AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Интонация Основные понятия. Интонационные конструкции

Интонация Основные понятия. Интонационные конструкции

Содержание

    Термин интонация имеет два значения – узкое и широкое. В узком смысле он используется для выражения движения тона, мелодического контура. Широкий смысл включает, помимо движения тона, ударение, паузирование и другие компоненты. В ненаучном употреблении слово интонация имеет несколько значений, например, «тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение  к  предмету речи, особенности его душевного склада» и др. Об интонации говорят, что она бывает шутливая, пафосная, деловая, гибкая, резкая, надуманная, нерусская и т. д. Известный педагог Макаренко, например, писал о 10 интонационных вариантах и, следовательно, о 10 экспрессивно- модальных значениях предложения Иди-ка сюда!, К.С. Станиславский – о  40 ситуациях, создаваемых интонационными различиями словосочетания Сегодня вечером, Б. Шоу – о 50 способах произношения слова Да и о 500 способах произношения слова Нет. Записать на бумаге даже малую часть этих вариантов невозможно.

    Е.А. Брызгунова предложила для записи интонации удобную интонационную транскрипцию. В ней обозначаются границы интонационного членения, а над ударным гласным слова, которое является интонационным центром, ставится цифра, обозначающая тип интонационной конструкции (сокращенно ИК, читается и-ка). В русском языке выявлено семь основных типов ИК. Они различаются  по соотношению движения тона, на трех участках фразы7: в предцентровой части, центре и постцентровой части. При этом направление движения основного тона может быть различным: ровным ( - ), нисходящим ( ↓ ) и восходящим   (  ↑  ).

    Таким образом, интонация – это различные  соотношения  движения тона, тембра, темпа звучания, а также паузирование, логическое ударение, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

    Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением  и  лексическим  составом.  Рассмотрим  следующие  примеры,   в  которых    показано    движение    тона    (горизонтальной    чертой),    усиление словесного ударение (двойной чертой =).

     

    1. Студенты вернулись.

     

    1. Студенты вернулись?

     

    1. Выключите свет!

     

    1. Выключите свет?

     

    1. Какой там климат?

     

    1. Какой там климат!

     

    1. Оторвите билет! (требование).

     

    1. Оторвите билет! (просьба).

     

    Смысловые различия в 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 предложениях несовместимы в одном контексте: нельзя употребить одно высказывание вместо другого  без нарушения смысла. Покажем это на  рассмотренных  выше предложениях. Цифрой над выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук, показан номер ИК.

    1

    1. Студенты вернулись. (- Да? А мы ждали их через неделю). 3
    2. Студенты вернулись? (- Нет. Ждем их через неделю). 2
    3. Выключите свет! (Сколько раз можно напоминать об этом). 3
      1. Выключите свет! (- Конечно). 2
      2. Какой там климат? (- Мягкий). 7
    4. Какой там климат! (Дело не в климате; она уехала не из-за  климата).

    Как мы видим, в отличие от рассмотренных выше 7 и 8 предложения сохраняют смысловую общность – волеизъявление.

    Интонационные  конструкции

    В     русском    языке     выделяют     семь    типов     ИК.     Их    различие определяется  уровнем  и  направлением  движения  тона  в  том  слоге,    на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимых для выражения     вопроса, утверждения, волеизъявления, завершенности/незавершенности высказывания. Этот слог  является  центром ИК. (Мы показываем этот слог курсивом). Он может находиться в начале, середине или в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова. Продемонстрируем все типы ИК на конкретных примерах и кратко опишем основные интонационные  конструкции.

    ИК-1:  Здесь живут мои родители.

    И мой брат здесь живет.

    Он уехал в институт. Там он. Там.

    В предцентровой части колебания тона сосредоточены в средне-верхней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в диапазоне предцентровой части или ниже ее. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК-1 используется при повествовании, в простых и сложноподчиненных предложениях, где главное предложение находится перед  придаточным.

    ИК-2: Вы на каком факультете учитесь?

    Где вы работаете?

    Где работает Николай? Здесь!

    Уровень тона выше, чем в ИК-1. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в  диапазоне  предцентровой  части. Гласный центра, в отличие от ИК-1, характеризуется усилением словесного ударения (в схеме отмечается жирной чертой). Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК-2  употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении, а также при обращениях, приветствиях, восклицаниях. Например:

    Он придет завтра или послезавтра? Где Павел будет жить?

    Завтра он придет! Завтра!

    Воды! Тихо! Молчать! Володя! Здравствуй!

    ИК-3: Вы были в кино? Вы были в кино? Вы?

    В предцентровой части колебания тона  сосредоточены  в  среднем диапазоне. Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК-3 употребляется при вопросе и переспросе:

    - Петя вернулся? Когда он вернулся? – Два дня тому назад. –  Когда?

    В повествовании ИК-3 сигнализирует незавершенность высказывания: После школы / я сразу пойду домой.

    ИК-3 широко употребляется для выражения высокой степени проявления признака:

    Этот фильм такой скучный! Там столько детей!

    ИК-4: Ваше имя? Возраст? Факультет? Курс?

    Гласный центра произносится на уровне тона ниже предцентровой части. Постцентровая часть произносится выше уровня центра и предцентровой части. ИК-4 употребляется при вопросе, который  связан  с  предшествующим предложением:

    -        В прошлом году они были на Байкале. – А в этом году?

     

    -        Это слово произносится не так. – А как же?

     

    ИК-4, в отличие от ИК-3, придает речи официальность:

    Позвольте, гражданка, / на станции / согласно багажной квитанции /от вас получили багаж.

    ИК-5: Какое утро!

    Замечательный фильм! Отвратительно!

    ИК-5 имеет два центра, в отличие от других ИК. Гласный первого центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Длительность согласных и гласного центра выше  примерно  в  два раза  по  сравнению  с  другими   ударными  слогами.  На  гласном второго центра тон понижается. Оба центра характеризуются усилением словесного ударения. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК-5 употребляется преимущественно  при  повествовании  и частично при волеизъявлении и вопросе. При повествовании ИК-5 служит средством высокой степени проявления признака, а также усиления  оценки:

    Вот это рекорд! Добрейшая душа.

    В моей руке /- какое чудо! - / твоя рука!

     

    ИК-6: Какой вечер теплый! А кто к нам пришел! Какие  люди!

    Книг у него сколько! Книг!

    Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Более высокий уровень тона отличает ИК-6 от ИК-4. Постцентровая часть произносится выше уровня предцентровой части. ИК-  6 употребляется преимущественно в повествовании и частично в вопросе. ИК-6 часто используется в торжественно-приподнятой речи:

    Все системы космического корабля работают  нормально!

    ИК-6, наряду с ИК-3 и ИК-5, употребляется при выражении высокой  степени проявления признака:

     

    Какие яблоки! Сколько грибов!

     

    ИК-7: Хорошо здесь! Не говори!

    Вряд ли это так! Нет!

    Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части; гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 от ИК-3. В результате смычки открытый слог становится закрытым. Смычка голосовых связок акустически воспринимается как резкий перерыв звучания гласного и хорошо прослушивается в отрицании Не-а (в разговорной речи и речи детей), которое произносится с  ИК-7:

    - Согласен? – Не-а. В этом отрицании дефис показывает разделение двух гласных смычным элементом. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой.

    23.08.2016, 817 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.