. Винокура, путь к практической стилистике лежит через теоретическую.

Итак, стилистика по своему характеру — наука сугубо функциональная, что и отразилось в истории ее формирования. Это наука к тому же теоретическая, что ничуть не умаляет ее практического значения; напротив, развитие стилистики, особенно функциональной, явилось весьма продуктивным для методики преподавания языкa и других прикладных отраслей. Лингвостилистика призвана изучать фундаментальные проблемы языковедческой теории, прежде всего сущности языка (социальная природа языка, взаимосвязь его структурного и функционального аспектов, закономерности функционирования, взаимосвязь языка и мышления и др.). Решение этих проблем, в особенности последних, вызывает необходимость комплексного к ним подхода — лингвистического, гносеологического и когнитивного, социологического, психологического и др.

Стилистика на современном этапе

С 20х гг. прошлого столетия благодаря деятельности замечательных отечественных ученых В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, А.М. Пешковского, позже А.Н. Гвоздева, А.И. Ефимова, Р.А. Будагова, И.Р. Гальперина проблемы стилистики активно изучаются и стилистика становится н а у ч н о й дисциплиной. Однако многие ее вопросы, в том числе дискуссионные и кардинальные, еще нуждаются в дальнейшем и всестороннем изучении. Кстати, первоочередным вопросом, требующим решения, является вопрос о стиле как понятии лингвистики, сущности стиля, его структуре и историческом развитии, а также вопрос о статусе стиля в языке и общественной коммуникации. Назрела необходимость обсуждения нерешенных и спорных проблем лингвостилистики. Эта ситуация вылилась в дискуссию по проблемам этой науки в журнале «Вопросы языкознания», инициированную Ю.С. Сорокиным и продолжавшуюся в течение 1954 г., итоги которой подвел В.В. Виноградов в первом номере журнала за 1955 г. При этом он отметил, что дискуссия не решила обсуждаемых проблем, но поставила много вопросов.

В дискуссии приняли участие все крупные ученые того времени, занимающиеся стилистикой: кроме В.В. Виноградова и Ю.С. Сорокина Г. В. Степанов, Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, Т.И. Сильман, Л.П. Жуковская, В.Д. Левин и др. Несмотря на в известной мере критическую оценку дискуссии В.В. Виноградовым, она, бесспорно, имела большое значение для развития отечественной стилистики: прежде всего получило определение понятие стиль, данное В.В. Виноградовым, были поставлены проблемы историзма стиля, многообразия и взаимодействия стилей; дискуссия побудила к дальнейшему изучению многих проблем стилистики, к разработке новых направлений лингвостилистики, в том числе функционального.

Дискуссия 1954—1955 гг. явилась сильным толчком для развития функциональной стилистики. С 60х гг. в русле этого направления появляются исследования целой плеяды ученых: А.Н. Васильевой, Т.Г. Винокур, Б.Н. Головина, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, М.П. Кульгава, О.А. Лаптевой, О.Д. Митрофановой, Г.Г. Полищук, Н.М. Разинкиной, Э.Г. Ризель, К.А. Роговой, О.Б. Сиротининой, Ю.М. Скребнева, Е.С. Троянской и др., несколько позже Д.Э. Розенталя, Ю.А. Бельчикова, К.А. Долинина, Г.Я. Солганика, В.В. Одинцова, О.А. Крыловой, Н.М. Лариохиной, Н.М. Фирсовой, В.Д. Бондалетова, Т.В. Матвеевой и др.

Исследования этих ученых обозначили многие новые проблемы и направления стилистики и способствовали оформлению функциональной стилистики в качестве главного ее направления, которое стало интенсивно и последовательно развиваться. И хотя сейчас порой появляются высказывания критического характера в адрес отдельных положений этого направления стилистики, например об абстрактном характере функциональных стилей, однако бесспорно, что именно функциональная стилистика способствовала реализации, укреплению и утверждению в лингвостилистике идеи связи стиля с динамическим, функциональным аспектом языка — его употреблением. Сформулированный еще Г.О. Винокуром и ставший «крылатым» упоминаемый выше тезис: «Язык есть лишь тогда, когда он употребляется», реализуется во многих современных стилистических исследованиях, становится приоритетным, является фундаментальной теоретической основой современной стилистической науки и учебных дисциплин (см., например, новейшие публикации А.И. Горшкова, В.Г. Костомарова, Г.Я. Солганика и др.).

Примерно с 80-х гг. прошлого века стали говорить о кризисе стилистики. Частично это связано с тем, что под влиянием американской лингвистики многие стилистические проблемы как бы поглотились риторикой, точнее неориторикой. При этом следует помнить о том, что в американистике термин риторика, как отмечает Ф. Данеш, употреблялся в случаях, когда в европейском языкознании использовался термин стилистика; таким образом, номинации оказались взаимозаменяемыми. Между тем со времен античности эти термины-понятия различались; и в наше время, хотя объекты исследования стилистики и риторики в ряде случаев совмещаются и пересекаются, однако по предмету исследования это все же две разных дисциплины. З. К. Тарланов в предшествующем номере журнала «Стил» хорошо определил, с одной стороны, как он пишет, причины угасания интереса к стилистике, с другой, сохранения этого интереса в славянских странах, связанного с ситуацией литературных языков этих стран и вниманием к проблематике литературного языка и культуры речи, а значит – и к стилистике.

В продолжение разговора на эту тему нам бы хотелось обратить внимание на исконную связь стилистики (риторики) с речевéдением как более широкой отраслью исследований, на развитие последнего в недавнем прошлом и перспективах его на будущее. Но прежде отметим: стиль сам по себе – явление вечное, поскольку он присущ речи, языковой коммуникации человека, составляет один из важных компонентов (свойств) высказывания, языковой личности, как сказал Бюффон, «стиль – это сам человек». В связи с антропоцентрическим направлением современного языкознания не может угасать интерес к стилистике, по- скольку «по своей онтологической природе стиль является антропоцентрической категорией».

Сложность, еще недостаточная изученность этого объекта, разброс мнений по тем или иным его вопросам обусловливают необходимость дальнейших его исследований. При этом, если так называемая аналитическая (формальная) стилистика, или «стилистика ресурсов», уже достаточно разработана, то функциональная стилистика как стилистика речи (с учетом ее многообразных сфер и жанров), связанная с проблемами употребления языка, речевого общения, речемыслительной деятельности требует дальнейших многоаспекых изысканий, а в некоторых славянских лингвистических школах начинает развиваться лишь с недавнего времени. Между прочим, говоря о развитии стилистики, С. Фиш отмечает тупиковое ее состояние именно по отношению к формальным направлениям стилистики. Проблема же употребления языка, его динамики, функционирования в синхронии и диахронии с учетом воздействующих на эти процессы экстралингвистических факторов, в наше время, время острых социокультурных преобразований, становится особенно актуальной. Сказанное подтверждается большим числом публикаций по стилистике во многих славянских странах только за последние 20–30 лет (на Западе этому в известной мере соответствуют исследования дискурсивного плана, неориторики и прагматики). Можно назвать многие десятки работ по стилистике – в том числе монографий и сборников – вышедших за последние годы в Болгарии, Польше. Особо следует отметить ежегодно издаваемые под ред. Ст. Гайды сборники, коллективные монографии и материалы конференций по стилистике), Словакии и Чехии Об этом же красноречиво свидетельствует появление международных журналов по стилистике и разработка научных программ (инициированных С. Гайдой, М. Чаркичем, Б. Тошовичем и, конечно – монографий последних в 2002 г.).

5425
14.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.