AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Социология молодёжи: предмет науки и основные проблемы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/socziologiya-molodyozhi-predmet-nauki-i-osnovnye-problemy/ (дата обращения: 19.04.2024)

Социология молодёжи: предмет науки и основные проблемы

Социология молодёжи: предмет науки и основные проблемы

Содержание

    Социология молодёжи: предмет науки

    Социология молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

    Социологию молодёжи следует отличать от ювенологии — комплексной дисциплины, изучающей молодёжь как социально-возрастную группу и объединяющей социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический, этический и другие подходы

    Социология молодежи — это наука, объектом изучения которой является молодежь: ее общие и конкретные черты, особенности, интересы, потребности, проблемы социализации, деятельности во всех сферах жизни и т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи.

    Социология молодежи позволяет с помощью разнообразных методов и приемов изучения молодежи создать ее своеобразный социальный портрет.

    Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.

    Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология -- инструменты сбора и анализа фактической информации.

    Проблемы молодежи изучают многие науки, поэтому подлинный "портрет" молодежи как большой социально-демографической группы общества можно представить себе лишь на междисциплинарном уровне, т. е. с учетом данных таких наук, как история, философия, педагогика, психология, социальная психология, политология и др. Только социология позволяет рассмотреть феномен "молодежь" в комплексе.

    В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре. Данной проблематике посвящены исследования С.Н. Иконниковой и В.Т. Лисовского. Дифференциация исследований в рамках проблематики социологии молодежи идет в следующих направлениях: семья; социализация; субкультура; брак; социальные проблемы молодежи; наркомания; образование; социальные проблемы подростков; поколение; профессиональный выбор; мода. В рамках данной дифференциации в общественной социологии молодежи исследованиями процессов становления личности у молодежи занимается И.С. Кон. Влияние социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи исследует В.Н. Шубкин. Профессиональным самоопределением молодежи и то влиянием на систему ценностных ориентацией занимается М.Х. Титма.

    Подходы в изучении социологии молодежи

    В настоящее время существуют различные подходы к предмету изучения - под углом зрения социологов, психологов, физиологов, демографов, культурологов. Однако есть и общее во всех этих подходах. Это признание большинством авторов свойств возрастных характеристик, социального статуса, специфических социально-психологических качеств молодежи. Социология молодежи изучает свой предмет с точки зрения места молодежи в социальной структурео бществаи социальных процессах развития общества.

    Отечественные социологи, исследующие молодежь, стремятся во-первых, избежать отрыва молодежи от остальной части населения общества. Во-вторых, специфика интересов молодежи и ее культуры интерпретируется лишь в более широком социальном контексте.

    Психоаналитический подход. В его основе лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на теории З.Фрейда и его последователей Р. Бенедикта, Л. Фойера, Э. Эриксона. Так, природа конфликта между поколением отцов и детей объясняется «эдиповым комплексом». Отсюда выводятся агрессивные выступления молодежи против существующих порядков. Неофрейдисты (Р.Бенедикт) показали, что на любом этапе своего развития индивид испытывает целенаправленное общественное воздействие, которое формирует определенный социальный тип, специфический «социальный характер», который соответствует конкретному обществу.

    В числе отечественных сторонников этого подхода К. Абульханова-Славская, Г. Андреева, Л. Буева, В. Ольшанский, Д. Эльконин и др. Им удалось преодолеть биологизм Фрейда и изучать молодежь во взаимодействии с социумом. Эти исследования позволили обосновать необходимость гармоничного развития молодежи.

    Структурно-функциональныйподход. Он присутствует практически во всех концепциях, авторы которых испытывают необходимость в анализе внутреннего строения движущих сил объекта исследования. В числе представителей этого подхода отметим израильского социолога Ш. Айзенштадта и его известную работу «От поколения к поколению». Основываясь на взглядах известных классиков социологии Э.Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, он рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими определенный социальный статус, соответствующий социальной роли. Каждая роль - это единица во взаимодействии этой структуры и она служит регулированию определенных аспектов поведения молодого человека. Заслуга сторонников этого подхода состояла в том, что была сконструирована концепция межпоколенного взаимодействия, согласно которой цель любой социальной системы - воспроизводство. Эта цель достигается с помощью возрастной дифференциации общества с закрепленными за каждой его социальной группой социальными функциями, а роли, выполняемые индивидом на каждом этапе жизни, должны быть четко ориентированы по отношению к одной из главных его функций - субъекта или объекта социального поведения. Нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому способно привести к деформации, а в особых случаях –

    к полному распаду структуры общественных взаимосвязей. Это дало толчок развитию специальных социологический теорий «сексуальной революции» (Г.Маркузе), «конфликта поколений» (Э. Фромм, Р. Мертон).

    В числе сторонников этого подхода - представители отечественной социологии Л. Коган, Н. Слепцов, В. Мансуров, В. Староверов, И. Слепенков, С.Фролов и др.

    Культурологический подход. Для него характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников А. Шюца и Т. Лукмана исследователи пытаются изучать мир молодежи в соотнесении его с конкретными представителями, целями и поведенческими мотивами индивидов. К сторонникам этого подхода относится К. Маннгейм. Он рассматривал механизм социального наследования культуры. К числу разработчиков этого направления относятся также Ф.Коэн, Э. Ноэль - Нойманн, Д.Белл, Ф. Малер, М. Мид и др.

    Отечественные представители этого подхода - В. Добреньков, С.Кугель, Ю.Ожегов, В. Харчева и др.

    Данный подход представляется достаточно интересным. Известная американская исследовательница М. Мид даже предложила механизм взаимодействия культур. Согласно ее теории культура передается в обществе тремя основными путями: от старшего поколения к младшему, от молодежи к старшему поколению, а также происходит передача культуры от молодежи к старшему поколению и наоборот.

    Вообще существуют три основных подхода к молодежи и оценки ее роли в обществе.

    Первый подход - критически-осуждающий. В рамках этого подхода молодежь называют «рассеянным», «равнодушным», «потерянным» поколением. Уже сами эти характеристики свидетельствуют об определенной тенденциозности в оценке молодежи, а высказывание о том, что «не та нынче пошла молодежь» можно представить в виде формулы:

    НЕ ТА = ХУЖЕ.

    Второй подход - прямо противоположный по своему значению - восторженно-оптимистический. Он проявляется в идеализации и захваливании молодежи. Для него характерно мнение:

    НЕ ТА = ЛУЧШЕ.

    Данный подход льстит молодежи и может быть использован в популистских целях, для завоевания ее на свою сторону. О ней говорят как о носителе нового революционного сознания. Но при этом молодежь лишается опыта старших поколений, что существенно затрудняет и ее собственное развитие, а присущее многим ощущение действовать методом проб и ошибок получает поддержку и развитие.

    Третий подход - объективистский.Он предлагает выделение как положительных характеристик молодежной демографической группы, так и учет негативных тенденций, которые реально существуют в молодежной среде. Для этого подхода присуща тенденция:

    НЕ ТА = ДРУГАЯ.

    Встречается и отношение к молодежи как к объекту воспитания. В этом смысле она ассоциируется с пассивным «резервуаром», который нужно наполнить социальным опытом взрослых поколений. А опыт отцов не всегда находит понимание в умах молодежи. Не всегда молодежь рождает именно новые представления, но зато она всегда принимает эти представления, мобильнее усваивает новый социальный опыт и вообще впитывает все ростки нового. Поэтому переход к рынку нашел отклик именно в сердцах молодежи.

    Второй и третий подходы не имеют ничего общего с научной социологической теорией. В них нет ничего нового. Второй подход особенно ярко отражается в литературе. Широко известны слова М.Ю.Лермонтова из «Бородино» «Да, были люди в наше время. Могучее, лихое племя. Богатыри - не вы...».

    Проблемы молодежи

    Проблемы молодежи в любом обществе, при любых условиях и обстоятельствах должны рассматриваться в трех аспектах:

    • что общество может дать молодежи для ее развития и гражданского становления;
    • что сама молодежь способна и может дать обществу для его прогрессивного развития;
    • как полнее использовать потенциал молодежи в интересах ее собственной самореализации и развития всего общества.

    Как специфическая социально-демографическая группа общества молодежь характеризуется, однако, не только возрастными рамками, но и определенным местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления и развития.

    Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать весьма своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества.

    В связи с этим применительно к молодому поколению можно вести речь об основных и второстепенных его особенностях. К основным мы относим физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые характеристики. Что касается второстепенных, то они вытекают из основных и проявляются в зависимости от вида общественно полезной деятельности, места проживания, социального статуса человека в обществе.

    Многие ученые и исследователи занимаются проблемой подразделения молодежи (по возрасту и степени включенности в социально-экономические отношения) на группы. Как и в свое время К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, этому уделяют внимание ведущие философы — специалисты нашего времени, практические разработчики в сфере молодежной политики. Не вдаваясь в полемику по этой проблеме, отметим, что в данном случае заслуживает внимания точка зрения В. В. Бовкуна, который выделяет пять групп молодежи: подростковую — 14—15 лет; предъюношескую — 16—17; раннеюношескую — 18—20; среднеюношескую — 21—25; старшеюношескую — 26-30 лет.

    Необходимо принять к сведению также неоднозначность молодежного возраста и относительно социальных ролей молодых людей, специфики их деятельности.

    Итого:

    Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь — это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

    Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, характеризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности".

    Вопрос о возрастных рамках молодежи — это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

    Оценка роли молодежи в процессе смены поколений, скорее всего, должна осуществляться с учетом следующего:

    • общесоциологического закона смены и преемственности поколений в обществе;
    • социальной дифференциации молодежи;
    • исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения;
    • осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности.

    Такие составляющие подхода к молодежи, ее оценке имеют существенные особенности, которые нужно учитывать в процессе изучения и практической работы с молодежью.

    Так, преемственность поколений относится не только к молодежи, но и к обществу в целом, т. е. проявляется как общесоциологический закон. И суть его состоит не просто в смене одного поколения другим, их последовательности. Молодежь вступает в жизнь, уже обладая определенными материальными благами, в условиях определенного уровня социально-экономического развития общества. Поэтому ее задача — преумножать эти материальные и духовные богатства. Общество, государство обязательно должны учитывать это и исходя из таких закономерностей формировать и реализовывать политику по отношению к молодежи.

    Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, который имеет старшее поколение. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, которые далеко не всегда отвечают ее интересам и потребностям. Отсюда довольно распространенное явление — кризис традиционных институтов социализации личности, семьи, школы и т. п., который мы наблюдаем сегодня разных странах.

    Основные проблемы социологии молодёжи

    Сначала о проблемах самой молодежи

    Для понимания сути тех явлений, которые имеют место в молодежной среде сегодня, важно учитывать общий спектр проблем молодежи в мире вообще. Так, есть все основания считать, что с начала 80-х годов в мировом молодежном движении действительно произошли глобальные изменения. С одной стороны, существенно расширились возможности для практической реализации прав и свобод человека, особенно молодого, а с другой — молодежь была и осталась до сегодняшнего дня самой уязвимой, социально незащищенной частью населения. 

    К современным проблемам молодежи можно отнести следующие:

    • не только экономическая, но во многих странах и сексуальная эксплуатация, особенно женской половины населения;
    • манипулирование молодежью в достижении политических, экономических, коммерческих и других целей, а также использование ее как средства в раздувании национализма и национального сепаратизма;
    • заигрывание с молодежью со стороны тех, кто эксплуатирует такое распространенное средство завоевывания власти, как откровен-ный популизм.

    Молодежь по сравнению с другими социальными группами общества имеет наибольшую социальную и профессиональную, о в целом и жизненную перспективу, В силу своих особенностей она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями, необходимыми в условиях перестройки всей экономики в стране. Молодежь — не просто субъект — преемник материальных и духовных богатств общества, но и создатель новых, более прогрессивных и демократичных общественных отношений.

    Чтобы пойти дальше своих предшественников (старшего поколения), молодежь должна быть готова к воспроизводству, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Она во многом похожа на старшее поколение и одновременно отличается от него. Именно эти отличия, прежде всего положительного характера, являются залогом прогрессивного развития человечества.

    А теперь о проблемах социологии молодежи:

    Молодежные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, стало принято подразделять на две большие группы. Рассмотрим их подробнее.

    К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

    Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.)

    Логика исследований проблем молодежи в зарубежной социологии основывается на социально - психологическом уровне анализа: взаимоотношение поколений (К. Аллербек, Ф. Тенбрук), молодежная субкультура (С. Эйзенштадт, А. Коэн), изменение ценностей (Р. Инглехард). Особое внимание в зарубежной социологии молодежи отводится нарциссическому типу социализации, который связан с нарушениями во взаимоотношениях матери и ребенка в раннем возрасте и с отдалением отца от процесса воспитания.

    Значительное место в социологии молодежи отводится исследованиям проблемы социального отчуждения молодежи, которая особенно в современной российской действительности связана с проблемами растущей безработицы и длительной экономической несостоятельностью учащейся молодежи.

    Специфика методов исследования молодежи определяется тем, что методы анализа, применяемые в социологии молодежи должны соответствовать характеру объекта - не сложившейся еще личности в период ее становления. Это лонгитюдные, панельные, когортные (Когорта) исследования.

    Помимо традиционных методов сбора данных - интервью, анкетирование, наблюдения - эффективны анализы дневников, биографических описаний, реконструирующих процесс развития личности.

    Исследования в области социологии молодежи приобретают особое значение в современных условиях изменения общественного развития, требующего доминирование и активизации личностного фактора, наиболее динамичным элементом которого является молодежь. Наибольшая динамичность молодежи по отношению к другим возрастным и социальным группам определяется тем, что молодежь, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. В этой связи в рамках социологии молодежи особо актуальным становится исследование проблемы общения, так как усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей потребления, досуга, труда. Основные проблемы, исследуемые социологией молодежи, связаны с «жизненным стандартом» - с получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях эти проблемы обострились из-за ускорения темпов развития индивида, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы.

    На современном этапе развития российского общества актуальным в социологии молодежи является изучение проблем, связанных с расслоением и стратификацией общества, платным характером получения образования. Возникает проблема получения образования молодежи, проблема ограничения на возможность выбора профессии и, как уже было отмечено выше, проблема безработицы, так как в возрастной категории до 18 лет и 18 - 24 года она в несколько раз выше, чем в других возрастных группах.

    Большое внимание в социологии молодежи отводится исследованию проблематики негативного отношения к труду. В современном обществе большая часть молодежи начинает свою трудовую деятельность в стесненных обстоятельствах с низкой зарплатой, что не благоприятно отражается на отношении молодежи к труду, так как на смену принципу оплаты по труду приходит принцип труда по оплате. Как показывают исследования социологии молодежи, негативное влияние на отношение к труду оказывает несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда (что приводит к падению престижа важных для общества профессий), ошибки в выборе профессии, а так же отстраненность молодых работников от управления, от принятия политических и хозяйственных решений. Значимой проблематикой исследований в социологии молодежи становится сегодня следующая ситуация: растет неравенство в качестве общего среднего образования, полученного различными группами молодежи, что сказывается на фактической доступности высшего образования. Обостряется и проблема выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии.

    Ряд проблем, исследуемых социологией молодежи, связан с сексуальными отношениями, образованием, семьей и т.д.

    Другой круг проблем связан с недостаточной материальной обеспеченностью молодежи: отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков. Исследования социологии молодежи показывают, что вынужденное использование материальной помощи родителей ил возможность получения легкого «нетрудового» заработка в современной нестабильной социальной и экономической ситуации формирует у значительной части молодежи социальный инфантилизм. Существование этих проблем привело к тому, что у довольно больших групп молодежи труд перестал занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей, ослабилась идентификация со своей работой, обществом. В результате превалирующей становится потребительская установка.

    Таким образом, на современном этапе основная задача социологии, связанная с социологией молодежи - разработка научного обоснования молодежной социальной политики, комплекса мер по решению проблем молодежи.


    Источники:

    Википедия
    Головатый Н.Ф. Социология молодёжи: Курс лекций.

    В. Т. Лисовский. Социология молодежи. Учебник. DOC, 2,4 Mb

    14.02.2017, 13994 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.