AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Социологические концепции личности. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/socziologicheskie-konczepczii-lichnosti/ (дата обращения: 25.04.2024)

Социологические концепции личности

Социологические концепции личности

Содержание

    Личность

    ‘В философии: произведение природы, Бога или общества, которое может лишь познать себя, но не изменить (человек адаптирующийся); творец, который изменяет условия и  управляет собой (человек самовоспроиводимый); деятель, который развивает себя с помощью предметной активности. 

    В психологии: говорят об индивидуальных особенностях людей (личность = индивид+индивидуальность)

    ‘В социологии личность — устойчивая система социально значимых качеств индивида, позволяющая ему как члену общества играть в социальном мире самостоятельную роль.

    Элементы структуры личности:

    1. Социальные статусы и роли: объективные социальные условия жизнедеятельности.
    2. Социальное самосознание личности, социальная «Я – концепция» личности: субъективные представления человека о себе как социальном существе.
    3. Направленность поведения и деятельности личности: основные цели, жизненные программы, планы человека.

    Личность — продукт общества, культуры — встает вопрос о социализации личности (процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид)

    Макросоциологические теории:

    1. По Линтону выделяют нормативную (та, черты которой лучше всего выражает черты культуры) и модальную личность (тип отклоняющийся от идеала, вариация).
    2. В связи с этим выделяется типология личностей по Р. Мертону (по отношению к целям и средствам):

    - конформист (культурные цели, средства, одобряемые в обществе; является лояльным членом общества);

    -  новатор (пытается достигнуть культурных целей; законные и незаконные средства);

    -  ритуалист (ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения)

    -  изолированный тип (отходит как от  традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения: алкоголики)

    -  мятежник (нерешительность относительно как средств, так и культурных целей, желает создать новую систему норм и ценностей)

    1. Дарендорф ввел термин: человек социологический, наряду с человеком трудящимся, ч- потребителем, человек универсальный, человек, зависящий от государства.

    Микросоциологические концепции (проблематика личности, находящейся вполе межличностного взаимодействия):

    1. Психоаналитические теории (З.Фрейд): выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго); Оно - это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я - это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. Сверх-Я - нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я - с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

    2. Ролевая концепция личности (Т.Парсонс, Я. Морено) — концепция,  отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека  к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей: конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

    3. Статусная концепция личности: характеристика места личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценка деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы.

    4. 4.    Теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид): наше Я рассматривается прежде всего как социальное образование. Самосознание человека — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приучается смотреть на себя как на внешний объект, усваивая мнения и оценки других людей о себе. Индивид, включаясь в социальное взаимодействие, научается «брать роли другого», т.е. осваивать общие значения, предвидеть реакции другого на свои действия, ставить себя на его место. Личность индивида: социальное Я (результат освоения различных ролей) и индивидуальное (спонтанное Я).

    5. 5.    Теория референтной группы  (Р. Мертон): влияние значимой социальной группы на поведение человека. Референтной является группа, ценности и нормы которой личность разделяет, идентифицирует себя с ней, ориентирует на нее свое поведение.

    6. Диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов): предрасположенность личности, их влияние на социальное поведение человека. Человек предрасположен к тому или иному поведению. Иерархическая система: Низший уровень (элементарные фиксированные установки); Второй уровень (социальные фиксированные установки, связанные с включением человека в контактные группы); базовые социальные установки (общая направленность интересов личности); Доминирующая направленность (связана с профессиональной деятельностью, семьей); ценностные ориентации.
    7. Наиболее глубоко проблему структуры личности изучил М.Вебер в теории социальных действий: целерациональное действие (субъект имеет ясную цель и реализует ее); ценностно-рациональное действие (человеку выжжен не результат, он верен определенным ценностям); аффективное действие (эмоции); традиционные действия (основаны на привычке).

    Социологические теории личности дополняют друг друга, описывая сложный механизм социального формирования и развития личности.

    26.08.2016, 19666 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.