AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Спор: из истории спора, определение понятия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//142/spor-iz-istorii-spora-opredelenie-poniatiia/ (дата обращения: 26.04.2024)

Спор: из истории спора, определение понятия

Спор: из истории спора, определение понятия

Содержание

    Риторика в широком понимании – наука об условиях и формах эффективной коммуникации, в узком понимании – ораторское искусство (мастерство публичного выступления, красноречие). Риторика – раздел языкознания, изучающий законы и способы построения устной выразительной речи. Аристотель, основоположник риторики как науки, определял риторику как искусство убеждать, спорить.

    Родина риторики – Древняя Греция, Афины. Важнейшим условием появления и развития риторики являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. В середине V века до н.э. Афины были крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Три основных института: народное собрание, совет пятисот, суд.

    Риторика античности. Риторический идеал софистов: манипулирующий, монологический; риторика словесного спора, борьбы; риторика относительности (релятивистская). Представители софистической риторики – Протагор, Горгий Леонтийский, Тисий, Корак и др. Под софизмом (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) понимается логически или в деталях верное, но по сути неистинное суждение.  

    Протагор - «отец риторики», автор первого в европейской культуре трактата «Искусство спора».

    Убеждение в споре называется «эристика». Эристика (от греч. erizo – «спорю», eristikos – «спорящий») является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

    Риторический идеал Сократа: диалогический, гармонизирующий, смысловой. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа – ирония и «майевтика».

    Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан – ораторы Древнего Рима.

    К античности (идеал Сократа, Аристотеля, Цицерона) восходят истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала. Риторический идеал – это некий образец, это система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре, отражающая ее ценности.

     В Россию риторика проникла через Польшу и Украину. Первые занятия  риторикой в России были сосредоточены в монастырях. Самая ранняя из риторик Древней Руси – «Риторика Макария» (1617 – 1619). В русском красноречии преобладают два жанра: дидактическое, учительное слово и панегирическое слово. Панегирик – торжественное, хвалебное слово («Слово о полку Игореве»).

     Отечественные риторики (риторические взгляды М.В. Ломоносова, «Общая реторика» Н.Ф. Кошанского и др.). В конце XVIII – нач.XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем университетская школа красноречия. Академическое красноречие становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. 60 –е годы XIX в. – становление и формирование судебного красноречия (судебная реформа 60-х гг.) О теории русского судебного красноречия писали  А.Ф. Кони, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков), Н. Арсеньев. Революция 1917г. нарушила традицию развития российского ораторского искусства. Возрождение риторики во второй половине ХХ в. как науки о речевом воздействии, об эффективной коммуникации.

     «Черная риторика» - провокационная риторика,   манипулирование риторическими, диалектическими и эристическими приемами, умение подвести оппонента или публику к желательному для вас заключению и результату (Карстен Бредемайер).

    Владение полемическим мастерством предполагает: во-первых, понимание сущности спора, его разновидностей; во-вторых, умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы; в-третьих, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента; в-четвертых, умение убеждать, т.е. вселять в собеседника уверенность в том, что истинность тезиса, выдвигаемого вами, доказана; в-пятых, знание и использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника; в-шестых, соблюдение основных требований культуры спора.

    Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже. Обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения («Культура русской речи» п/ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева).

    Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. При этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны («Русский язык и культура речи» п/ред. В.И. Максимова).

    Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем; дискуссия – вид спора, в ходе которого рассматривается какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения; дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

    Споры диалектические и эристические. Классификация споров. Факторы, влияющие на характер и особенности спора: цель, социальная значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора. Виды спора по цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора; по количеству участников: монолог, диалог, полилог; по форме проведения спора: устный и письменный; споры организованные и неорганизованные.

    Предпосылки возникновение спора: сформирована и получила всеобщее признание важная проблема; предложено хотя бы одно решение этой проблемы.

    Участники спора: пропонент и оппонент. Две основные стратегии спора: конструктивная и конфликтная. Тактика пропонента («нападение»): прямое обращение к адресату со своим тезисом, который подтверждается прямыми доказательствами;  прием «опроса-допроса»; использование «вопросов-капканов». Тактика оппонента («защита с переходом в наступление»): метод «да, но …»; «метод кусков»; «метод суммирования».

    Литература:

    1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000. Гл. III.
    2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 6, с. 411-414; 428-429.
    3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000. Гл. IV, с. 116-123.
    4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел V, гл. 1.
    5. Бредемайер Карстен. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005. Гл. I.

    11.02.2016, 3995 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.