Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяПрактическая стилистикаГрамматическая стилистикаСтилистический синтаксисСтилистическое использование периода. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Стилистическое использование периода. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи

Речь отрывистая и речь периодическая

Сопоставим начальные предложения из романа Л. Н. Толстого «Воскресение»:

1) Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе.

2) Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли её, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клей-кие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем.

Предложения эти примерно одинакового объема, в обоих описывается весна, но нетрудно видеть существенное различие между ними. Это различие выражается не столько в синтаксическом их строении (первое предложение сложноподчиненное, второе сочетает в себе сочинение, подчинение и бессоюзное соединение), сколько в общем звучании, интонации. Если второе предложение произносится спокойным тоном, с естественными равномерными паузами между частями, образующими предикативные единицы, которые между собой выступают на началах своеобразного равноправия, то в первом предложении явно чувствуется распадение его на две части с резко различным их произнесением: первая часть, состоящая из синтаксически однородных единиц (придаточных, начинающихся сочетанием как ни), произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует явно выраженная пауза, после которой происходит заметное понижение голоса. Такое предложение (первое) представляет собой речь периодическую, а сопоставляемое с ним предложение (второе) — речь отрывистую.

Особенностью периода является не только указанная его структура, стройность формы, музыкальность звучания — все то, что характеризует его с внешней стороны. Со стороны содержания ему присуща известная полнота и законченность выражения мысли, единство темы, раскрытие которой выливается в маленькое сочинение.

Стилистические функции и использование периода

Благодаря емкости и изяществу формы, легкости восприятия заключенного в нем содержания период еще в античную эпоху получил широкое распространение (тогда и был создан самый термин «период», что значит «круг, кольцо»). Под периодом понималось интонационное оформление этого синтаксического построения, открывающегося и замыкающегося одинаково спокойным произношением, после того как на стыке обеих частей произошло кульминационное повышение голоса с последующей паузой.

К периоду неоднократно обращались русские писатели и поэты, ораторы и публицисты. Разновидности периодов находим в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и в баснях И. А. Крылова, в поэмах А. С. Пушкина и в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, в семейной хронике С. Т. Аксакова и в художественной прозе Н. В. Гоголя, в романах Л. Н. Толстого и в публицистике В. Г. Белинского, в рассказах А. П. Чехова и в статьях М. Горького, в «Василии Теркине» А. Твардовского.

В художественной прозе период используется в описаниях, в повествованиях: живописность, плавность рассказа значительно выигрывают благодаря той форме музыкальной фразы, в которую облекается период.

В поэзии, где в еще большей степени важны ритмичность и музыкальность звучания, период привлекает заложенными в нем огромными возможностями эмоционального воздействия на читателя или слушателя; этому способствует нарастающее напряжение при переходе от одной части периода к другой.

Широкое использование периода в ораторской речи объясняется тем, что форма его хорошо приспособлена для убеждающего рассуждения: две части, повышение и понижение, логически дополняют одна другую, способствуют соединению понятий для выражения единой мысли. Например, в одной части указывается факт, в другой — его причина; в одной излагается условие, в другой — следствие; в одной содержится перечень явлений, действий, предметов, в другой — обобщающее утверждение. Вторая часть логически резко противопоставляется первой.

Эти же преимущества периода используются в публицистической речи, для которой тоже характерно сочетание логичности рас-суждения, воздействия на интеллект читателя со страстностью убеждения, влияния на его эмоциональную сферу.

Важную композиционно-стилистическую роль в тексте произведений разных стилей и жанров играет абзац и нередко совпадающее с ним сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство).

Разбивка текста на абзацы выполняет задачи не только композиционные (четкое строение текста, выделение в каждой из частей зачина, средней части и концовки) и логико-смысловые (объединение мыслей в микротемы), но и экспрессивно-стилистические (единство модального плана высказывания, выражение отношения автора к предмету речи). Абзац тесно связан с типами речи (описание, повествование, рассуждение), в результате чего можно выделить абзацы описательного вида (статический), повествовательного вида (динамический) и абзац с рассуждением (строевым его составом является формулировка тезиса и цепь предикации).

Аналогичные экспрессивно-стилистические возможности присущи сложному синтаксическому целому. Различие между ними и абзацем не в количественном их составе (хотя абзац может состоять и из одного предложения, чаще, однако, он заключает в себе несколько связанных по смыслу и структурно предложений и даже несколько сложных синтаксических целых), а в структурной их организации: сложному синтаксическому целому, в отличие от абзаца, свойственно строгое синтаксическое оформление. Сложное синтаксическое целое с параллельной или цепной связью входящих в его состав предложений образует компактную единицу высшего синтаксического уровня, представляет собой структурно - смысловое единство со множеством средств связи составляющих его компонентов (лексические повторы, местоименные слова, при-соединительные союзы, соотносительность видовременных форм глаголов, модальные слова, порядок слов, интонационное оформление и т. д.).

Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи

Стилистические функции прямой речи

Прямая речь, выполняя функцию дословной передачи чужого высказывания, может вместе с тем служить средством характеристики говорящего лица, средством создания художественного образа:

Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдений. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод.

- Да, батюшка Аркадий Петрович, как же вы это? Сокрушаете вы меня совсем, известить меня не изволили о своём приезде. Где же вы ночку-то проведёте?

Стилистические функции прямой речи в художественном тексте многообразны: она не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы много узнаем о персонаже. Прямая речь персонажа для художника – это и предмет изображения, и средство самовыражения героя. Диалоги, внутренняя речь героев – все это служит важнейшим средством изображения жизни в ее различных проявлениях.

Большое стилистическое значение имеет и способ введения прямой речи в авторское повествование. Как правило, писатели используют для этого различные ремарки, которые дополняют представление читателя о говорящем персонаже, уточняют его реплики, а в особых случаях помогают осмыслить их глубинный подтекст, понять скрытое в них значение. При всем разнообразии авторских ремарок у них много общего: в них часто используются глаголы, указывающие на сам факт речи, причем искусство писателей проявляется в предпочтении глаголов конкретно-образной семантики: «прошептал», «выпалил», «бормочет», «рявкнул», «отрезал», «сипит», и т.д. Их дополняют глаголы, вызывающие действия, которые сопровождают речь: «обернулся», «задумался», «растерялся», «удивился», «махнул рукой» и т.д., а также наречия и деепричастия, характеризующие поведение героя: «грубо добавил», «резко возразил», «небрежно произнес», «с улыбкой», «помолчав», «без запинки», «отвернувшись».

Особое стилистическое значение получает прямая речь в драматургии, где ее художественные достоинства определяют уровень мастерства драматурга; а также в публицистическом стиле (в интервью, где важны индивидуальные особенности речи участников беседы).

Стилистические функции несобственно-прямой речи

Широкие стилистические возможности, большая выразительность и яркость, эмоциональное богатство и образность заложены в так называемой несобственно-прямой речи. Сущность ее заключается в том, что в ней сохраняются в той или иной степени лексические и синтаксические особенности чужого высказывания (подлинные выражения, порядок слов, интонация фразы), манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается высказывание не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор как бы непосредственно выражает мысли и чувства своего героя, сливает его речь со своей. Создается двуплановость высказывания: воспроизводится «внутренняя речь» персонажа, его мысли, настроения (и в этом смысле «говорит» он), но выступает за него автор; объективная оценка событий преломляется сквозь призму восприятия персонажа.

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования: Лизавета Григорьевна ушла в свою комнату и призвала Настю. Обе долго рассуждали о завтрашнем посещении. Что подумает Алексей, если узнает в благовоспитанной барышне свою Акулину? Какое мнение будет он иметь о её поведении и правилах, о её благоразумии?(П.); Лыжин проснулся и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! И почему агент и сотский приснились вместе? Что за вздор? (Ч!)

Источник: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. 

1029
27.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.