AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: План по истории мировой художественной литературы - античность, Средневековье, Возрождение. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/plan-po-istorii-mirovoj-xudozhestvennoj-literatury-antichnost-srednevekove-vozrozhdenie/ (дата обращения: 26.04.2024)

План по истории мировой художественной литературы - античность, Средневековье, Возрождение

План по истории мировой художественной литературы - античность, Средневековье, Возрождение

Содержание

    История античной литературы, литературы средневековья и эпохи Возрождения

    Программа лекционного курса

    Тема 1.

    Эпическая поэзия VIII-VII вв. и античная греческая лирика VII-VI в.до н.э. – 1 ч. История Греции и формирование греческой культуры 12-8 вв. до н.э. Проблема соотношения мифа и литературы. Эпос как род литературы. Эпопея как жанр. Структура эпической поэмы. Поэтика архаического эпоса. Формирование древних форм лирического творчества. Жанровая система архаической поэзии малых форм и проблема синкретизма архаической словесности. Специфика элегии, ямба, мелики и их связь с обрядом. Персоналии.

    Тема 2.

    Античная греческая трагедия и комедия V в. до н.э. – 2 ч. Драма как род литературы. История афинской демократии и проблемы афинской драматургии. Драма и миф. Поэтика и проблематика архаической трагедии и комедии. Учение о трагедии и трагическом герое. Персоналии.

    Тема 3.

    Литература эллинизма – 2 ч. Культура эллинизма. Александрийская поэзия. Эллинистическая комедия. Гуманистическая проблематика комедий Менандра. Греческая литература эпохи римского владычества. Античный греческий роман и проблема поэтики 7 идиллии. «Дафнис и Хлоя» Лонга: опыт монографического анализа. Кризис римской культуры и сатирическая проза Лукиана. Поэтика прозы Лукиана и ее связь с современной Лукиану риторической и философской традицией.

    Тема 4.

    Римская литература I в. до н.э. – 2 ч. Особенности римской культуры и мифологии. История Рима и ее отражение в раннем творчестве Вергилия. Вергилий и проблема искусственного эпоса («Энеида»). История гражданских войн 40-х годов 1 в. до н.э. и проблематика творчества Горация. Формирование римского литературного классицизма. История элегии и раннее творчество Овидия. Особенности овидиевых элегий. Судьба поэта и поздние элегии («Скорбные элегии», «Понтийские элегии»). «Метаморфозы» Овидия и жанр каталогической поэмы.

    Тема 5.

    Средневековье и Возрождение как культурно-историческая эпоха. Героический эпос средневековья. – 2 ч. Периодизация истории средневековой и ренессансной литературы и ее внутренняя динамика. Роль античного культурного наследия в эпоху Средневековья и Ренессанса. Героический эпос Франции, его основные циклы. «Песнь о Роланде» – величайший памятник французского героического эпоса. «Песнь о Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

    Тема 6.

    Рыцарская (куртуазная) литература эпохи средневековья. Предвозрождение в Италии – 2 ч. Возникновение рыцарства в Европе. Содержание куртуазного идеала и его влияние на рыцарскую литературу. Рыцарская поэзия в Провансе. Основные мотивы и жанры лирики трубадуров. «Феодализирующая теория любви». Поэты–трубадуры (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн). Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Германии. Французский рыцарский роман и его жанровые признаки. Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. «Роман о Тристане». Романы о святом Граале. Флоренция и ее культура. Их влияние на судьбу Данте. «Новая жизнь» Данте, ее связь с поэзией трубадуров и поэзией "нового сладостного стиля». «Божественная комедия» Данте как философско–художественный синтез средневековой культуры. Аллегоризм и мессианизм «Божественной комедии».

    Тема 7.

    Возрождение в Италии – 2 ч. Литература раннего Возрождения (треченто). Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. «Книга песен» («Канцоньере») как первый лирический 8 цикл в истории европейской поэзии. Творчество Боккаччо. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Зрелое творчество Боккаччо («Декамерон»). Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

    Тема 8.

    Возрождение во Франции – 2 ч. Творчество Рабле. Гуманистическая проблематика, сюжет и композиция романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Смеховая стихия в романе: ирония. Сарказм, гротеск, гипербола, языковая игра в романе. М.М. Бахтин об амбивалентном характере смеха в романе Рабле. Развитие ренессансной поэзии во второй половине ХVI в. «Плеяда». Творчество Ронсара. Любовная тема в поэзии Ронсара: «Любовь к Марии», «Любовь к Кассандре», «Сонеты к Елене».

    Тема 9.

    Возрождение в Испании. Английская литература эпохи Возрождения. Творчество Шекспира – 2 ч. Литературные истоки и причины возникновения плутовского романа, его основные особенности. «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как первый образец жанра. Жизнь и творчество Сервантеса. «Назидательные новеллы». Жанровый синтез в «Дон Кихоте». Пародийный замысел романа и его реализация. Серьезная и буффонно–плутовская стихия в романе; роль вставных новелл. Социально–историческое и литературное развитие Англии в ХVI в. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. «Сонеты». Исторические хроники. Фальстаф и «фальстафовский фон». Карнавально–праздничная стихия в комедиях Шекспира; образы шутов. Проблематика комедии «Сон в летнюю ночь». Тематика и проблематика трагедий «Гамлет», «Король Лир». Сказочность трагикомедий Шекспира и «маски» персонажей.

    Список текстов (допустимо чтение по хрестоматии)

    Гомер. Илиада.

    Одиссея. Гесиод. Работы и дни. Теогония.

    Лирика Тиртея, Архилоха, Солона, Алкея, Сапфо, Анакреонта.

    Эсхил. Прометей прикованный. Орестея.

    Софокл. Царь Эдип.

    Еврипид. Медея. Ипполит.

    Аристофан. Всадники. Облака.

    Менандр. Третейский суд. Брюзга.

    Лукиан. Разговоры в царстве мертвых. Разговоры богов.

    Лонг. Дафнис и Хлоя.

    Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. 

    Гораций. Оды.

    Овидий. Элегии. Метаморфозы.

    Апулей. Золотой осел.

    Песнь о Роланде.

    Песнь о Сиде.

    Песнь о Нибелунгах.

    Роман о Тристане.

    Персеваль или Повесть о Граале

    Вийон. Избранное.

    Лирика трубадуров.

    Лирика вагантов.

    Данте. Новая жизнь. Божественная комедия.

    Петрарка. Книга песен.

    Боккаччо. Декамерон.

    Ариосто. Неистовый Роланд.

    Боярдо. Влюбленный Роланд.

    Тассо. Освобожденный Иерусалим.

    Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

    Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

    Сервантес. Назидательные новеллы. Дон Кихот.

    Шекспир. Генрих IV. Сон в летнюю ночь. Король Лир. Гамлет. Буря. Сонеты

    Вопросы к экзамену:

    1. "Илиада" Гомера как эпическая поэма.
    2. "Одиссея" Гомера.
    3. Особенности древнегреческого дидактического эпоса (Гесиод)
    4. Основные особенности древнегреческой элегии. Тиртей, Солон.
    5. Древнегреческий ямб. Архилох.
    6. Мелическая поэзия VII-VI вв. до н.э. Алкей и Сапфо. Анакреонт.
    7. Трагедия Эсхила "Прометей прикованный".
    8. Трагедия Эсхила "Орестея".
    9. Конфликт, сюжет и композиция трагедии Софокла "Царь Эдип".
    10. Конфликт и его разрешение в трагедии Еврипида "Медея". 
    11. Особенности изображения человека и богов в трагедиях Еврипида ("Ипполит").
    12. Комедия Аристофана "Всадники".
    13. Комедия Аристофана "Облака"
    14. Гуманистическая проблематика комедий Менандра ("Третейский суд").
    15. Комедия Менандра "Брюзга".
    16. Античный греческий роман: проблематика и поэтика. "Дафнис и Хлоя" Лонга.
    17. Греческая мифология в "Разговорах богов" Лукиана.
    18. Критика современности в "Разговорах в царстве мертвых" Лукиана.
    19. Римская действительности и ее отражение в поэмах Вергилия "Буколики" и "Георгики".
    20. Сюжетно-композиционные особенности "Энеиды" Вергилия.
    21. Идейно-художественные особенности ранней поэзии Овидия. "Песни любви".
    22. Композиция поэмы Овидия "Метаморфозы" и характер интерпретации в ней мифологического материала.
    23. Поэтические особенности позднего творчества Овидия. "Скорбные песни".
    24. Национальное своеобразие средневекового героического эпоса. "Песнь о Роланде"
    25. Национальное своеобразие средневекового героического эпоса. Песнь о Сиде"
    26. История и мифология в "Песни о Нибелунгах"
    27. Рыцарская лирика.
    28. Рыцарский роман. Романы о Святом Граале
    29. Рыцарский роман. Романы и Тристане и Изольде
    30. Творчество Данте.
    31. Творчество Боккаччо.
    32. «Книга песен» Петрарки.
    33. Творчество Рабле.
    34. «Дон Кихот» Сервантеса.
    35. «Назидательные новеллы» Сервантеса.
    36. Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь».
    37. Трагедия Шекспира «Гамлет».
    38. Сонеты Шекспира.

    08.04.2016, 2254 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.