AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Общая характеристика литературного процесса рубежа веков в I половине XX в.

Общая характеристика литературного процесса рубежа веков в I половине XX в.

Содержание

    Характеристика общественно-политической обстановки рубежа  XIX-XX веков

    Рубеж XIX-XX вв. — новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. После революционных взрывов наступил период мирного развития истории. Респектабельность становится необходимым критерием общественного и частного существования человека. Тем не менее, в это время великих открытий, в эпоху индустриализации под влиянием естественных наук и быстро распространяющегося материализма нарастало ощущение постепенной утраты нравственности. Углублялся раскол между цивилизацией и личностью, ощущающей себя во власти неизвестности.

    Первыми внутренний трагизм, несоответствие между видимостью и сутью явлений стали ощущать художники. Литература и искусство улавливали глубинный процесс кризиса в социальной и духовной жизни общества. В.Розанов писал: в...образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства». Как всегда, в кризисные, переломные исторические моменты происходит переосмысление ценностей, рушатся прежние идеалы. В искусстве и философии встает вопрос: что есть человек? Как результат, во всех областях общественной жизни формируется декаданс. Помимо термина декаданс, к искусству этого периода исследователи также применяли термины модернизм, авангардизм,  то объединяя их, то считая названиями разных нереалистических направлений.

    На сегодня наиболее приемлема точка зрения, согласно которой термин «декаданс:» применим к нереалистическим явлениям в искусстве II пол.XIX в. - над. XX в., а понятия «модернизм» и «авангардизм» применимы к этим же явлениям, начиная с 10-20-х г. XX в.

    Модернизм — новое понимание истории, реальности и самого человека. В XX вехе неоправдавшиеся надежды на разумную волю человека, его гармоничное существование сменяются иронией и скепсисом. Затем, после катастрофы (первая мировая война) в умах воцаряется трагическое чувство реальности, которое становится сущностью эпохи модернизма.

    Точки зрения на хронологические рамки модернизма расходятся. По мнению одной группы исследователей, модернизм как система сложился уже в последнюю треть XIX в.; другие считают, что это был только стиль, предвестник нового направления, которое проявилось по-настоящему только накануне первой мировой войны.

    После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия).

    Временем окончания эпохи модернизма считается 1945.x. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет; отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной.

    Философские концепции эпохи – один из ключей к пониманию литературы изучаемой эпохи рубежа веков

    Прежде всего следует отметить труды А.Шопенгауэра (Германия), который полагал, что мир — это стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира может лишь тот, в КОМ эстетическая интуиция преобладает над рассудочным началом, т.е. художник.

    Ф.Ницше (учение которого стало духовной доминантой начала XX в..) сказал об этом времени: «Бог умер, а вместе с ним умерло представление о человеке самоценном, несущем в себе божью искру». В противовес этому человеку Ницше проповедовал культ сильной личности, способной противостоять обывательской трусости, технократическому вырождению. Наиболее известные его философемы (концептуальные метафоры) —сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение. (В 25 лет профессор в Базеле. Интересен как аналитик надвигающегося кризиса: Уже давно европейская культура с мучительным напряжением движется к катастрофе, подобно потоку, который стремится к концу не в силах опомниться ибо он боится опомниться)

    Переосмысление ценностей, объединение мира под властью сверхчеловека —  работа «Так говорил Заратустра» (1883):

    *          Борьба с рабской моралью (христианство) и стадным инстинктом (гуманизм, демократия и т.д.).

    *          Стремление к новой культуре, которая может возникнуть там, где есть каста насильственного труда и каста труда свободного.

    *          Ключ к новому будущему — воля к власти

    В попытке найти идею, которая могла бы объединить мир, О.Шпенглер обращается к античности. «Закат Европы» (1918-1922), переосмысливает ее, противопоставляет «фаустовской эпохе». В античности подчеркивалась сосредоточенность на текущем дне, зависимость человека от рока. Понимаемая так эпоха стала точкой для утверждения преимущества статики перед движением, созерцания перед активностью. В покое, неподвижности виделась опора среди бурь современности

    А.Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном способе познания жизни.

    З.Фрейд (Австрия) — теоретик психоанализа. Его теория открыла новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе.

    Философской основой модернизма стали  идеи  интуитивиста Бергсона,  теория бессознательного Юнга, экзистенциализм Хайдеггера, игровая мифологема Хейзинги,

    Карл Юнг — (Швейцария) - психолог, реформатор психоанализа Фрейда. Взгляды характеризуются десексуализацией представлений о художественном творчестве. В отличие от Фрейда считал, что сексуальные желания имеют значение для художника только как для человека, а не как творца создающего шедевры. Источник художественного вдохновения видел в «коллективном бессознательном», в архетипе который представляет собой зафиксированные в структуре внутреннего мира человека память чел-го прошлого и опыт, передаваемые из поколение в поколение.

    Таким образом, сущность любого художественного произведения — не в выражении индивидуальности творца, а в выражении духа всего человечества (Джойс, Эллиот;,

    Хайдеггер Мартин (Германия) — философ-экзистенциалист. Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся ему в силу его смертности. Отсюда — на первом плане человеческого существования — страх, забота, отчаяние. Язык — изначальная характеристика человеческого существования. Метод постижения языка, следовательно, и человека по Хайдеггеру — герменевтика (теория интерпретации текста, универсальный метод. Функция — постичь произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности.)

    Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как исторически конкретное выражение культуры. Общечеловеческую культуру раскапывает на ряд замкнутых культур. Своя культура задает человеку единственно возможный дня него способ проживания жизни. Постичь иную культуру можно с помощью интуиции, переживая эту культуру. Основная мысль — о кризисном самосознании культуры: так как творческие возможности человека определяются содержанием культуры (исторически-биологической фазой эволюции), то в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области искусства.

    Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и развитии культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия включена в контекст жизни общества. Искусство рассматривается как игра в жизнь и как познавательная модель жизни, потому что связывает их воедино, допуская различные пропорции. Как игра, искусство рождает удовольствие от самого его процесса.

    Литературные «- измы» рубежа веков

    Символизм - крупнейшее течение в декадансе, зародился в 1860-х г. и развивался до 1910-х гг. Его философской основой стало учение Платона о «мире идей  и мире вещей», противопоставленных друг другу. Первый — истинный, вечный, независимый от пространства и времени; второй - материальный — отражение первого.

    Объективно, символизм — отрицание теории позитивизма и его художественного преломления — натурализма. Задача искусства в С. — выражение духовного и душевного через символ, который приходит вместо образа, становится многозначным. Ценится образное слово, которое   вобрало неисчерпаемую информацию о Вселенной.

    Произведение становится многоплановым с глубоким подтекстом («Незнакомка» А.Блока). В 1886 — появляется «Манифест символизма» (Морене,), в котором дана установка на избранность «высокого искусства». В русской литературе символизм обретает популярность с середины 1890-х гг.,  но  в  отличие  от европейского символизма  тезис «искусства для искусства» не был принят (А. Блок).

    Постижение смысла бытия и душевного состояния индивидуума возможно путем суггестии (лат — «внушение»), поэтому   произведение    предназначено    для   того,   чтобы   навеять   определенное настроение. На грани символизма и импрессионизма работал П. Верлен. На рубеже веков именно в творчестве импрессионистов и символистов появляется верлибр («свободный стих»).  Символистами высказана и  осуществлена   мысль   о  синтезе словесного, музыкального и живописного искусств (Сонет А. Рембо «Гласные»).

    Импрессионизм (фр. - «впечатление») — второе по значимости и по популярности направление в литературе декаданса. Зародился во фр.живописи. В 1874 состоялась выставка Мане, Моне, Ренуара, которые признавали основным принципом «Видеть, чувствовать и выражать — в этом все искусство». Они стремились передать изменчивость, зыбкость мира, выраженную в размытости линий от зноя или дождя («Руанский собор в полдень» К.Моне, «Река Темза в Лондоне»); передать неожиданность взгляда - в необычных ракурсах, фрагментарности композиции. Отсутствовала кастовость (героини Ренуара — из народа).

    В литературе первоначально обращалось внимание  на выразительную силу слова. В дальнейшем импрессионизм превращается в особое видение мира — смутное и не определенно-субъективное (М.Пруст «В поисках утраченного времени»)

    Верлен привнес в поэзию наработки пленэрной живописи, (это нечеткие очертания, приглушенные тона, непрочность и неустойчивость бытия)

    Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Характерные черты; неприятие действительности, сильная  личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и. т.д.

    Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р Л .Стивенсона (теоретик направления), Р. Киплинга, А.К. Дойла, Э.Л.Войнич - в некоторых произведениях  Р. Роллана. В русской литературе представителями неоромантизма отчасти можно считать Л. Андреева, К. Бальмонта, З. Гиппиус. Наивысший период расцвета — 90-е г. XIX в.

    Эстетизм – его появление было обусловлено наступлением цивилизацией на «естественное состояние человека». Наиболее ярко это проявилось в творчестве Оскара Уайльда. Сторонники эстетизма проповедовали примат искусства над жизнью. Провозгласили культ прекрасного. Говорили о свободе творчества и независимости художника от религиозных и моральных догм (и как следствие-игнорирование толпы)

    Реализм - получил дальнейшее развитие. Не стоял в стороне от эстетических исканий, взаимодействовал с другими методами. Обогащается в жанровом и стилевом отношении, расширяется круг тем. Изменились ориентиры: на смену социально-бытовой проблематике приходит философско-интеллектуальная и духовно-личностная.

    Наряду с жизнеподобием (основной принцип реализма в XIX в.) существенную роль начинает играть условность (творчество А.Франса, Б.Шоу, Г.Уэллса). Обобщенно-символический способ изображения сосуществует наряду с конкретно-эмпирическим. Большое место занимают масштабные полотна («Ругон -.Маккары» Э.Золя, «Жан-Кристоф» Р.Роллана, «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси). Многообразны романные формы:

    • *          Социально-психологический (Т.Манн, Г.Мопассан, Р.Роллан)
    • *          Исторический (.А. Франс, М. Твен)
    • *          Социально-политический (Т. Драйзер)
    • *          Научно-фантастический (Г. Уэллс)
    • *          Сатирический (Т. Манн)

    Модерн (.как стиль, но не направление!.) качал складываться в искусстве г 90 г. XIX в. Другие названия - ар-нуво, югендстиль,. Одновременно вычурный и изысканный, он вобрал в себя все художественные противоречия эпохи. Развивался, отталкиваясь от импрессионизма и символизма, но интерпретировал человека, исходя из своих художественных задач. Ярко воплотился в ДПИ, архитектуре, живописи.

    Основная стилистическая черта — сочетание реального и условного, но эта условность наполняет искусство новым содержанием. Фигуры, предметы превращаются в некие пластические символы, почти зримые, чувственно понятными. Образы — неожиданны и причудливы. Не социальное, а условное, фантастическое получает четкое выражение. Содержательность уходит на второй план.

    Модерн по-новому конструировал окружающее бытие. Конструирование действительности выводило модерн к мифотворчеству. Мифологизация действительности стала важнейшей особенностью этого искусства. Она проявлялась в разных формах:

    • *          Прямое обращение к традиционным мифологическим сюжетам
    • *          Нарочитая стилизация образов и приемов
    • *          Использование элементов мифологической поэтики
    • *          Создание собственных мифологем, мифомоделей (когда синтезируются архаика и современность, что давало новый образ реальности).

    Как художественно-эстетическая система модернизм сложился в 20-е г. XX в. он отражал духовный кризис эпохи, противоречия массового и индивидуального сознания. Объединяет множество самостоятельных идейно-художественных течений и направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, имажинизм, сюрреализм, и др.). Каждое из них обладает стилевой и идейной спецификой, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

    Модернизм как тип мироощущения был подготовлен декадансом. Ощущая дисгармонию мира, отчуждение личности, несвободу и нестабильность художника в мире капитала, модернизм отрицает при этом возможности предшествующей культуры противостоять силам разрушения, выразить свое к ним отношение. Отсюда резкий антитрадиционализм, приобретающий нередко эпатирующий, экстравагантный характер.

    Мир в декорациях модернистов – жестокий и абсурдный, противоречия и конфликты – неразрешимые и безысходные, человек – одинокий и обреченный, чьи поступки бессмысленны, а окружающие его обстоятельства – непреодолимые и враждебные. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных предчувствий, сознание непознаваемости, неизменности бесчеловечного мира — таков эмоциональный настрой произведений г литературе (Ф.Кафка, Д.Джонс, А.Камю). Этот настрой отражал трагедию отчуждения личности, разбросанности сознание крушения гуманизма, исторического тупика или движения по замкнутому кругу. Даже те произведения, где доминируют светлые эмоции (М. Пруст, Т.Эллиот), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой обществом, миром вещей. Перечисленные общие тенденции для различных направлений не исключают разнообразия их стилевых поисков. Стилевое новаторство становится самоцелью, поэтому нередким становится явление смены стилей в творчестве 1 автора (как например у Д.Джойса). Художественные открытия модернизма — поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж.

    Одним из авторитетных течений модернизма до середины 1950-х гг. оставался экзистенционализм. Как литературное направление возникает в 1920-1920-х гг. во Франции. Распространению идей способствовало практическое их воплощение в творчестве Ж.-П.Сартра, А.Камю. Жизнь человека в представлении экзистенциалистов — бегство от смерти и повседневности. Основные состояния (экзистенции) — страх, муки совести, одиночество. Постигнув эти состояния, человек обретает свободу (вплоть до суицида, который рассматривается как акт свободы, в частности, освобождение от страха смерти и за который человек отвечает только перед собой, так как бога нет). Основная мысль позднего экзистенциализма — об ответственности индивида (а не Господа) за свои поступки, за все происходящее в мире.

    Авангардистские течения модернистов

    Авангардистские течения модернистов имеют со своими предшественниками ряд различий, кроме тогда авангардизм в большей степени порывает с традицией. Главное отличие авангарда от реализма и от декаданса — в отрицании принципов правдоподобие подражание гарантированной достоверности происходящего в произведении, соотнесенности его с известной всем реальностью.

    Авангардистов не устраивало в произведении наличие 3-х обязательных элементов: среды, характера, действия. Они задались вопросом: имеет ли смысл искусство, которое только фиксирует то, что мы привыкли видеть.

    Новый духовный и культурный контекст потребовал нового типа художественного восприятия действительности, когда задача художника — не запечатление объективной действительности, а отношение с этой действительность», наряду с созданием субъективного искусства.

    Согласно авангардистским концепциям, мир — не нечто заданное раз и навсегда; сколько художников — столько и художественных миров. Восприятие читателя интенсифицируется, он не просто сопереживает, но и является соавтором. Если он таким не окажется, тогда он не будет в состоянии понять, о чем идет речь.

    Одно из направлений европейского искусства 10-20.г. XX в. экспрессионизм — (фр. «выражение, выразительность»). Экспрессионизм входит в европейскую культуру (1910-е гг.) из немецкой живописи (объединения «Мост» (Дрезден, 1905), «Синий всадник» (Берлин, 1911), наиболее известный художник Кандинский), оставшись в литературе (Г. Тракль, Ф. Кафка), музыке (А. Скрябин, И. Стравинский), театре (ранний Б. Брехт).

    Экспрессионизм вырос как полемичное с импрессионизмом направление: свойственная экспрессионизму энергия и страстность, драматичность, мрачность, пристрастие к сознательному варваризму красок (в отличие от расплывчатых линий, светлых пятен, легкости импрессионизма). Философские основы — интуитивизм (воспринимать глир вне анализа, сразу и целиком), феноменология (идеи абстрагирования, обнажения идеальных сущностей- феноменов).

    Как направление, экспрессионизм счел себя в ответе за действительность. Писатели признавали единственно-важным - судьбу человеческого, в бесчеловечном мире.

    Главная фигура – маленький человек, затерянный в огромном мире – контрастном, гротесковом, бредовом, в беспокойном движении, в столкновении сил, враждебных человеку. Отсюда –склонность к абсурду, созданию образов-символов, притчевость (произведения Ф. Кафки).

    Основная задача экспрессионистов - выразить крик души, это искусство протеста, выразившегося в теме бунта против «отцов». В противовес сюрреализму («общее — только бессознательное»), хотели найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Пытались обнаружить главное, скрытое за деталями, частностями, полутонами. Этим объясняется тяготение в абстракции. Стилистические черты: отказ от ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, взвинченность интонации, сознательная реформация действительности:

    Якоб Годдис «Конец света» (1911)

    Слетает шляпа с головы буржуя.

    Крик в воздухе сковал безликий страх.

    Треск падающих крыш. И слышно — негодуя.

    Вздувается вода в размытых берегах.

    Уж буря здесь. Плотин крутые груди

    Штурмуют дикие моря ордой валов.

    И насморком застигнутые люди,

    И гулкий грохот рухнувших мостов.

    В позднем экспрессионизме распространена ситуация превращения. Ведущий жанр — публицистическая (социальная) драма («драма крика»). Основные ее черты:

    • Отстраненность от конкретных событий в Германии. Девиз: «Время — сегодня. Место - мир»
    • Отрицание психологизма. Характер — это из повседневности. Человек интересовал экспрессионистов в момент наивысшего напряжения духовных сил, когда спадает шелуха обыденности
    • Впечатляющие массовые сцены, призванные передать объединяющий порыв
    • Диалог вытесняется монологом, либо особой формой - обмен непрекращающимися репликами, когда партнеры как бы не слышат друг друга.
    • Актер не стремится к правдоподобию. Смысл игры — в агитации (происходит разрушение театральной иллюзии)
    • Сюжет может представлять собой либо упорное повторение одинаковой ситуации, (призванное эмоционально воздействовать на зрителя, нагнетая пафос), либо отсутствовать, что отражает убеждение в невозможности «закрыть проблему»
    • Конфликт не был конфликтом идей. Истиной заведомо обладала одна сторона. Конфликт — в столкновении знания и незнания, одержимости и пассивности, высокого духа и косности.

    В Берлине был основан экспериментальный театр «Трибюне», приспособленный для постановки экспериментальной драмы. Один из известных драматургов своего времени, Кайзер. (Более 70 пьес). Основные темы — страдание и протест. Руководствуясь девизом «Существует только одна задача — это обновление человека». Кайзер создавал пьесы — головоломки.

    «Граждане Кале» (1913). Новая трактовка эпизода столетней войны. 6 граждан принесут ключи от города и погибнут, но остальным английский король дарует жизнь. 7 добровольцев. Начинается головоломка: показывает, как начинают колебаться люди, узнав, что одному жребий дарует жизнь. Эсташ де Сен Пьер, вызвавшийся первым, откладывает решение. Утром, проверив себя, должны явиться. Эсташ покончил с собой, чтоб жертва других оставалась чистой. Здесь показан высоконравственный новый человек, о котором говорит Кайзер, и который станет условием и средством общественных преобразований. Действие раскрывается через диалог и речи-монологи персонажей, патетичность, лаконизм языка драмы.

    Футуризм зародился в Италии в 10-20 ГГ. XX в. (В 1909 – появляется «Манифест итальянского футуризма» Маринетти).

    Стилистические черты – разрушение живого языка, передача взаимопроникновения объемов, трактовка человека,  как подобие машины, абсолютизация динамики и силы.

    Во главу угла ставили разрыв с традиционной культурой (академической и салонной). Искали новые формы отображения машинного мира (безличного, динамичного). Основное отличие русского футуризма (возникшего одновременно) — меньшая степень агрессивности, т.к. не призывали  войной очищать человечество от консервативных вкусов и традиций. Второе отличие — течения русского футуризма: кубофутуристы (В .Маяковский,  Д.Бурлюк, А.Крученых), эгофутуризм (И .Северянин), «центрифуга» (Б.Пастернак). К 1920..г. – устаревает, уступая место в живописи абстракционизму (Малевич). Современные модификации – поп-арт и кинетическое искусство.

    Сюрреализм – (фр.   -   «сверхреализм»). Философские основы направления – интуитивизм, восточные религиозные учения, фрейдизм. Стилистические черты — приемы алогичности, парадокс, соединение несоединимого. Основа метода — выражение любым способом реального функционирования мысли, вне всякого контроля со стороны разума, эстетических и нравственных соображений, «освобождение от морали», провозглашенное Андре Бретоном («Манифест сюрреализма»). Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа, должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, т.е. в вечное,. Образ в сюрреализме — это результат сближения максимально удаленных реальностей, что создает впечатление непроизвольности, случайности его возникновения (ассоциативное письмо).

    Реальность создается с помощью символов, взятых из области подсознательного Способ творчества - безотборочная фиксация всего, что приходит в голову (автоматическое письмо).

    Наилучшие условия творчества — состояние предельной раскрепощенности (дремота, опьянение).

    П. Элюар «Поверь на слово» (1930).

    Бывает пламя -

    Прозорливее, чем руки, что накручивают кошмары

    На колесо памяти.

    Солнце завоевываешь чарами

    У любви отчетливый вкус стекла

    Это коралл, что по_иым£ется. из моря

    Это выветрившийся аромат, что возвращается е пес

    Это прозрачность, что расплачивается рубином на ногтях

    Это все то же лицо

    Губы, нежно приоткрытые

    С этой стороны стены

    С другой ~ точно острие копья.

    С того момента, когда идея абсурдного Мира нашла подтверждение в абсурде социальном (разгул насилия), в искусстве воцарился пафос тотального отрицания, даже самоотрицания, что проявилось в направлении дадаизм (дада — 1.фр. «лошадка»; 2.слово из детского языка, ничего не означающее) — крайнее течение сюрреализма. Зародился в США и Швейцарии в 1915-1916.г. (известный представитель - Тристан Тцapa).

    Весь смысл своей деятельности видели в протесте против всего, в разрушении и уничтожении. Утверждали, что. став выражением воцарившегося В ЖИЗНИ абсурда, искусство само превратилось в нелепость. Например, давали такие способы сочинения стихов: «Возьмите газету и ножницы. Подберите в газете статью такой длины, какой будет ваше стихотворение. Разрежьте статью на отдельные слова и ссыпьте их в мешок. Тихонько помешайте. Извлекайте слова в любом порядке приставляйте одно к другому». Дадаисты увлекались подобными играми со словом. Но здесь еще содержится описание художественных приемов: расчленение реальности на части, монтаж (т.е. произвольное соединение фрагментов), техника коллажа.

    Стилистические черты дадаизма – эпатаж, спонтанность творчества, ирония над тиражированием достижений MXК.

    Общая характеристика литературного процесса рубежа веков в I половине XX в.

    В рассматриваемый период направления интегрировались, взаимопроникали друг в друга (наблюдалась художественная диффузия эстетических идей и приемов). Большинство писателей рубежа веков синтезировали в своих произведениях различные художественные методы (П.Верлен — импрессионизм и символизм, М,.Метерлинк — символизм и романтизм), при этом даже выходя за рамки декларируемого направления (движение Э.Золя от натурализма к реализму).

    Возрастает роль публицистического элемента в художественной литературе. Литература политизируется, что обусловлено общественно-политической напряженностью. Эта тенденция интенсивно разовьется в 20-30 гг.,. В разных странах складывается пролетарская литература (А.Барбюс, У. Моррис), ориентиром которой послужило творчество писателей Парижской коммуны (Э. Потье. Ж.Клеман)

    Существенная черта. — взаимодействие литератур, усвоение инонационального опыта в том числе и опыта русской литературы. Активно развиваются литературы стран Центральной и Восточной Европы, США, скандинавских стран, где на рубеже веков наблюдалось становление и развитие реализма в тесном взаимодействии с романтизмом и другими нереалистическими течениями.

    Модернизм, пришедший на смену декадансу, воссоздавал мир как царство хаоса, абсурда, несвободы человека в частной жизни и перед лицом истории, которая развивается катастрофически. Это сильное художественное направление, выдвинувшее многих писателей первого ряда.

    Но литература XX в. знала и совсем другие веяния. Далеко не все писатели были модернистами, если говорить о художественной сущности их творчества. 20 век вообще не знал какого-либо главенствующего направления.

    Существенной его особенностью стало как раз очень широкое разнообразие художественных манифестов и школ (представители которых часто вступали в конфликт друг с другом по причинам творческим и политическим).

    Не обеспечив лидирующего положения ни одному из направлений, XX век внес в литературу ряд изменений:

    1. 1.         Человек — характерное социальное явление, симптом общественного, интеллектуального состояния
    2. 2.         Вместо стремления к правде в литературе возобладала игра, свидетельство без философских претензий; часто можно наблюдать иронию как реакция на подобные претензии
    3. 3.         Ценятся условные формы с условным элементом гротеска, использование мифологических образов.
    4. 4.         Стали обычными скрытые  и  явные пародии (высмеивание  стандартов мыш пения, мировоззрения и т.д.)
    5. 5.         Художественный вымысел вытесняется документально подтвержденными фактами, достоверными свидетельствами.

    25.11.2016, 593 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.