AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Русская социологическая мысль 19-20 вв. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/russkaya-socziologicheskaya-mysl-19-20-vv/ (дата обращения: 20.04.2024)

Русская социологическая мысль 19-20 вв

Русская социологическая мысль 19-20 вв

Содержание

    Социологическая мысль в России развивается как часть общемиро­вой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различ­ных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает ори­гинальные теории, в которых отражается своеобразие развития рос­сийского общества.

    В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа:

    1. Первый этап — с сере­дины XIX века до 1918 года XX века;
    2. Второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
    3. Третий — с начала 60-х до наших дней.

    Кратко оха­рактеризуем каждый из этих этапов.

    Первый этап — с сере­дины XIX века до 1918 года XX века

    Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай­ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других класси­ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социо­логии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою обществен­ных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичны­ми структурами и отношениями.

    Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществля­ется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуж­дают они, главной движущей силой общественного развития выступа­ют критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

    Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общест­венного прогресса. Идеалом общественного развития является со­здание таких отношений, при которых бы были созданы предпосыл­ки для всестороннего развития («разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по ли­нии развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности, к превращению ее в простой придаток общественного ме­ханизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реали­зованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следу­ет отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции соци­ализма и, тем более, от так называемого «реального социализма», ко­торый был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «твор­чество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при кото­ром должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталисти­ческом пути развития России, в основе которого лежала идея о пере­ходе к социализму через использование и преобразование коллекти­вистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и др.

    В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные — это закономерные, повто­ряющиеся явления, общественные — неповторимые, индивидуаль­ные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — на­учного и социологического.

    Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей обще­ства является не класс, группа, коллектив, а личность. Социаль­ную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объектив­ными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изуче­ние личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловско­го, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В со­ответствии с этой установкой разрабатывается субъективная кон­цепция истины.

    Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объек­тивных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой под­ход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избе­жать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность «нормального человека», нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социо­логия должна начать с некоторой утопии, то есть с построения соци­ального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизма связи лидера и массы («Герои и толпа»), роль партии в обществен­ной борьбе («Исторические письма») и др.

    Наряду с субъективной социологией, заметное место в соци­альной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ко­валевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кото­рого он видел в развитии солидарности между социальными группа­ми, классамии народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо­тах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнитель­но-исторический метод, с помощью которого стремился выявить об­щее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание раз­личных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве­рил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «па­раллельное изучение фактов и явлений общественной эврлюции на­родов можно выявить общую форму поступательного движения об­щественной жизни».

    Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марк­сизм» — П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют.

    Однако при решении конкретных проблем общественного ус­тройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали се­рьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль­ный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна револю­ции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое су­ществование.

    Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисцип­лин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деяте­ля В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России».

    В этой работе автор обобщил значительный статистический матери­ал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. За­метным событием в развитии социальной мысли России была двух­томная работа Ю. Янсона «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)», в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социоло­гии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам соци­альной стратификации, теории классов.

    Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов XX века

    Второй период развития социологической мысли в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло­гии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Пе­троградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин — один из лиде­ров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской ин­теллигенции по решению ЦК ВКПб) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответству­ющих разделах). На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-х тт., 1922 г.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях об­щественного процесса» (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория историчес­кого материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

    Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее пло­дотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро­донаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), со­циальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

    В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фило­софской наукой. Было провозглашено, что «исторический материа­лизм — это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпири­ческие конкретно-социологические исследования, как несовмести­мые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло­гии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад­ка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова­ния, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, бы­ли не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических за­воеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци­альный институт полностью прекращает свое существование. От­дельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

    Третий этап— с начала 60-х гг. XX в. до наших дней

    Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — на­чале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессио­нальную структуру работников, их отношение к труду. Большое распро­странение получило«социальное планирование», составление планов со­циального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социо­логических исследований большим количеством социологов-самоучек.

    В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци­ального института. В середине 1960 года было создано первое социо­логическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических ис­следований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи­лософском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социоло­гических исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб­ликах и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир­ске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологически исследования». С 1988 г. образованы соци­ологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов­ском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

    26.01.2017, 11991 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.