AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Методы социологического исследования. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/metody-socziologicheskogo-issledovaniya/ (дата обращения: 2.05.2024)

Методы социологического исследования

Методы социологического исследования

Содержание

    Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, имеющих цель: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования.

    Основные функции социологических исследований:

    1. Отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение.
    2. Выявление ведущих тенденций развития общественных отношений.
    3. Обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности их реализации.
    4. Анализ и прогнозирование социальных ситуаций.

    В зависимости от поставленной цели выделяют следующие методы социологического исследования:

    1. 1.    Опрос — метод сбора первичной вербальной информации, целью которого является получение знаний о явлениях индивидуального и общественного сознания или об объективных фактах, событиях, процессах. Опрашиваемой группе лиц (респондентам) в письменной или устной форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.

    На качество информации влияют факторы: личность респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти); отношение к анкетеру; деятельность исследователя (порядок вопросов, организация, качество составления вопросов).

    Виды опроса (по характеру социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом):

    Анкетный опрос (респонденты отвечают в письменной форме на вопросы, предъявленные им в виде опросного листа или анкеты); мотивация — содержание анкеты, введение к ней, различные комментарии и консультации; внешний вид анкеты.

    Разновидности вопросов:

    Открытые (вопросы без заранее сформулированных ответов), закрытые (заранее сформулированные варианты ответов), полузакрытые (наряду с предложенными вариантами оставлено место и для свободных ответов).

    Преимущества: экономичность, оперативность проведения, соблюдение анонимности.

    Недостатки: нет возможности влиять на ход опроса,

    Почтовый опрос: анкета распространяется путем самостоятельного почтового отправления по заранее отобранным адресам. Используется в условиях ограниченных ресурсов, может использоваться как вспомогательный метод наряду с получением основной информации с помощью интервью, более честные и детальные ответы. кроме того, ответы в этом случае более детальные и подробные.

    Прессовый опрос: метод сбора первичной социологической информации посредством публикации анкет в периодических изданиях. Требования к анкете: ограниченность количества вопросов, удобная верстка анкеты, подробные инструкции и обращения.

    Достоинства: экономичность, возможность одновременного охвата большой территории; строгая добровольность.

    Недостатки: невысокая репрезентативность, сравнительно невысокий возврат анкет (принято считать его не превышающим 5%); возможность изложения в анкете мнения формальных и неформальных образований, к которым он принадлежит (коллег, семьи, друзей и пр.).

    Социометрический опрос: метод исследования структуры межличностных отношений (не только эмоциональные, но и соотношения между членами группы) в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

    Применение: социальное планирование производственных коллективов, исследование управленческих коллективов, изучение воинских коллективов.

    Интервью: непосредственное вербальное социально-психологическое взаимодействие между интервьюером и респондентом с целью получения данных, интересующих исследователя.

    от степени свободы собеседника и глубины ответов: глубинное (исследователь определяет круг проблем); свободное (интервьюер свободен в постановке вопросов, но должен следовать теме и плану); полуформализованное (используется “путеводитель интервью” с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов; стандартизированное (опросник со строго оговоренным перечнем вопросов);

    В зависимости от числа респондентов различают индивидуальное и групповое интервью. В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом различают личное и телефонное интервью.

    В зависимости от частоты проведения интервью может быть однократным и многократным (панельным).

    Для успешного интервью учесть: Место проведения интервью (+отсутствие третьих лиц); вступительное слово для установления контакта; нейтральная позиция интервьюера; дружеская атмосфера; темп.

    Преимущества: полная, глубокая информация (чем в анкете); наблюдение за респондентом;

    Недостатки: большие материальные и временные затраты.

    Телефонный опрос — метод опроса населения с использованием телефонной связи; (низкая стоимость исследования, оперативность; недостатки: требование краткости вопросника — уменьшение объема содержательной информации, получаемой в исследовании;

    Метод фокус-групп: фокусированное интервью в форме групповой дискуссии, направленное на получение субъективной информации; фокус-группа (фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности). Участники = обладатели равных основных социально-демографических характеристик. В роли ведущего выступает модератор, используя сценарий фокус-группы.

    Метод экспертных оценок, т.е. получение социологической информации путем проведения экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется исследование (работа с  высококвалифицированными специалистами).

    2.    Метод наблюдения — метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования.

    Достоинства: прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом.

    Недостатки: возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий, невозможность полностью избежать субъективизма в подходе.

    Классификации наблюдения:

    По степени формализации процедуры: стандартизированное (заранее определены важнейшие элементы изучения) и нестандартизированное (начало исследования, с целью определить проблему).

    В зависимости от положения наблюдателя: невключенное (исследователь вне изучаемого объекта) и включенное (включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемым).

    По условиям организации: полевое (естественная обстановка) и лабораторное (искусственно созданные условия).

    По регулярности проведения: систематические и случайные.

    Для достижения объективности:

    Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях;

    Необходимо привлекать для работы нескольких сотрудников,

    Выбор независимого критерия для проверки обоснованности наблюдения.

    3.    Анализ документов — использование информации, фиксированной в рукописном или печатном виде, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д. Документ — средство закрепления различным способом информации о фактах и событиях, являющихся объективной действительностью человека.

    Виды документов: 

    В зависимости от типа фиксации информации: письменные (печатные, рукописные), иконографические (видео, фото, картины), фонетические документы (радио, записи);

    В зависимости от авторства: официальные документы (созданные юридическими или официальными лицами) и документы личного происхождения (письма, автобиографии, дневники).

    В связи с мотивацией создания документовспровоцированные (сочинения школьников на заданную тему) и неспровоцированные документы (личные документы, созданные по инициативе самого автора: личная переписка, дневники)

    По содержанию: правовые, исторические, технические, экономические, педагогические и т.д.

    Методы анализа делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) —обычное прочтение, выделение смысловых блоков, идей = интуиция исследователя, субъективное смещение — и формализованные (контент-анализ) — строгое исследование содержания в целях выявления или измерения социальных тенденций:

    1. 1) Выделяются категории анализа (ключевые понятия);
    2. 2) Выбираются единицы анализа:  герой, социальная ситуация и т.д.;
    3. 3). Устанавливается единица счета: количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений;
    4. 4) Производятся подсчеты = Проверка грамматики в сочинениях.

    4.  Эксперимент — исследователь создает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие своим гипотезам. Вопрос о правомерности и целесообразности использования эксперимента в социологии является спорным (специфика социальных явлений: сложность, многофакторность и многослойность).

    5.  Маркетинговые исследования — исследования потребительского рынка, способствующие обеспечению фирмы информацией для того, чтобы она могла принимать более обоснованные экономические решения.

    6.  Качественные методы в социологии — не направлено на выявление значимых статистических закономерностей, отличается отсутствием жесткой формализованной системы сбора данных и статистической представленности результатов. Цель: проникнуть вглубь изучаемых явлений, услышать мнение респондента «своими словами», а не путем выбора предлагаемых вариантов ответа.

    7.    Выборочное исследование: метод получения информации, основанный на изучении  небольшой части потенциальной  совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов

    Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, избирается для изучения.

    Генеральная совокупность — множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.

    26.08.2016, 13987 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.