AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Газетно-публицистический стиль. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/osobennosti-funktsionalnykh-stilei-russkogo-iazyka/gazetno-publitsisticheskii-stil/ (дата обращения: 20.04.2024)

Газетно-публицистический стиль

Газетно-публицистический стиль

Содержание

    Определение

    Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

    Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).

    Специфика газетной речи заключается прежде всего именно в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказывания. Другой же основной стилевой чертой публицистической речи, связанной с экспрессивностью, является наличие стандарта.

    Про стандарт

    Газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не позволяющие довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого. Отметим еще многообразие газетных жанров, писем читателей (в современной газете для них часто отводится специальное место), публикации на страницах газет материалов других сфер общения (объявлений, приказов, распоряжений, проектов законов и др.). Все это накладывает отпечаток на стилевые особенности языка газеты в целом.

    В результате почти неизбежно возникают речевые стандарты. Они появляются и по другим причинам: вследствие повторяемости тематики (иногда сезонной — ср. темы по сельскому хозяйству, сообщения о работе Государственной Думы, о визитах государственных лиц), ограниченного круга тем — при учете периодичности издания. Одной из важных причин порождения стандартов, а иногда и газетных штампов является стремление к экспрессивности высказывания. Поиски способов экспрессивности в особых условиях «газетного творчества» вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт, когда даже оборот, удачный с точки зрения критериев выразительности, будучи подхваченным многочисленными корреспондентами разных газет, очень быстро, на глазах читателей, «стирается», превращаясь в штамп. Так положительное стремление, обусловленное одной из основных в этой сфере задач общения, нередко оборачивается своей противоположностью. Однако это не означает необходимости или даже возможности снижения требований к экспрессивности газетной и в целом публицистической речи.

    Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта в тех или иных «дозах» свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем примат в этом единстве имеет все же первый компонент. Ср. акцентуацию Г.Я. Солгаником именно «социальной оценочности и эмоциональности» как «важнейшего принципа языка публицистики» (ее газетного подстиля), обусловливающего «особый характер его экспрессивности» и оценочную направленность самой стандартизации в газете (Солганик Г.Я. Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. С. 12, 22).

    Указанные экстралингвистические основы публицистической сферы общения определяют не только базовые, но и более частные стилевые черты, стилистические признаки и лингвистические средства их реализации в газетной речи.

    Выделение публицистического стиля в ряду других функциональных стилей русского языка обусловлено существованием политики как формы общественного сознания и соответствующей ей сферой деятельности и общения. Исходя из этого, логичнее было бы именовать «публицистический» стиль «политическим» или «политико-идеологическим». Однако в традиции употребления утвердился термин «публицистический», который мы и используем.

    Особенности газетно-публицистического стиля

    Актуальная информативность, императивность, повышенная эмоциональность, открытая оценочность, рекламность. Единство экспрессии и стандарта. 

    Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

    Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

    Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

    Стилевые особенности

    Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее воздействующей направленностью на адресата, вызывает прежде всего открытую оценочность речи. Последняя особенно остро проявляется в полемике, в критической оценке противоположных мнений, в различных оценках нашей действительности.

    Оценочность выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большей частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и существительных, элятивов; в характере метафоризации; в отборе фразеологии; в особенностях использования синтаксических средств. Именно открытой оценочностью, явным выражением партийной, общественной или иной позиции автора публицистический стиль отличается от художественного, и именно в этой черте видятся важная примета и свойство публицистичности стиля. В отличие от художественных произведений в публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает авторское (либо коллективное) отношение к излагаемым фактам. Все это находит отражение в характере речи, в ее стиле.

    Речевая выразительность, экспрессия реализуются в стилевом «эффекте новизны», в стремлении к необычности, свежести словосочетаний, а значит, и семантики слов и, кроме того, в желании избегать повторений одних и тех же слов (помимо терминов), оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, в широком применении средств словесной образности, экспрессивного синтаксиса (например, парцелляции, анафор, параллелизмов и мн. др.).

    Свойственная газете рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в использовании подзаголовков, в прямой обращенности к читателю, проблемных вопросах и других способах и средствах.

    На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета — одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается не только адресат, но и автор (как обобщенное лицо, выражающее мнение издающего органа, редакции). Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают обычно не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию определенной партии, общественной организации, политической платформы или группы лиц. Ранее, особенно в доперестроечный период, это определяло наличие в газетной речи своеобразной собирательности. Современной газете более, чем прежде, свойственно проявление индивидуального стиля, авторское начало, так же как и речь от 1-го лица; кроме того, непринужденная диалоговая форма изложения, чему способствует активизация жанра интервью. Частично этим (как и рядом других причин) объясняется активизация устно-разговорной стихии речи в газете.

    Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства — информационная функция — воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

    1) документализм, проявляющийся в объективности и фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; последняя проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;
    2) сдержанность, некоторая официальность либо «нейтральность», подчеркивающие (на фоне экспрессивности газетной речи) значимость фактов, информации (см. хронику о встречах первых лиц государств и др.); эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т.д.;
    3) известная обобщенность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичности (нередко в единстве с образной конкретностью выражения);
    4) аргументированность излагаемого.

    Такова сложная стилевая структура газетной речи.

    Применительно к стилистике газетной речи говорят о газетизмах. К газетизмам, во всяком случае характерным для газетной речи языковым средствам (с учетом их значений и функций), можно отнести языковые явления и единицы, которые, будучи широко употребительными именно в этой сфере, в то же время мало или почти не употребительны в других речевых сферах и тем самым несут на себе печать «газетности».
    Характерно, что эти слова и обороты, как правило, обладают оценочностью, например: политический плюрализм, гражданское согласие, консолидация, перестроечный, командная система, аграрий, разгосударствление и др., в том числе слова с яркой отрицательной окраской: молодчики, показуха, махровый, неблаговидный, плутократия, экстремистский, боевики, аппаратчик, номенклатура, коррупция.

    Для газеты характерны новые значения ряда слов (обычно содержащие оценочность), не имеющие общеупотребительного характера и даже не приемлемые строгими нормализаторами, однако широко используемые в газете. Имеются в виду случаи расширения значений у слов: рубеж, служба, проблема, эскалация, география, биография, экология и др. Следует отметить именно нацеленность на новизну значений в газете как принцип словоупотребления, характерный для нее.

    Задачи стиля:

    • воздействовать на массовое сознание
    • призывать к действию
    • сообщать информацию

    Функции

    Информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не может не найти отражения и в характере коммуникативных задач и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты (ср., например, «Русские ведомости» петровского времени) постепенно оттесняется в годы советской власти другой — агитационно-пропагандистской — или, шире, — воздействующей. Газета, общественно-политический журнал и любое другое специальное публицистическое издание до времени перестройки обычно представляли собой партийный, общественный, профсоюзный или государственный орган. И направлены они были на формирование мировоззрения читателя, на создание определенного общественного мнения, на убеждение читателя в правоте авторской позиции. «Чистая» информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их, оценке была подчинена в основном функции воздействия, или экспрессивной.

    Газета, кроме того, призвана просвещать массы, что обусловлено ее информационными задачами. Таким образом, газета выполняет и популяризаторскую функцию — сообщения о новых научных открытиях, о новинках техники, проблемах экономики, забытых или переосмысленных фактах истории и т.п. Отсюда обращение газеты к средствам научной речи, которые проявляются не только в статьях, популяризирующих научные знания, но и в материалах, представляющих анализ и обобщение политических, социально-экономических, финансовых и других проблем. Однако книжные и нейтральные средства взаимодействуют при этом с экспрессивными.

    Обычно выделяют несколько функций газеты:

    • информационную,
    • просветительскую,
    • воспитательную,
    • организаторскую,
    • аналитико-критическую,
    • гедонистическую (развлекательную).

    Однако основной ее функцией, вбирающей все вышеуказанные и наиболее непосредственно выражающейся в стиле речи, является воздействующе-информационная, с акцентом на аспекте воздействия. Такая трактовка функциональной природы газеты и в целом публицистики вытекает из предназначения газеты: информируя, выражать определенную общественную (партийную, индивидуальную) позицию и убеждать читателей в ее истинности. По сравнению с другими функциональными стилями (конечно, кроме художественного и разговорно-обиходного) доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в публицистической речи в целом весьма высокой. Не случайно характеристику публицистического стиля обычно ограничивают описанием специфически экспрессивных средств.

    Подстили

    Обычно выделяют три группы жанров:

    • информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет); 
    • аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение);
    • художественнопублицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

    Подробно о них рассказано здесь, повторяться не буду.

    Какие изменения произошли в системе жанров современной газетной публицистики? С рубежа 80—90-х гг. исчезла, как известно, передовая статья. Присущие ей директивность, риторичность, лозунговость, менторский дидактизм становятся неуместными в газете. Исчезают и такие «сильно воздействующие» жанры, как очерк, фельетон. По замечанию Е.В. Какориной, вследствие общей тенденции к «снижению» стиля фельетонные правила построения текстов становятся возможными во многих жанрах (Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Дис... канд. наук, 1992). В связи с повышением «статуса» отдельных голосов в публицистическом общении широко распространяются жанры, в основе которых лежит диалог: беседа, экспрессинтервью, экспресс-опросы, эксклюзивные интервью. Усиление личностной тенденции отразилось в распространении таких жанров, как эссе, комментарий, прогноз, исповедь. Усиление информационной функции в газете способствовало распространению жанров журналистского расследования, версии, связанных со специфическими способами получения информации. В целом отмечается упразднение жанровых перегородок, происходит заметная эволюция системы
    жанров: одни жанры замещаются другими, некоторые трансформируются, иные взаимодействуют и синтезируются.

    Лингвистические особенности

    На фонетическом уровне: особая роль интонации как преднамеренного средства с целью вызвать эмоциональную и волевую реакцию.

    На лексико-фразеологическом уровне: концентрация в текстах общественно-политической лексики; частотность оценочной лексики; клиширование словесных блоков; метафоризация лексики; перифраз; активное использование фразеологизированных оборотов.

    Газета рождает и культивирует также свою фразеологию, устойчивые обороты речи: как нейтральные или с оттенком официальности — в информативных жанрах (в информированных кругах; как сообщает агентство РИА; как стало известно; договаривающиеся стороны; были достигнуты договоренности; новая страница в отношениях между странами), так и оценочные (политический капитал; теневой капитал; «оборотни в погонах»; развал государственности; утечка мозгов; эскалация конфликта; отмывание (перекачка) криминальных денег). Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: питерская команда, шагать в
    ногу с веком, пустить утку, политическое банкротство, процессы обновления, политическая диверсия, девальвация доверия, пакет предложений, знаковая фигура и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым (обычно остро-политическим) содержанием, включающие социальную оценку и опять-таки высокочастотные в газете:

    а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, лить воду на (чью-то) мельницу, погреть руки;
    б) с положительной оценкой: работать с огоньком, трудиться не покладая рук, золотые руки и др.

    Сюда же можно отнести газетные клише книжного происхождения: приумножать боевые традиции, внести огромный вклад, свято чтить, с чувством гордости, высокоинтеллектуальная управленческая среда, правящая элита, культурное достояние, с чувством ответственности, созидательный потенциал, общечеловеческие ценности и др.

    На морфологическом уровне: активность суффиксов иноязычного происхождения; частотность императивных форм глагола; субстантивация прилагательных и причастий; транспозиция форм числа.

    Газетный стиль обнаруживает себя и в области словообразования. Здесь можно отметить, повидимому, большую, чем в других стилях, активность некоторых суффиксов иноязычного происхождения (-ия, -ция, -ация, -изация: индустрия, энергия, декларация, организация, инвестиция, радикализация). При этом особенно активным оказывается суффикс -изм: социализм, сталинизм, плюрализм, популизм и др. Очевидно, специфически публицистическими являются образования оценочных существительных с суффиксом -щина: штурмовщина, групповщина, военщина, дедовщина, вкусовщина, обломовщина. Кроме того, употребительны в публицистике образования на -щина от собственных имен: Брянщина, Рязанщина, Полтавщина и др.

    Активизируется в газете, по наблюдению А.Н. Васильевой, суффикс -нича(ть) в оценочных глаголах: благодушничать, кляузничать, хозяйничать, деликатничать. Характерны для газеты наречные префиксальносуффиксальные образования: по-хозяйски, по-рабочему, по-государственному, по-деловому. Стоит отметить также и активность словосложения: общественно-политический, либерально-демократический, военно-стратегический
    (паритет), административно-командная; аббревиации: единоросы, в том числе с иронической окраской: БАБ.

    На синтаксическом уровне: использование сегментированных конструкций; использование номинативных конструкций; употребление односоставных предложений глагольного типа; использование конструкций разговорного синтаксиса; употребление конструкций поэтического синтаксиса.

    14.03.2016, 81250 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.