AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Творчество Агобарда Лионского (769—840). — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/tvorchestvo-agobarda-lionskogo-769840/ (дата обращения: 29.03.2024)

Творчество Агобарда Лионского (769—840)

Творчество Агобарда Лионского (769—840)

Содержание

    Агобард родился в Испании в 769 г., в тринадцатилетнем возрасте переехал в Южную Галлию (782 г.). В 792 г. он занял лионскую кафедру. В конфликте между Людовиком Благочестивым и его сыновьями Агобард принял сторону Лотаря и потому был смещен (835 г.). Его восстановление на лионской кафедре последовало лишь в 838 г. Агобард умер 6 июня 840 г, за две недели до кончины Людовика Благочестивого.

    Полемизировал против адопционистов и евреев; написал несколько сочинений о литургии и др.; опровергал некоторые суеверия, например мнение о произведении града и грома дурными людьми; восставал против судебных поединков. Он выступал против поклонения иконам и против посвящения храмов святым.

    Сочинения Агобарда изданы Папирием Массоном (Пар., 1605) и Балюзом (П., 1666), а также у Миня, «Patrologia», series latina (т. 104).

    Даже для своего времени Агобард был превосходно образованным человеком, собирателем редких манускриптов. Так, благодаря ему, сохранилась самая древняя рукопись сочинений Тертуллиана.

    Заняв в 23 года прославленную лионскую кафедру, Агобард не собирался посвящать свою жизнь изящной словесности. Темы его произведений определялись проблемами, с которыми он сталкивался по долгу службы. Так, в первые годы своего епископства Агобард принял участие в полемике с епископами Феликсом Урхельским и Элипандом Толедским, впавшими в ересь адопциан. В это время Агобардом был написан трактат, выражавший противоположную позицию. Спор об иконопочитании побудил Агобарда создать сочинение «Книга против суеверия тех, которые полагают, что нужно почитать иконы и изображения святых». Как показывает название этого труда, Агобард выступал на стороне иконоборцев. Писал он также сочинения о литургии и церковном пении. Близость ко двору обусловила интерес Агобарда к политической ситуации в империи, о чем свидетельствуют послания к Матфреду и королю Людовику. Кроме того, Агобард был известен как один из лучших проповедников своего времени.

    Плачевное послание о несправедливостях к Матфреду, знатному придворному

    Агобард приветствует Матфреда, желая жизни и вечного спасения в Господе Христе, Животворящем и Спасающем.

    Умоляю превосходнейшую светлость Вашу, чтобы Вы с терпением и снисхождением выслушали то, что советует верный слуга: ибо, и свидетель мне в том Господь, Который ведает сердца и утробы [см. Пс 7, 10], я говорю ни с каким иным намерением, кроме, конечно, заботы о Вашем настоящем, 288 а равно и будущем процветании. Всемогущий, Вечный и Милосердный Бог, у Которого нет ни прошлого, ни будущего, но пред Ним развертываются свитки времен, которые существуют для смертных и преходящих людей, а настоящие времена остаются у Него безвременно, избрал Вас перед будущим устройством мира в наши полные опасностей времена служителем императора и империи, и перед прочими прославил и одарил, не только извне, но еще и изнутри, а именно: рассудительностью, справедливостью, мужеством и целомудрием [см. Прем 8, 7], полезнее которых ничего нет для людей в жизни, согласно Писаниям. Господь поставил Вас вблизи наиважнейших дел правителя: поелику и в установлении равенства его Вы помощник, и в вознаграждении блаженства участник. Что ныне важнейшее благоприятствует Вашему преданному намерению, если не то, чтобы Вы, бодрствуя, проницательно пребывали во всяком усилии и напряжении всех умственных сил, так в распоряжении делами, чтобы угнеталась несправедливость, разрушались обман и лукавство, уничтожалась неправда, сокрушалась жестокость, восстанавливалась справедливость, утешалось смирение, укреплялась вера, а Церковь пребывала в спокойствии? Ибо пусть Ваше благоразумие узнает, что в этих вот краях, которые соседствуют с нами, неблагочестие обрело такую безопасность, что почти не находится никого, кто любил бы справедливость и отступил бы от несправедливости если только Божественное вдохновение не коснется чьего-то духа и не склонит волю; так что почитается бесполезным где-нибудь узреть следы благости. Страх перед царями и законами спит, потому что многие полагают, что в настоящее время им бояться некого, размышляя сами с собою и говоря в сердце своем: «Если на меня во дворец придет жалоба, дело отправят к стряпчим. Там найду родственников или многочисленных друзей, при посредстве которых, без сомнения, сделается так, что я не подвергнусь никакому королевскому неудовольствию, ибо тайный дар угашает гнев, и тот, кого должно бояться, при вмешательстве иных, не увидит нашего неразумия».

    Такими, муж превосходнейший, случаями отличается почти все в несчастном веке нашем, тогда как в свое время христиане славились тем, что этого избегали. Блаженный же мученик Киприан весьма горестным и скорбным голосом оплакивал язычников, яростно порицая их, и говорил: «Против законов самих совершают проступки, против правосудия грешат: невиновность не здесь, где ее защищают, сохраняется. Кто среди этого придет на помощь? Покровитель? Но кривит душой и обманывает. Судья? Но торгует приговором: кто совершил преступление, того отпускает на волю; и чтобы невиновный погиб как виновный, судья делается преступником. (...) Нет никакого страха пред законами: никакого трепета перед судьей, перед квестором (...) что может быть выкуплено, не боится быть отпущенным на волю. Правосудие сочувствует грехам, и то, что по праву принадлежит государству, стало дозволено всем. Какой может быть здесь стыд перед делами, какое бескорыстие, когда отсутствуют те, кто осуждает виновных, и те, кого надо осудить, лишь выступят с отповедью тебе?» И вот что не могу высказать без опасения: многие думают, что Вы столь великая стена между ними и императором, что посредством ее они защищаются от исправления. Почему же не лучше, превосходнейший из мужей, приложить труд, чтобы стать стеной для приращения счастья, которая преступников обезвреживает, невиновных защищает, Богу приличествует, недругу противостоит, вышнее вознаграждение накапливает. И хотя из предшествующих слов становится ясным намерение нашей души, что Вы, без всякого сомнения, знаете, я приношу со слезами не свои жалобы. Да узнает разумная благожелательность Ваша, что я не могу жаловаться на графа нашего Бертмунда, ибо он удовлетворяется назначенным ему по законам графством, поскольку государь поставил вместо себя для управления графством такового мужа, который не только ради любви и страха перед господином своим это деятельно исполняет, но и, что выше и похвальнее, ради любви к Богу и любви к самой справедливости и правосудию, и кажется нам, что нигде в этих краях это не делается столь усердно и с любовью. Но вообще мы говорим все это ради веры, которую под властью Божией мы обязаны являть еще и господину нашему императору и ради Вашего вечного блаженства и благоденствия, которого Вы должны достигнуть в сей жизни. Не сомневайтесь, что столь великая и близкая дружба, которую Бог дал Вам обрести у императора, будет сочтена Самим Всемогущим Господом за великий духовный талант; и мы желаем Вам издерживать его столь усердно, чтобы по заслугам Вы удостоились услышать от Господа на суде Его: «Хорошо, раб добрый и верный, ибо в малом ты был верен» [Мф 25, 23] и прочее; да будет удален от Вас этот жестокий и неумолимый упрек, который обрушится на нерадивых, когда Господь скажет: «Раб злой и ленивый, знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не расточал» [Мф 25, 26] и прочая. Но я не должен называть поименно людей, которым весьма следует исправиться, чтобы не показаться обвинителем, что не входит в мои обязанности, но желаю, чтобы Вы были так внимательны, как подобает усерднейшему служителю Бога и согласному помощнику доброго императора. Такого служителя найдут верным и земной господин, и Владыка Небесный, и по заслугам вознаградят оба.

    16.07.2017, 1406 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.