AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Отечественная социология: особенности, этапы развития, проблематика исследований. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/otechestvennaya-socziologiya-osobennosti-etapy-razvitiya-problematika-issledovanij/ (дата обращения: 19.04.2024)

Отечественная социология: особенности, этапы развития, проблематика исследований

Отечественная социология: особенности, этапы развития, проблематика исследований

Содержание

    Утверждение социологии в России началось в 60-е годы XIX в., чему способствовали реформы, проводимые правительством. Радикализм (народники)/утопизм (либералы).

    В становлении и развитии российской социологии выделяют три исторических периода:

    1) 1860-е – 1890-е гг. – позитивистское направление;

    Субъективная школа («русская»: Лавров, Михайловский) — «Настоящая социология есть социализм». Необходима пропаганда в народе с целью подготовки грядущей социалистической революции. Социологическая истина охватывает необходимое (детерминизм), возможное (основа для типологии) и желательное (должное). Типы людей: «деятели» (меньшинство: лица, чьи взгляды соответствуют задачам своего времени — интеллигенция; «участники» (ученики, имитаторы «деятелей»); «присутствующие» (большинство), подразделяются на: «пасынков истории» (борьба за существование), «дикарей культуры»,(азартные игры, разврат). Основная единица общества — личность.

    Натурализм (Мечников): социология — «высшая наука, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого из нас и приурочивать их все к служению человечеству. Концепция эволюции культурно-географической среды. Очаги древнейших цивилизаций, считал он, возникли около великих рек/три периода в истории цивилизации: речной (Нил —Египет); средиземноморский (Карфаген); океанский (Америки). Географическая среда либо содействует развитию общества, либо тормозит общественный прогресс. Характер ее воздействия на общество определяется условиями среды и теми средствами, которыми располагает общество для организации коллективного труда.

    Органицизм (Стронин): общество — это организм, а социальные институты – это отдельные части организма. Структуру общества он представлял в виде пирамиды: вершина – привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация), середина – капиталисты, основание – подавляющее большинство общества (земледельцы, ремесленники).

    2) 1890-е – 1910-е гг. – теоретические исследования, прикладные задачи;

    Историческая социология (Ключевский): социология занимается не великими личностями, а массами, учреждениями и другими «историческими силами, строящими человеческие общества». Вслед за многими коллегами он различал статику, «состав и строй» общества и динамику (процессы возникновения, роста, смены, прогресса); выделил 4 основные фазы русской истории, при этом у всех фаз есть общие черты: мобильность (перемещение населения, колонизация и создание казачества), подавление всех сословий государственной бюрократией и обратный процесс медленного раскрепощения, освобождения от нее.

    Ковалевский: предмет социологии — социальный порядок; изучил специфику исторического развития одних и тех же социальных форм (собственность, солидарность, семья и др.) у разных народов. Создатель генетической социологии в России (весь путь существования социальных элементов: их зарождение, развитие,  перерождение и гибель). 

    Психологическое направление. (Де-Роберти): биосоциальная концепция: психическое развивается в биологическом развитии личности, а конкретные выражения психического обусловлены системой социальных отношений.

    Коркунов:  общество – это результат «психологического единения людей». Государство и право выражают психологические связи между людьми.

    Новгородцев:  внутренний мир личности, рассматривал нравственно-правовые требования как посредники в отношении «среда – личность». Главный недостаток марксизма в том, что он не отражает противоречия личного сознания, не зависящие от общественного устройства, отрицает все сверхъестественное.

    Марксистское направление (Плеханов): Ядро: классовая модель общества, в которой выделены экономическая доминанта (базис) и основанная на нем классовая структура российского общества; нацеленность на радикальное переустройство социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественной системы; подчиненный социальной  среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов.

    Ленин: упорядочение экономических классообразующих признаков; выявление характера этнических общностей и причин межэтнических конфликтов; изучение реального положения и интересов различных групп населения России. Однако научный анализ реальности уступал место «революционной целесообразности», интересам «классовой борьбы».

    Религиозное направление (Булгаков): «христианская социология существует – как отдел нравственного богословия; только религия обосновывает социальную политику и социальное мировоззрение; «религия есть феномен общественности, тот «базис» на котором воздвигаются различные «надстройки»; «человек есть существо общественное, лишь насколько он есть существо религиозное».

    3) 1920-е – начало 1930-х гг.— развитие различных направлений социологического знания

    Неопозитивистское направление: социальные явления подчиняются законам природной и социально-исторической действительности; «субъективные аспекты» человеческого поведения можно изучать только через «открытое», т.е. доступное для наблюдения поведение (бихевиоризм); социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

    Бихевиористская ориентация (Сорокин): Социология изучает общество с трех главных точек зрения: его строения и состава; данных в нем процессов или его жизнедеятельности; происхождения и развития общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучения социологии; Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.

    1920 —1930 — активизация прикладных исследований, посвященных изучению быта, бюджета времени, культуры (Гастев, Струмилин)

    Постепенно марксистская социология стала господствующим течением в науке. После оттепели появились первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу. Первые социологические учреждения; Развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". После «перестройки» и формирования новой системы отношений в новой России социологические исследования пользовались большой популярностью.

    26.08.2016, 4150 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.