AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры

Содержание

    Анафора — повтор слов в началах смежных отрезков речи. Смысл анафоры — продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой, передача оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов.

    «пора снимать янтарь, пора менять словарь, пора гасить фонарь наддверный…»(М. Цветаева).

    Эпифора — повторы слов в концах смежных отрезков: международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора также передает уверенность, но фиксирует внимание на следствии, передает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона.

    «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны» А. Островский.

    Синтаксический параллелизм — повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Ты — мне, я — тебе. Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: … сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает (В. Рыжков).

    «брали — скоро и брали — щедро: взяли горы и взяли недра…»
    М. Цветаева.

    Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, решимость говорящего перейти от слов к делу. Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках.

    Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

    «познай, где свет, — поймешь, гдё тьма…»
    (А. Блок).

    Градация — фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

    «Пришел, увидел, победил».
    (Ю. Цезарь).

    Инверсия — нарушение обычного порядка слов. Сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию:

    Приговор судьбы свершился. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами:

    Судьбы свершился приговор.
    М. Ю. Лермонтов

    Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого:

    Кто куда, а я в сберкассу!

    Эллипсис наиболее характерен для лозунгов, в частности трудовых девизов.

    Умолчание (также апосиопе?за, апозиопеза, апозиопезис) — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. 

    Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком. Апозиопеза вводит в речь многозначительность, побуждает другую сторону к домысливанию, подчёркивает несоразмерность глубины якобы заложенной мысли со скромностью самого выражения.

    Используется как в ораторском искусстве, так и в частных и деловых беседах, в том числе и официального характера: «Если в нашей экономике не наступит серьёзных перемен, то …».

    Противоположный приём, опускающий начало стандартного фразеологического оборота, называется просиопезой. В русском языке типичным примером является опускание имени и называние человека только по отчеству («Ильич»).

    Хотя страшился он сказать,
    Нетрудно было б отгадать,
    Когда б… но сердце, чем моложе,
    Тем боязливее, тем строже…

    — Михаил Лермонтов. Измаил-Бей

    Риторическое обращение — фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата.

    «ох, лето красное! любил бы я тебя,
    когда б не зной, да пыль,
    да комары, да мухи…»
    А. Пушкин.

    Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

    Джоконда. лепет людской. шепот. шорох платьев. тихие шаги… ни одного мазка, — слышу я слова. – нет мазков. как живая.

    Писатели нередко сталкивают в одном контексте разные значения многозначных слов и омонимов, добиваясь комического эффекта:

    женщины подобны диссертациям:
    они нуждаются в защите.
    (Э. Кроткий)

    Риторический вопрос— фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание.

    «И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?»
    Е. Замятин. 

    14.02.2016, 833 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.