AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Субкультура и контркультура в современном обществе. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/subkultura-i-kontrkultura-v-sovremennom-obshhestve/ (дата обращения: 23.04.2024)

Субкультура и контркультура в современном обществе

Субкультура и контркультура в современном обществе

Содержание

    Субкультура

    Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкуль­туры. Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от большинства. Каждое сообщество создает свою суб­культуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия свя­заны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

    Можно выделить национальные, конфессиональные, професси­ональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характе­ризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отноше­нии, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. При­мером такого соотношения культур является Российская Федерация.

    Для социологии важно определить, смешиваются ли эти суб­культуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты. Часто культурные меньшин­ства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культу­ры большинства населения, которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их. От правильной культурной полити­ки зависят состояние экономики, социально-политический климат и все благосостояние данного государства.

    Другой важнейшей формой является конфессиональная суб­культура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христи­анской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

    Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержани­ем работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

    Демократизм и массовые формы современной жизни мало способствуют формированию субкультур на основе стратификационных форм жизнедеятельности. Если иметь в виду разные слои среднего класса (квалифицированные рабочие, инженеры, менеджеры, работники сферы обслуживания и др.), то культурные различия между ними сводятся к неодинаковым культурно-стилевым особенностям образа жизни — к различиям в уровне жилищного комфорта; к разнице в художественных, духовных или информационных предпочтениях; к неодинаковому проведению свободного времени. Эти качества жизни далеко не всегда формируют субкультуру того или иного слоя.

    Вместе с тем целый ряд субкультур, выделяемых в современном обществе по социальным критерям, продолжает развиваться. Так, исследователи выделяют элитарную культуру, т. с. субкультуру представителей привилегированных групп общества, для которой характерны такие черты, как принципиальная закрытость культурной коммуникации, высокое качество жизни, закрепление принципов ценностно-смысловой самодостаточности, противопоставление себя субкультурам других слоев, в частности массовой культуре.

    Зарубежные исследователи выделяют культуру бедности, которая развивается в ряде современных обществ на противоположном от элитарной культуры полюсе. Речь идет о культуре беднейших групп населения: низкооплачиваемых неквалифицированных работниках, маргинальных слоях. Их качество жизни резко отличается от жизни основной части населения, что определяет их обездоленность, низкий уровень квалификации, образования и духовных запросов, высокий уровень молодежной преступности.

    Своими характеристиками выделяется также молодежная субкультура, которая формируется в условиях городской среды современного общества. Молодежная субкультура во многих странах демонстрирует общие свойства: достаточно четко выделены ее границы, отъединенность от жизни старших поколений, уход ее носителей в сферу общения и самообразования, досуга и развлечений. Конечно, молодежь не в состоянии создать собственный уклад жизни, оригинальные формы духовной активности. Молодежная субкультура складывается из представлений современно мыслящих юношей и девушек, их жизненных целей, жаргона, манер поведения, занятий в свободное время. Для молодежной аудитории целенаправленно создается определенный объем массового искусства — прежде всего музыка, вокальное исполнительское искусство, кинофильмы, литература, модная одежда, компьютерные игры.

    Говоря о субкультурах, следует также указать на наличие во многих странах этнонациональных субкультур. Весьма немногочисленны страны, население которых моноэтнично. В этом случае исторически формируется этнически однородная — гомогенная — культура. Хотя даже в такой моноэтнической стране, как Япония, кроме японцев издавна жили иммигранты — корейцы, а на севере страны — представители коренного этноса — айны. И те и другие до сего дня сохраняют культурную специфику, не ассимилируясь в японской среде.

    Полиэтническими по своим корням и, следовательно, более сложными по составу выступают многие национальные культуры современных стран Западной Европы. Так, в английской культуре выделяются своим чувством культурной самоидентичности шотландцы. Решительно отказываются причислять себя к английской культуре ирландцы. Во Франции сохраняются самобытные культуры корсиканцев, басков. В современной Испании также далеко не все граждане готовы безоговорочно назвать себя испанцами. Из примерно 40 млн. граждан страны 5 млн. считают себя каталонцами, около 3 млн. — галисийцами, а чуть более 2 млн. — басками. Все названные этносы проживают компактно, сохраняя до сих пор свой язык и культуру.

    Наконец, в рамках одной и той же страновой культуры важно уметь вычленять территориальные (региональные) субкультуры, которые могут быть как моноэтничными, так и полиэтничными. В рамках российской культуры такими составными единицами выступают культура юга России, культура Сибири, русского Севера и т. п.

    Контркультура

    Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

    Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

    Особо ярко контркультура была выражена в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и в 1970-х годах в субкультуре панк.

    В отличие от массовой культуры контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. Явление контркультуры заинтересовало исследователей во второй половине XX в. как один из факторов, динамизирующих развитие народов. Ослабление прежних норм деятельности, духовных ориентиров и зарождение новых нередко сопровождается общественным размежеванием, активизацией определенных социальных сил. Не все эти сдвиги формируют контркультуру. Но если они приобретают отчетливое выражение в идеях, в действиях целых слоев, то тем самым обществу передается импульс обновления. Новые представления какое-то время сохраняют инновативный характер по отношению к базовым образцам, но со временем значительная их часть способна интегрироваться в господствующую культуру. Так, для многих народов Средиземноморья, Западной, Восточной Европы, Малой Азии нормы и ценности христианства поначалу выступали в качестве инноваций. Широкое освоение христианского видения мира этими народами способствовало обновлению и динамизации их культур.

    Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодёжным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить всё символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство, прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков.

    Примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

    25.02.2017, 29483 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.