AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Спор как одна из форм речевой коммуникации. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//142/spor-kak-odna-iz-form-rechevoi-kommunikatsii/ (дата обращения: 25.04.2024)

Спор как одна из форм речевой коммуникации

Спор как одна из форм речевой коммуникации

Содержание

    Синонимия терминов  «общение» и «коммуникация». Прагматика как наука, изучающая отношение языковых знаков к их пользователям. Предмет лингвистической прагматики – язык «в действии, в живом функционировании».

    Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, дискурс. Речевое событие = речевая ситуация + дискурс. Событие – «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь». Речевая ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, т.е. условия, обстановка и коммуниканты.

    Речь всегда может быть понята как поступок. Типы речевых действий и типы дискурса. Сообщить, информировать – сообщение информации – информирующий дискурс. Высказать и доказать свое мнение – убеждение – аргументирующий дискурс. Побудить к действию – побуждение – агитирующий. Обсудить проблему вместе с партнером, найти вместе с ним истину – поиски смысла – эвристический. Выразить свое видение добра и зла – оценка – эпидейктический. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения – игровые речевые акты – гедонистический. Выразить и возбудить эмоции – эмотив – поэтический, художественный.

    Схема коммуникативного акта К. Шеннона и Р. Якобсона. Структурные компоненты: адресант, адресат, сообщение, референция, код, контекст, обратная связь, коммуникативная интенция (намерение, желание  вступать в общение с другими людьми), цели (ближайшие и долговременные), роли (социальные, психологические, ситуативные). Сообщение – текст. Референция – содержание сообщения. Код – язык, который используют участники коммуникации. Контекст – условия, обстановка.

    Фатическая и информативная речь. Фатическое общение – «общение ради общения»; цели – установление контакта, поддержание контакта, высказаться, чтобы быть понятым. Информативное – обмен информацией, усилия коммуникантов направлены на совместное решение вопроса, задачи.

    Поддерживающий и неподдерживающий стили поведения. Поддерживающий – прямое выражение поддержки, использование приемов активного слушания, собеседник начинает ценить себя, ощущает свою значимость. Неподдерживающий – тема, предложенная одним из участников, не поддерживается другим; высказывания, содержащие противоречия между вербальным и невербальным содержанием,  свидетельствуют о неподдержке; подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения.

    Прямые и косвенные высказывания (метасообщения). Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Например, «Холодно» - «Закройте, пожалуйста, окно», «Не снимайте верхнюю одежду», «Знобит, плохо себя чувствую», «Купаться нельзя, вода в реке холодная» и др. Намёк, ирония, притча – традиционные форма метасообщений.

    Эффективность речевой коммуникации. Принцип кооперации Г.П.Грайса и  максимы, его реализующие: максима количества, максима качества, максима отношения, максима способа.  Каждый из участников диалога на определенном этапе разговора должен вносить тот коммуникативный вклад, которого требуют цели и задачи общения. Максима количества: говори столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Максима качества: говори правду. Максима отношения: не отклоняйся от темы. Максима способа: выражайся ясно.

    Принцип Вежливости Дж. Н. Лича. Максимы Дж. Н. Лича (максима такта – максима границ личной сферы: частная жизнь, вкусы, великодушия – максима необременения собеседника, максима одобрения – не судите да не судимы будете, скромности – неприятия похвалы в свой адрес, согласия – отказ от конфронтации для совместного решения вопроса, максима симпатии – максима благорасположения).

    Стратегии и тактики русской речи. Стратегии и тактики – коммуникативные приемы, направленные на установление взаимопонимания между коммуникантами. Стратегия направлена на достижение долговременных результатов. Тактика – на достижение ближайших целей. Кооперативные и некооперативные стратегии. Стратегия и тактики уговаривания (уговоры, просьба, убеждение). Стратегия и тактики дискредитации (оскорбление, издевка, обвинение). Эмоционально настраивающие тактики: комплимент. Стратегия самопрезентации.  

    Законы общения. Закон отзеркаливания: собеседник в процессе разговора имитирует стиль поведения своего партнера (темы, жесты, акустические характеристики звучащей речи). Закон возрастающего нетерпения слушателей: чем дольше говорит оратор, тем большее нетерпения и невнимание проявляют его слушатели. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера: чем больше аудитория, тем ниже средний уровень интеллекта слушателей («эффект толпы»). Закон искажение информации при ее передаче: информация при передаче в группе общения искажается.  Закон коммуникативного самосохранения: человек старается сохранить достигнутое им на определенный момент коммуникативное равновесие  (непривычная информация отвергается, не принимается критика в свой адрес). Закон ритма общение: соотношение времени молчания и говорения  в человеческом общении. Закон речевого поглощения эмоций («поплакаться в жилетку»): при связном рассказе о переживаниях, эмоциях слова, как губка, впитывают эти эмоции, переживания.

    Понятие речевого воздействия. Механизмы восприятия и понимания. Каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Стереотипизация и индивидуализация  как механизмы восприятия партнера по коммуникации. Стереотипизация – поиски  сходства; того, что объединяет воспринимаемый объект с представителями той социальной группы, к которой он относится. Индивидуализация – поиски отличий; того, что отличает данного человека от представителей той социально-демографической группы, к которой он относится. 

    Децентрация как «механизм преодоления эгоцентризма»: способность взглянуть на ситуацию глазами партнера. 

    Психологические принципы оказания влияния на человека: принцип контраста (если два предмета различаются, человек склонен преувеличивать эти отличие), принцип взаимного обмена (за оказанную услугу, даже непрошеную, стремимся отплатить каким-либо образом), принцип социального доказательства (если затрудняемся, как поступить в той или иной ситуации, смотрим, как делать другие в подобных ситуациях), принцип благорасположения (внешне привлекательные люди внушают доверие)  и ссылка на авторитет (в людях сильна вера в авторитеты).

    Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, принуждение. Убеждение и манипулирование. Манипулирование – использование партнера по коммуникации как средство достижения своих целей.  

    Виды слушания: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое. Приемы рефлексивного (активного)  слушания: выяснение («извините, я вас не понял», «не повторите ли еще раз»), перефразирование («другими словами вы считаете, что …», «как я вас правильно понял, вы считаете, что …»), резюмирование («подведем итоги сказанному …»), отражение чувств («я вижу, что вы огорчены … обрадованы … обеспокоены»). Эмпатия – сочувствие, сопереживания.

    Литература:

    1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.К. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2011. Гл. 4.
    2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
    3. Пиз Аллан. Язык разговора. М., 2001.
    4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000. Гл. 1.
    5. Стернин И.А. Культура делового общения. Воронеж, 2002.
    6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону,  2010.Раздел 2, гл.2.
    7. Михальская А.К., Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 50 – 72.

    11.02.2016, 3473 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.