Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяСоциологияПредмет социологии. Социология в системе наук


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Предмет социологии. Социология в системе наук

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования "может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом" [141, с. 25]. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политические науки имеют своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (и прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего, следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности. Специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако мы попытаемся сделать это. Прежде всего определим предмет антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий.

Объект познания — это все то, на что направлена деятель­ ность исследователя, что противостоит ему в качестве объек­ тивной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования са­ мых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики, социологии и др.). Когда речь идет о предмете ис­ следования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) иссле­ дуется не целиком, а лишь с той стороны, которая определя­ ется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки. На это смешение или отождествление двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на размыва­ ние границ той или иной науки.

Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. В то же время каждая наука отли­ чается от другой науки своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т. д. Все эти науки в целом изучают объектив­ную реальность, характеризующуюся бесконечным разнооб­ разием явлений и процессов. Однако каждая из них изучает, во-первых, свою особую сторону или сферу объективной ре­ альности; во-вторых, специфические только для данной на­ уки законы и закономерности развития и функционирова­ ния этой реальности; в-третьих, особую форму проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Причем одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность — объект исследования множества естественных и технических наук, социальная — наук общественных и гу­ манитарных. Определения специфики науки только по объекту исследования недостаточно. Объектов исследований любой науки может быть бесконечное множество, а ее пред­ мет всегда ограничен, однозначен и специфичен.

Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические за­ коны и закономерности, которым подчинено развитие и фун­ кционирование данного объекта. Так, развитие и функциони­ рование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других за­ конов и закономерностей, которые являются предметом соот­ ветствующих наук. В связи с этим части данной объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук. Например, труд, быт, образование, семья, город, деревня и другие являются объектами исследования и экономики, и со­ циологии, и психологии, и демографии

Предмет социологии

Определение предмета социологии

Одна из важнейших при­ чин, обусловивших довольно позднее отпочкование социоло­ гии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), кри­ минологии (Великобритания) — и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопре­ деленности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определе­ нии предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные от­ ношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общнос­тей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» пред­мет социологии определяется как «изучение социальных агре­гатов и групп в их институциональной организации, институ­тов и их организаций, а также причин и последствий измене­ний институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, разви­тия, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп. Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным по­ нятием современной социологии является понятие «соци­альная структура», а основным содержанием категории «соци­альное» — «равенство—неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и струк­туры социологического знания.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении - определить систему связей между отдельными частями структуры.

Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г. Щедровицкий [119]. Чтобы понять этот вопрос, можно представить себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого (рис. 1). Очевидно, что в случае (а) наша система является упорядоченной, организованной, однако ее части просто находятся в отношении, друг к другу без, взаимодействия; если мы изменим положение одного из шариков, это никак не скажется на изменении положения остальных частей системы. Но если, как в случае (б), положение шариков фиксируется пружинками, то каждое изменение в положении одной части системы с неизбежностью приведет к изменениям позиций всех остальных ее частей. Конечно, эти изменений в значительной степени отличаются по своей амплитуде и направлению: для одних частей системы они могут быть практически незаметными, другие же части испытают значительное воздействие.

Рис. 1. Механическая модель структуры

а – шарики просто расположены на дощечке

б – шарики соединены между собой пружиной

Используя эту механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе [181]. Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.

Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются, прежде всего, физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

Специфика социологии как науки заключается в том, что она:

  • а) разрабатывает общую социологическую теорию, кото­рая позволяет понять общество как единую объективно-субъек­тивную социальную систему;
  • б) акцентирует внимание на со­циальных или асоциальных действиях личностей;
  • в) анализиру­ет и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей;
  • г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения.

Социология, в данном понимании, это наука об общих и спе­цифических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных сис­тем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятель­ности личностей, социальных групп, классов, народов, соци­альной ответственности властных структур и личностей за соци­альные последствия совершаемых действий.

Социология в системе наук

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмо­треть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обще­стве, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, не­обходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из фило­софии. В течение длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с социальной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению ка­чественного своеобразия общества в его отличии от природы Она анали­зирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут слу­жить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет се­бя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широ­кими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявля­ется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясь определеннымиустановками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изу­чаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпиричес­ких данных, установление статистических закономерностей, выра­ботала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отно­шении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, на­пример демографии и социологии брака и семьи, экономической тео­рии и экономической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и соци­ологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схе­ме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуаль­ного «Я», сфера социологии—это проблемы межличностного взаимо­действия — « Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связан с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоя­тельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса бу­дет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формаль­ными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атри­бутов социального института.

В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию:

  1. 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специ­фический объект и свои специфические методы исследования;
  2. 2) со­здание специализированных периодических изданий;
  3. 3) введение дан­ных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;
  4. 4) со­здание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;
  5. 5) создание организационной формы объединения ученых дан­ных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социо­логия прошла все эти стадии процесса институционализации в различ­ных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

Соотношение и взаимодействие социологии и других общественных наук

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными наука­ми. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимо­действие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми дру­гими общественными науками.

Социология и социальная философия

Соотношение социологии и социальной фи­лософии определяется прежде всего тем, что социология не является философской нау­кой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. И соци­ология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интеграль­ного образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, определяю­щая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем этом социальная философия рассматривает общество в на­иболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью пре­дельно общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зре­ния специфического проявления в этом процессе общефи­лософских законов, т.е. законов, действующих и в приро­де, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения обще­ственного бытия и общественного сознания, а также зако­ны, характеризующие источник самодвижения обще­ственной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравне­нию с природой.

Но этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические со­циальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свой­ства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефи­лософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной филосо­фии, характеризующей общественное развитие в абстрак­циях наивысшего уровня. Если сериальная философия в своем развитии непосредственно опирается на достижения специальных наук об обществе, то социологические иссле­дования, используя результаты других общественных на­ук, непосредственно базируются на сборе и анализе эмпи­рически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых в рам­ках этой науки.

Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и ка­тегорий менее общего порядка, постольку социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии. Совершенно очевидно, напри­мер, что ни социальная структура общества, ни ее отдель­ные элементы не могут глубоко и успешно изучаться вне понимания сути общества в целом, взаимодействия его различных сфер и т.д., как не могут быть поняты части це­лого вне этого целого. С другой стороны, социология, да­вая конкретный анализ общественной жизни во всем ее сложном многообразии, способствует обогащению поня­тийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с ре­альной жизнью, практикой.

Все сказанное о разграничении социологии и социаль­ной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной фи­лософии и общетеоретической социологии, ибо многие по­ложения и выводы первой оказываются органично вклю­ченными во вторую. Вместе с тем, отождествление соци­ологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препят­ствием на пути развития обеих наук, ибо ведет к неправо­мерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке соб­ственной тематики каждой из них.

Социология и история

Между социологией и историей немало об­щего. И та и другая науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процес­са. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое зна­ние на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных раз­личий, идущих по линии прежде всего своеобразия их ха­рактера, природы. Их соотношение — это соотношение те­ории и истории, теории общественного развития и его ис­тории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы не­окантианства В.Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщаю­щей наукой) в отличие от истории как «индивидуализиру­ющей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологическо­го хода исторических событий, от четкого и разносторон­него отображения конкретных явлений, событий, процес­сов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки — это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение по­вторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к го­лой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качествен­ного отличия исторического обобщения от социологиче­ского как по характеру, так и по уровню.

Далее. Можно указать и на ряд других важных отли­чий социологии от истории. Если история изучает все сфе­ры, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект соци­ологии уже объекта истории. Отметим еще, что историче­ская наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тя­жести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды непосредственно опираются на обобщение историче­ских фактов, исторического опыта. Поэтому развитие ис­торических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее преодолевать описательно – фактологический под­ход к отражению исторического процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определя­ется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее об-щностей, непосредственно влияющую на социальные из­менения в обществе; в-третьих, политика как очень широ­кое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, социального статуса личности, классов и других соци­альных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни обще­ства могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы по отношению к полито­логии. Вместе с тем, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широ­ких Социологических обобщений.

Социология, экономические и др. специальные науки

И, наконец, рассмотрим соотношение соци­ологии и экономической, а также некоторых других наук. Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не обще­ство как целостную социальную систему, а ту или иную его часть, сферу, грань. Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, эко­номической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социоло­гия не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами эконо­мические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономиче­ской и социологической наук.

Но если экономическая наука исследует закономерно­сти только одной, пусть и очень важной сферы обществен­ной жизни, то социология — значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития об­щества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сфе­ры, стороны общественной жизни, а другое — специфиче­ское проявление более общих, социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое — это задача эконо­мической и других специальных общественных наук, а вто­рое — задача социологии.

В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными нау­ками. Возьмем, к примеру, правоведение. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по се­бе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные имен­но правовой сфере закономерности, а своеобразие прояв­ления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институ­тов и организаций на право.

В свете сказанного ясно, что в вопросе о соотношении социологии и специальных общественных наук речь мо­жет и должна идти об их более или менее тесной взаимо­связи, а отчасти и взаимопроникновении в реальном ис­следовании общественной жизни при сохранении пред­метных границ этих наук, но не о поглощении социоло­гией этих наук.

214
10.01.2017 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.