AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/klassicheskij-etap-v-razvitii-zapadnoj-socziologii-xixnachalo-xx-veka/ (дата обращения: 29.03.2024)

Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века

Классический этап в развитии западной социологии XIX—начало XX века

Содержание

    Марксистское направление: Карл Маркс; Фридрих Энгельс: развитие общества предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой.

    Социологические аспекты:

    ‘Общество — социальная система. Разработка центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства является системообразующим компонентом социальной системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.

    ‘Социальное знание должно опираться на изучение самой социальной реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.

    ‘Теория социального развития: понимание истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической;

    ‘Конфликтологическое направление: социальные противоречия и конфликты– это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни.

    ‘Личность — субъект, носитель всей совокупности общественных отношений, изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека.

    Социологизм Эмиля Дюркгейма

    Социологизм — теоретико-методологический способ изучения общества, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология.

    Общество, социальная реальность, рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.

    Социальные факты Дюркгейм подразделял на:

    • морфологические (плотность населения);
    • образующие материальный субстрат общественной жизни;  
    • духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

    Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему, Дюркгейм серьезное внимание уделил исследованию аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

    Религию Дюркгейм рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает социальную солидарность и формирует социальные идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов.

    «Понимающая» социология Макса Вебера:

    Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии.

    Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:

    1. 1) действие субъекта мотивировано;
    2. 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других.

    2 признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл; ориентация на поведение других людей.

    Сами социальные действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

    1. ‘1. Целерациональные (абсолютно рациональный тип соц. действия; осознание целей)
    2. 2. Ценностно-рациональные (смысл не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового).
    3. ‘3. Аффективные 
    4. 4. Традиционные (рациональность представлена очень слабо; 1 — крайне эмоционально, 2 —основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке).

    Типологизация видов господства («господство – это шанс встретить повиновение определенному приказу»):

    Легальное — базируется на интересе, в его основе лежит целерациональное действие. Люди подчиняются не личности, а закону.

    Традиционное — основано на вере в священность издревле существующих порядков. Бывает двух видов:

    1. 1) патриархальное (слуги лично зависимы от господина);
    2. 2) сословная структура управления (слуги относительно «автономно» осуществляют управление)

    Харизматическое — основано на уникальных способностях индивида, дарованных ему Богом, судьбой, природой. Пример – пророки, вожди

    26.08.2016, 2177 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.