AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Выразительные средства в языке. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/izobrazitelnye-i-vyrazitelnye-sredstva-iazyka/vyrazitelnye-sredstva-v-iazyke/ (дата обращения: 25.04.2024)

Выразительные средства в языке

Выразительные средства в языке

Содержание

    Лексика 

    Если выразительные средства изобразительного искусства — это краски, цвета и линии, то в литературе к ним, прежде всего, относят слово. Это основная языковая единица, которая является наиболее заметным элементом художественных произведений. Выразительность речи, прежде всего, связывают со словом. Лексический запас русского языка огромен. Он позволяет без особого труда назвать какой-либо определенный предмет, его действия и признаки. При этом могут быть выражены самые различные оттенки значения и показана оценка говорящего о предмете речи. 

    Язык располагает специальными и неспециальными средствами усиления изобразительности и выразительности.

    К специальным средствам относятся словесные фигуры и фигуры мысли. К фигурам мысли относятся тропы и амплификации.

    Словесные фигуры.

    Словесные фигуры — необычные обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего.

    Длящееся, протяженное чувство выражается повторами слов, Перемежающееся, колеблющееся – словесными перебоями (прерванностью). Спешка — пропусками слов (эллипсис).

    Могут повторяться различные единицы: части слов, служебные и полнозначные слова, синтаксические единицы. Они могут располагаться как произвольно, так и симметрично. Все фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от его окраски. Поэтому они употребляются как для восхваления, так и для уничижения.

    Главная функция этих словесных фигур — демонстрация сильного, длящегося чувства.

    Композиционный стык — повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах.

    все сделала для меня родина.
    родина меня выучила, вырастила,
    дала путевку в жизнь.
    жизнь, которой я горжусь.

    Стык уместен и в текстах-рассуждениях, когда надо подчеркнуть ход причинно-следственных связей.

    Кольцо — отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается. Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному.

    Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер).

    Помещением словосочетания «шоковая терапия» в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор демонстрирует неизбежность шоковой терапии.

    Хиазм — фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке:

    Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить.

    Хиазм часто усиливается антитезой.

    Многосоюзие — избыточные повторы союза «и»: И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах совсем не те, что были раньше. Многосоюзие наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества. Звук, свет, качество экранов в новых московских кинотеатрах изменились.

    и гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

    Несимметричные повторы слов:

    Двукратный повтор (геминация) акцентирует внимание на объекте, что актуально для рекламных слоганов:

    Инвайт, Инвайт — просто добавь воды!

    Гомеология — повтор однотипных окончаний или морфем:

    СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон!

    Обрыв высказывания — незавершенность фразы:

    Власть же столько своих обещаний не выполнила…

    Пропуск начала фразы: …плюс хорошее качество. Фигура используется почти исключительно в газетных заголовках и рекламных текстах.

    Бессоюзие — отсутствие союзов при перечислении. Делает текст динамичным, предупреждает о сжатии информации

    Зевгма — ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член, а в других отсутствует:

    Между тем совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель своим бизнесом, чиновник искусством бюрократии, ученый наукой (Ю.П. Сенокосов).

    Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние нестабильности, колебание, изменение настроения из-за только что полученной информации.

    Парцелляция — расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка:

    «этот год был темным от растаявшего снега. шумным от лая караульных псов. горьким от кофе и старых пластинок».
    С. Довлатов.

    Парентеза — расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки в скобках или тире.

    Особое место в системе словесных фигур занимают фонетические фигуры. Таких фигур две:

    Аллитерация — повтор согласных звуков и ассонанс — повтор гласных звуков. Часто обе фигуры употребляются одновременно. Но выполняют они различные функции: для создания эффекта звукоподражания (звучащая речь напоминает звуки описываемого явления: шелест шелкового шнурка); вызывать ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями за счет звукового сходства со словами, обозначающими эти явления, ощущения, эмоции (грустный тон звука «у», поддерживаемый наличием таких слов, как унылый, скучный, грустный) и произнесения отдельных звуков, соотносимого с определенным психическим состоянием («агрессия» звука «р»). По небу голубому проехал грохот грома. С. Я. Маршак

    Аналогичны звуковым графические фигуры. Они воспринимаются визуально (палиндром — одинаковое чтение слева направо и справа налево: дом мод и акростих — первые буквы строк образуют какое-нибудь слово).

    Тропы.

    Троп (от др.-греч. τρ?πος — оборот) — слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

    Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом — поэтической семасиологией.

    Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей.

    Грустное веселье продолжалось.

    Антифраз — употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией. Часто антифраз отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифраз — концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость — щедростью.

    Эпитет –образное определение предмета или действия. эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

    1) существительное: болтушка сорока.
    2) прилагательное: роковые часы.
    3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

    Там поют соловьи панихиды хрустальные. (А.Вертинский)

    Катахреза (катахрезис, от др.-греч. κατχρησις — «злоупотребление») — троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление в сочетании слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями.

    Самоварное золото, когда рак свистнет, есть глазами, зелёный шум, пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы.

    Среди тропов выделяют грамматические тропы, основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении.

    Гипофора — вопрос оратора к себе самому, на который он отвечает.

    Амплификации

    Амплификация подобна тропу, но здесь в речи представлены оба сопоставимых компонента (применительно к нашим примерам, иллюстрирующим тропы, это: стекло и вода, город и его население и т.п.).
    Наиболее известный случай амплификации — сравнение.

    Плеоназм — избыточность выражения: Главная цель здесь — создание конкуренции, конкурентоспособных предприятий (С. Креппель). Цель плеоназма – остановить внимание на идее конкуренции.

    Ряд амплификаций связан с контрастом.

    Неспециальные средства усиления изобразительности

    Кроме специальных средств усиления изобразительности (словесных фигур, тропов и амплификаций), существуют и неспециальные средства усиления изобразительности, изучением которых занимается экспрессивная стилистика. Это атрибуция, гипонимизация и экспрессивная синонимия (Хазагеров, Ширина, 1994).

    Атрибуция — это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.

    Гипонимизация — это замена общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.

    Экспрессивная синонимия — это замена нейтрального слова более экспрессивным синонимом. Ср.: высококлассный и элитный.

    Нельзя, пожалуй, оставить без внимания и остальные средства выразительности.

    Антонимы — это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения:

    Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин)
    То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

    Антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.

    Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:

    …как бы нам самим следить, чтобы наши права
    не поощрялись за счет прав других?
    (А. Солженицын)

    Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения или стилистической окраской.
    контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

    Ломоносов – гений – любимое дитя природы.
    (В. Белинский)

    Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления:

    усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

    Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:

    начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

    Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

    Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:

    У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

    Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

    Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

    Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи:

    вы, щенки! за мной ступайте!
    будет вам по калачу!
    да смотрите ж,
    не болтайте, а не то поколочу!

    (А.Пушкин)

    Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет:

    рожденный ползать – летать не может,

    либо особо выделяет второю после знака часть:

    любовь – главнее всех.

    Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):

    безобразное отношение!
    как можно беречь счастье!

    Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

    Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

    Аллегория — прием, основанный на замене абстрактных понятий названием конкретных образов; иносказание. (в баснях: лиса — аллегория хитрости, муравей — трудолюбия). 

    Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

    «бинокли. бинокли. люди хотят быть ближе к Джоконде. рассмотреть поры ее кожи, ресницы. блики зрачков. они будто ощущают дыхание Моны Лизы. они, подобно Вазари, чувствуют, что „глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…и они это видят и слышат. и это не чудо. таково мастерство Леонардо“.

    14.02.2016, 20217 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.