AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Произносительные нормы: в системе гласных (ударный и безударный вокализм); в системе согласных (нормы употребления соотносительных рядов глухие - звонкие, твёрдые - мягкие)

Произносительные нормы: в системе гласных (ударный и безударный вокализм); в системе согласных (нормы употребления соотносительных рядов глухие - звонкие, твёрдые - мягкие)

Содержание

    Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального.

    Произносительные нормы в системе гласных

    Вокализм - система гласных звуков, их свойства и отношения. В зависимости от того, находится ли гласный в ударном слоге или же нет, различают ударный и безударный вокализм.

    Ударный вокализм

    Архаичные гласные [ô], [ê] в прошлом были представлены почти во всех говорах, но сохранились они в основном лишь в отдельных говорах севернорусского наречия (костромские, ладого-тихвинские вологодские говоры), где встречаются крайне редко. В южнорусском наречии представлено только [ê] и практически только в говорах Курско- Орловской группы.

    Можно с большой долей уверенности предполагать, что к [ô] восходит современное [о]:

    • не в 1 слоге под ударением,
    • после твердого согласного, кроме шипящих,
    • не чередующееся с нулем звука

    Кроме того, [ô] был унаследован диалектами из древнерусского языка в ряде служебных морфем:

    1. 1. Суффикс -ов имен прилагательных (дворовый), в том числе притяжательных прилагательных и образованных от них фамилий: отцов, Петров, Иванов,
    2. 2. Окончание –ов в формах имен существительных: двор – дворов
    3. 3. В конечном открытом слоге (сто, что, окнó, онó, светлó, пронеслó);
    4. 4. На месте гласного в суффиксе -ок- прилагательных с пространственным значением (высóкий, ширóкий);
    5. 5. в притяжательных местоимениях мóй, твóй, свóй;
    6. 6. в окончании творительного падежа единственного числа существительных ж.р. и местоимений (водóй, мнóй, тобóй, собóй)

    Фонема <ê> в русских говорах является рефлексом праславянского [ě] и определяется

    • 1) под ударением,
    • 2) после мягкого (в т.ч. исконно мягкого согласного),
    • 3) перед твердым согласным (кроме поздно отвердевшего Ц).

    Кроме того, [ê] был унаследован диалектами из древнерусского языка в ряде служебных морфем:

    1. 1. Окончания дательного и предложного падежей единственного числа существительных, личных и возвратного местоимений: воде, на дворе, в окне, тебе, мне, себе.
    2. 2. Окончания творительного падежа единственного числа местоимений кто, что, тот, весь: кем, чем, тем, всем.
    3. 3. Падежные окончания множественного числа местоимений тот, весь: те, тех, тем и т. д.
    4. 4. Суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий и превосходной степени прилагательных: добрее, добрейший.
    5. 5. Суффиксы инфинитива на -еть (кроме умереть, тереть, запереть и производных) и образованных от тех же основ отглагольных существительных: терпеть, терпение.
    6. 6. Суффиксы прошедшего времени глаголов и образованных от них прилагательных и существительных: горел, горелый, горелка.
    7. 7. Наречия, образованные от форм творительного падежа местоимений что, тот, весь: зачем, затем, совсем

    Особенности безударного вокализма

    Основными типами безударного вокализма являются оканье и аканье.

    Оканье – характерная черта северного наречия и части среднерусских говоров – различение в безударных слогах после твердых согласных [о] и [а], произношение безударного звука [о] на месте <о> и звука [а] на месте <а>.

    Типы оканья:

    В говорах с полным оканьем гласные [а] и [о] различаются не только в первом, но и во втором предударном слоге: молодой, дорогой. Полное оканье распространено в Архангельской, Костромской, Ивановской, Пермской, Кировской, Мурманской областях.

    В говорах с неполным оканьем гласные [а] и [о] различаются только в первом предударном слоге, а во втором предударном слоге редуцируются, совпадают в звуке [ъ], ср.: мълодой, мълоко, пъроход. Неполное оканье представлено в переходных среднерусских говорах.

    Аканье – неразличение <о> и <а> в безударном положении после твердых согласных при совпадении их в звуке [а].

    Недиссимилятивное (сильное) аканье: предударный гласный, соответствующий фонемам <а> и <о>, произносится как нелабиализованный гласный нижнего подъема [а] независимо от качества гласного под ударением: стала, сталом, стал'у; трава, трав'ы, трав'у, травой, нъ трав'ê. Недиссимилятивное аканье лежит в основе литературного языка.

    При диссимилятивном аканье на месте <о> и <а> произносится в первом предударном слоге звук [а] или [ъ] в зависимости от того, какой гласный под ударением. Принцип диссимилятивности заключается в том, что перед ударным гласным нижнего подъема не может быть гласный того же подъема:

    Типы диссимилятивного аканья:

    • • жиздринское (или белорусское) характеризуется произношением [а] перед всеми гласными верхне-среднего и среднего подъемов: к сав''ê, к трав'ê, сав'ôй, трав'ôй, ламт''ей, лапт''ей, нас'ок, плат'ок.
    • • архаическое (или обоянское) характеризуется произношением [а] перед гласными верхне-среднего подъема: к сав'ê, к трав'ê, сав'ôй, трав'ôй и произношением [ъ]перед гласными среднего подъема: лъмт''ей, лъпт''ей, нъс'ок, плът'ок.
    • • донское характеризуется произношением [ъ] перед всеми гласными верхне- среднего и среднего подъемов: к съв''ê, к тръв''ê, съв'ôй, тръв'ôй, лъмт''ей, лъпт''ей, нъс'ок, плът'ок. Такой тип аканья описан в литературе, но надёжных записей с подобного рода системой не опубликовано.

    Вокализм первого предударного слога после мягких согласных.

    Тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных на месте фонем <а>, <о>, <е> произносится [е], называется еканьем, а говоры екающими. Произношение в екающих говорах близко к литературному языку: н'есу, п'етак.

    Тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных все гласные фонемы, кроме <у>, совпадают в звуке [и], называется иканьем: н'ису, п'итак и т.п.

    Тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных на месте <а>, <о>, <е> произносится ['о], называется ёканьем, а говоры ёкающими. Ёканье распространено в основном в севернорусском наречии, а также в среднерусских окающих говорах.

    Яканье - тип безударного вокализма, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных на месте <а>, <о>, <е> произносится [‘а]: н’асу, в л’асу.

    Выделяется три основных разновидности яканья: сильное, умеренное и диссимилятивное.

    1. 1. При сильном яканье в первом предударном слоге после мягких согласных на месте фонем <а>, <о>, <е> постоянно произносится ['а], независимо от качества ударного гласного и характеристик соседних согласных: б'ада, в л'асу. Данный тип яканья встречается в Псковских, Московских, Рязанских, Тульских, Орловских говорах.
    2. 2. Умеренное яканье характеризуется зависимостью первого предударного слога от качества следующего согласного: перед твердыми согласными произносится ['а], перед мягкими - [и] или [е]: б'ада, но: б'ид 'е или б'ед 'е. Этот тип яканья представлен в говорах Московской и Тульской областей. 
    3. 3. Диссимилятивное яканье определяется зависимостью первого предударного слога от качества ударного гласного. Если под ударением находится [а], то первый предударный гласный будет [и] или - реже - [е], если под ударением любой другой гласный (кроме [а]), то в первом предударном слоге произносится звук ['а] или близкий к ['а]. Ср.: в л'асу, но: л'иса, л'еса; н'ас'и, но: н'исла, н'есла.

    В зависимости от того, как произносятся гласные первого предударного слога перед разными ударными гласными, выделяются следующие виды диссимилятивного яканья: жиздринское, архаическое, задонское, донское, дмитриевское, суджанское, щигровское.

    Произношение гласных в первом предударном слоге

    Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.

    В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.

    После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛке ], [шΛфор], [цΛри]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ыэ ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ].

    После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [ие ]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч'иесы], [чиесок], [ 'иед'ûт], [ 'иев'êл'], [cн'иела], [в'з'иела], [п'иесок], [л'иесок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч'иво].

    Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого

    Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.

    После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс'т'иено ], [цъхΛво ].

    После мягких согласных на месте букв о, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие ], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч'ъстΛкол], [ч'риенок], [ 'ькΛтат'], [п'ьтΛч'ок], [д'р'иев'êн'ка].

    Произношение гласных в заударных слогах

    Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.

    После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал'цъм].

    После мягких согласных различаются следующие случаи:

    1. 1. На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук. Звук [ъ] произносится в окончаниях: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Например: воля, туча, роща, имя; вара, горя; братья, звенья; видя; злая - [вол'ъ], [туч'ъ], [ро 'ъ] [им'ъ]; [варъ], [гор'ъ]; [брат' ъ], [з'в'êн ъ]; [в'ид'ъ]; [зла ъ]. Звук [ь] произносится в конечном слоге, если он не представляет собой окончание, перед мягким согласным: память, площадь, участь, поняли, начали - [пам'ът], [пло ьт], [уч'ьс'т'], [пон'ьл'и], [нач'ьл'и].
    2. 2. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составляют окончания. Например: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римляне; пасека, палец - [к-пул'ь], [тучь ], [ф-ч'ä ь]; [в-дом'ь], [в-гор'ь]; [Λл'êн'ь ]; [р'имл'ьн'ь]; [пас'ьк'ъ], [пал'ьц].

    Произношение гласных в начале слова

    1. 1. На месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произносится звук [Λ]. Например: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник].
    2. 2. Буквы я, е в начале слова обозначают два звука [ja], [je], из которых первый является мягким согласным [j], поэтому на месте этих букв произносятся звуки [ие ] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Например: ярмо, яровой, езда, ездовой - [ и ермо], [ ьрΛво ], [ и еда], [ ьздΛво ]. 

    Переход (и) в (ы)

    На месте буквы и в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твердый согласный, а также на месте союза и в определенных условиях, произносится гласный [ы].

    Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без- [ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч'-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл'итыздат]. 

    Произношение сочетаний безударных гласных

    Сочетания безударных гласных звуков образуются при слитном произнесении служебного слова и последующего знаменательного, а также на стыке морфем. Литературное произношение не допускает стяжения сочетаний гласных. Произношение [събрΛзил] (сообразил) имеет просторечный характер. Произношение сочетаний безударных гласных отличается некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетания аа, ао, оа, оо произносятся как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка.

    Произносительные нормы в системе согласных

    Нормы употребления соотносительных рядов глухие - звонкие, твёрдые - мягкие

    На произношение согласного звука в русском языке основное влияние оказывает его вокальное и консонантное окружение (коартикуляция). Однако собственно коартикуляционные процессы могут проявиться в полной мере только в той степени, в которой они не вступают в противоречие с базовыми системными параметрами языка. Иными словами, если коартикуляция может привести к стиранию значимых различий между звуками, ее воздействие приостанавливается.

    В соответствие с фонетической системой русского языка два основных коррелятивных ряда согласных - ряд парных глухих/звонких согласных и ряд парных твёрдых/мягких согласных - определяют обязательное различение глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных в определённых позициях. В частности, парные глухие/звонкие согласные различаются перед всеми гласными, перед сонорными звуками, перед [в], [в'], [j]. Парные твёрдые/мягкие согласные различаются перед всеми гласными звуками, кроме звука [е] также в определённых случаях.

    Помимо этих закономерностей, произношение согласных звуков в русском языке в составе сочетаний согласных звуков определяется также ассимилятивными (и диссимилятивными) законами, в соответствии с которыми перед глухими согласными может быть только глухой коррелят пары, перед звонкими - звонкий; в конце слова или синтагмы также может быть также только глухой согласный из коррелятивной пары. Подробно ассимиляция согласных по признаку глухости/звонкости разбирается в соответствующем разделе русского консонантизма. Однако уже к области орфоэпии относится тот факт, что принцип парности в определении коррелятивных вариантов по глухости/звонкости, которые выступают в указанных позициях, претерпевает некоторые изменения в отношении трёх заднеязычных согласных русского языка: [к], [г], [х].

    В отличие от ассимиляции по глухости/звонкости ассимиляция согласных по твёрдости/мягкости в современном русском языке проявляется только как тенденция, но не как фонетический закон. К тому же в последнее время наблюдается постоянное ослабление, затухание этой тенденции, что приводит к тому, что многие согласные в положении перед мягкими сохраняют свою твёрдость или претерпевают очень незначительное смягчение. Есть мнение, что со временем русский язык полностью утратит тенденцию к ассимилятивной мягкости, поэтому то, что наблюдалось в качестве нормы в старомосковском произношении и было зафиксировано в свое время Р.И. Аванесовым, в наши дни уже совершенно не свойственно литературному языку.

    Фонетическая адаптация иноязычных слов (иноязычных заимствований) также определяется лишь как некоторая тенденция. Этот процесс идёт постоянно, то усиливаясь, то затухая в зависимости от изменяющейся степени интенсивности самого процесса заимствования. Язык заимствующий всегда стремится подчинить заимствования своим правилам и законам.

    Соотносительные ряды согласных фонем

    В русском литературном языке есть 2 группы согласных фонем, которые, в отличие от других согласных, образуют в фонетической системе соотносительные ряды.

    Первая группа - это парные   глухие - звонкие шумные согласные; она включа­ет в себя 12 пар фонем:

    <п> - <б> <ш> - <ж>

    <п'> - <б'> <ш'> - <ж'>

    <ф> - <в> <к> - <г>

    <ф'> - <в'> <к'> - <г'>

    <т> - <д>

    <т'> - <д'>

    <с> - <з>

    <с'> - <з'>

    Парными эти фонемы являются потому, что они сходны по всем признакам, кроме одного - глухости или звонкости, который выступает как дифференциаль­ный признак.

    Вторая группа - это парные твердые - мягкие согласные; она включает в себя 15 пар фонем:

    <п> - <п'> <р> - <р'>

    <б > - <б'> <л> ~ <л'>

    <ф> - <ф'> <н> - <н'>

    <в> - <в'> <м> - <м'>

    <т> - <т'> <к> - <к'>

    <д> - <д'> <г> - <г'>

    <с> - <с'> <х> - <х'>

    <з> - <з'>

    И эти фонемы являются парными потому, что они сходны по всем признакам, кроме одного  твердости или мягкости, который также выступает как дифференциальный признак.

    Особенность соотносительных рядов заключается в том, что все входящие в их состав фонемы в одних и тех же фонетических условиях изменяются одинако­вым образом. Так, если звонкий согласный одной из соотносительных пар, например <т> и <д> в конце слова оглушаются, то в этой фонетической позиции соответственно будут изменяться и все звонкие согласные, входящие в другие со­относительные пары этого ряда:

    <п> и <б>; <с> и <з> и др., например: [зубы] - [зуп], [розы] - [рос].

    Если глухой согласный какой-либо соотносительной пары в определенной позиции озвончается, то в этой позиции аналогично будут изменяться и глухие согласные других соотносительных пар. То же самое наблюдаем и в соотноси­тельном ряду по твердости-мягкости. Так, если перед гласной фонемой <о> раз­личаются согласные <м> и <м'>, то в этом положении также будут различаться и все остальные пары этого ряда:<н> - <н'>, <д> - <д'> и т.п. Например: [мол] - [м'ол], [нос] - [н'ос], [дом] - [д'орн].

    Если перед гласной фонемой <е> не различаются <м> и <м'>, то в этой по­зиции не будут различаться по твердости и мягкости и все другие согласные этого ряда [м'ел], [п'ел], [с'ел], [д'ел] и т.п.

    Таким образом, фонемы, входящие в состав рассмотренных рядов, связывает единообразие изменений.

    Произношение звонких и глухих согласных

    В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

    Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости- глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

    1. 1. Оглушение звонких согласных на конце слова. Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в'ас], [л'аск], [исп], [тр'есф]. Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.
    2. 2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова. Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк'ъ], [н'искъ], [прозб'ъ], [ ад'и], [г-жиен'е].

    Произношение твердых и мягких согласных

    Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые оболочки слов (ср. был - быль, брат - брать и т.п.). Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба.

    На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).

    1. 1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат'], [галкъ - гал'къ], [вал - в'ал], [нос - н'ос], [тук - т'ук]. Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп'], [кроф - кроф'], [рап - р'ап']. Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п'äт'], [м'äт'], [м'ол], [в'ол], [грав'уръ], [п'ype]. Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с'ем' - с'ем'дьс'ът - с'ием'cот], [вос'ьм' - вос'ьм'д'ьс'ът - въс'ием'cот).
    2. 2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме. В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

    Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

    • а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб' ъ], [лûст' ъ], [суд'jа], [гос'т' ъ];
    • б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус'т'], [грус'т'], стена, песня - [c'т'иена], [п'ê'с'нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с'п'елы ] и [сп'елы ], [з'в'иезда] и [зв'иезда], [т'в'орды ] и [тв'орды ], [д'в'иено ] и [дв'иерно ];
    • в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан'т'ик], [бΛн'д'ит], [ко 'ик], [п'ьнс'иΛнер], [пр'иетен'з'и ь], [пт'êн'ч'ик];
    • г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б'иез'д'êльн'ьк], [б'иез'-делъ], [из'д'êл'и ь], [из'-д'елъ], [из'jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с'н'ал] и [сн'ал], [с'-н'иево] и [с-н'иево];
    • д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк'и], [ломк'и], [цэпк'и];
    • е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп'ит'];
    • ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт'êл'], [кΛрн'ет], [кΛрм'ûт], [съмлварч'ûк], [свар 'ик]. 

    Произношение сочетаний согласных

    В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

    1. 1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный [ ], [ ]: сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б'ие ыръ], [ ыл], [б'ие ыны], [н'о ы ], [вл'е ы ].
    2. 2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ ']: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj 'у], [в'и 'у], [по 'ь], [во 'и], [дро 'и] (допустимо произношение жж как [ ]).
    3. 3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ ] или [ш'ч']: переписчик [ 'ик], [-ш'ч'ик], заказчик [- 'ик], [-ш'ч'ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш'ч']: без числа [б'ьш'ч'исла], расческа [рΛшчоскъ].
    4. 4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ ']: летчик [л'о 'ик], молодчик [мΛло 'ик], отчет [Λ 'от].
    5. 5. Сочетание -тс- на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый [ ]: гордится и гордиться [гΛрд'и ъ]; тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].
    6. 6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной [ ]: братца [бра ъ], подцепить [пъ э ып'ит'], двадцать [два ът'].
    7. 7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.
    8. 8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.
    9. 9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м'ахк'и ], легче [л'ехч'ь]. 

    Непроизносимые согласные

    При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

    1. 1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);
    2. 2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);
    3. 3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);
    4. 4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце). 

    Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

    В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

    Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

    Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Орфоэпический словарь русского языка»).

    Остальные правила произношения

    Произношение отдельных звуков

    1. 1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж'окс'ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.
    2. 2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с'и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж'ÿр'и].
    3. 3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч'ас], [ч'ох], [ч'ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро 'ъ], [ 'орс], [ 'еб'ьт], [ 'укъ].
    4. 4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].
    5. 5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус'], [бΛjалс'ъ], [бΛjалъс'].
    6. 6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с'ел], [п'ел], [м'ел], [д'ел], [т'ел] и т.п. .

    Произношение отдельных грамматических форм

    1. 1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр'ежн'и ], [нижн'и ]. Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н'иск'и ], [убог'и ], [тих'и ].
    2. 2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.
    3. 3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].
    4. 4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т'оплу у], [л'ет'н'у у].
    5. 5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син'ии].
    6. 6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход'ът].
    7. 7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак'ивъл], [вздраг'ивъл], [рΛзмах'ивьл].

    Особенности произношения иноязычных слов

    Многие слова иноязычного происхождения прочно усвоены русским литературным языком, вошли в общенародный язык и произносятся в соответствии с существующими орфоэпическими нормами. Менее значительная часть иноязычных слов, относящихся к различным областям науки и техники, культуры и искусства, к области политики (также иноязычные собственные имена), при произношении отступает от общепринятых норм. Кроме того, в ряде случаев наблюдается двоякое произношение иноязычных слов (ср.: с[о]нет - с[а]нет, б[о]ле-ро - б[а]леро и др.). Произносительные варианты с [о] в таких случаях характеризуют произношение как нарочито книжное. Такое произношение не отвечает принятым в литературном языке нормам.

    Отступления от норм при произношении иноязычных слов охватывают ограниченный слой лексики и сводятся в основном к следующему:

    1. 1. В безударных слогах (предударных и заударных) в иноязычных словах на месте буквы о произносится звук [о]: [о]тель, б[о]а, п[о]эт, к[о]ммюнике, м[о]дерат[о], ради[о], ха[о]с, кака[ï], п[o] этесса; в собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, З[о]ля, Т[о]рез, Ж[о]рес и др.
    2. 2. Перед е в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье, партер, метрополитен, интервью; модель, декольте, кодекс; шоссе, безе, морзе; кашне, пенсне; Сорренто; Торез, Жорес, также Флобер, Шопен.
    3. 3. В безударных слогах иноязычных слов с твердым согласным перед [е] на месте буквы е произносится гласный [э]: ат[э]лье, ат[э]изм, мод[э]льер и т.п. На месте буквы е после и в следующих иноязычных словах произносится [э]: ди[э]та, пи[э]тизм, пи[э]тет, ди[э]з.
    4. 4. На месте буквы э в начале слова и после гласных произносится [э]: [э]ко, [э]пос, по[э]т, по[э]тесса, по[э]тический.

    27.03.2016, 1205 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.