AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Социальная мысль России. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/sotsialnaia-mysl-rossii/ (дата обращения: 25.04.2024)

Социальная мысль России

Социальная мысль России

Содержание

    Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский. Николай Данилевский  (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

    Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.

    Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная на­ука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта.

    На ранних этапах своего развития российская соц­иология не выдвинула теоретиков мирового масштаба.

    В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

    Первый этап — с середины XIX века до 1918 года

    Субъективная социология (Лавров, Михайловский)

    В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

    • Позитивизм (М. Ковалевский)

    Из естественной науки сделать точную.

    • Социология марксизма

    Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”.40-е годы XIX века - Марксистское (диалектико-материалистическое) направление. Основатели Маркс и Энгельс, Эдуард Бернштейн и Прудон.

    Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”

    Своим развитием эта формация готовит и зарождает новую – коммунизм.

    Карл Маркс, (1818—1883), Германия.

    Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.

    Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.

    Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.

    Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

    Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития.

    • Теория культурно-исторических типов

    Николай Данилевский  (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Что русскому хорошо, то немцу плохо. История России рассматривается Данилевским в неразрывной связи со странами Европы. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

    Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.

    1850 -е – зарождение основных направлений классической социологии

    1.         Объективная социология (Данилевский, Ковалевский)

    2.         Субъективная социология (Михайловский – трактат “Гений и Толпа”)

    3.         Марксистская социология (Плеханов, Ленин)

    4.         Экономистическая социология (Петр Струве, Туган Бараноовский)

    5.         Правовая социология (Евгений Эрин, И. Хатиенский, Тарановский, Ковалевский, Лебраницкий)

     

    • Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов
      • Теория социокультурных суперсистем П.Сорокина.

    От низшей фазы к цивилизационной фазе (на каждом этапе супер-система).

    Характеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института.

    Питирим Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику со­циальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.

     

    • Третий этап — с начала 60-х до наших дней
      • Социальное планирование.

    Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

    • Теория модернизации.

    Характеризуется главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа.

    • Реальный социализм (60-е) – Зрелый социализм (70-е) – Теневая экономика (80-е)
    • Современная социология. Политизация и идейный вакуум В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал, выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы он пока сохранил некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного финансово-экономического могущества. В современной России положение социологии доста­точно двойственно.

    11.02.2016, 2704 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.