AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Квинт Гораций Флакк . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/kvint-goraczij-flakk/ (дата обращения: 20.04.2024)

Квинт Гораций Флакк

Квинт Гораций Флакк

Содержание

    Гораций олицетворяет важнейшие грани поэзии «золотого века» на ее высшем художественном пике. Вергилий – олицетворяет эпическую грань, Гораций – лирическую. Оба запечатлели свое время. И вместе с тем придали своим исканиям столь совершенную эстетическую форму, наполнили свои стихи столь глубоким общечеловеческим содержанием, что они навсегда остались в истории не только римской, но и мировой литературы.

    Квинт Гораций Флакк быть на пять лет моложе Вергилия, с которым его связывала дружба. Гораций родился в 65 году до н.э. в Южной Италии в городе Венусия в семье состоятельного вольноотпущенника. Сначала Гораций учился в престижной школе в Риме, после в Греции. В Афинах Гораций совершенствовался в искусствах и науках, занимался поэзией, учил философию, прежде всего эпикурейскую и стоическую.

    В Греции Гораций был вовлечен в круговорот политических бурь, которые наложили отпечаток на его судьбу. После убийства Цезаря в 44 г. до н.э. заговорщики республиканцы бежали на север Греции, где сформировали армию. Марк Брут, привлек симпатии Горация, который стал республиканцем и получил звание военного трибуна. В 42 г. до н.э. при Филиппах во Фракии силы Антония и Октавиана нанесли поражение республиканцам; Брут и Кассий погибли. Это событие по словам Горация «подрезало ему крылья». От репрессий Горация спасла амнистия. Он вернулся в Рим, но клеймо экс-республиканца висело над ним еще долго. Гораций должен был доказывать новой власти свою лояльность. Тем временем имение Горация было конфисковано в пользу ветеранов Октавина. И на первых порах поэту пришлось довольствоваться скромной должностью писца.

    В начале 30-х годов Гораций, побуждаемый бедностью, начинает активно сочинять стихи. Он приобретает известность и сближается с ведущими римскими поэтами Варием и Вергилием. Вергилий поддерживает начинания Горация и знакомит его с Меценатом. Вскоре Гораций становится одной из главных фигур в том кружке поэтов, которые сформировались вокруг Мецената.

    Вскоре о Горации узнает Август, проявлявший к поэту монаршую благосклонность. Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Однако это заманчивое предложение, сулившее поэту множество выгод, было им тактично отвергнуто. По всей видимости, он опасался, что, приняв предложение принцепса, навсегда лишится своей независимости, которой он чрезвычайно дорожил. Как бы то ни было, этот отказ вызвал у Августа недоверие к Горацию.

    Что касается дружбы Горация с Меценатом, то она продолжалась до самой смерти последнего. Меценат умер в сентябре 8 г. до н. э., а 27 ноября того же года умирает, ненамного пережив своего друга и покровителя, Гораций. Так исполнилось предсказание поэта, что он умрет вскоре после смерти Мецената.

                                                     …Выступим, выступим

                                                     С тобою вместе в путь последний -  

                                                               Вместе, когда бы его ни начал.

     

    Гораций оставил скромное по объему, но весомое по значимости поэтическое наследие. Поэт трудился над стихами неспешно, с тщательностью. Всего из-под пера Горация вышли: книга эподов, два сборника сатир, четыре книги од и две книги посланий.

    Эподы. Сатиры. Послания

    ЭПОДЫ. Гораций дебютировал книгой, названной «Эподы» (31-30 гг. до н.э.), в которую вошло 17 стихотворений. Слово эпод – греческое, буквально означает припевы. Так называлось в античной литературе стихотворение, написанное в перемежающемся ритме; нечетные стихи – дактилические, четные – ямбические.

    В тематическом отношении эподы Горация разнообразны. Некоторые касаются сферы политики. Два эпода обращены к римскому народу. В 7-м и 16-м  поэт осуждает гражданскую междоусобицу.

    9-й эпод адресован Меценату. Всего же из-под пера Горация вышло около двух десятков разных стихотворений, посвященных его покровителю. Мецената и Горация связывала взаимная симпатия, однако между ними не было панибратства. Выше материальных благ Гораций ценил независимость, душевное равновесие и внутреннюю свободу. В 9-м эподе, обращенном к Меценату, высказана радость по поводу победы Октавиана под Акцием, сокрушения «царицы» (Клеопатры), а также надежда на веселые возлияния по этому поводу.

    САТИРЫ. В 30-е годы Гораций выступает также в другом лирическом жанре – сатир, выпустив две книги произведений такого рода. Латинское слово «сатира» означает блюдо с разнообразными плодами, которое приносили в храм Цереры, древнеиталийской богини плодородия. В римской литературе сатира первоначально представляла смешанный жанр, в котором могло сосуществовать комическое и серьезное, возвышенное и низкое.

    У Горация в «Сатирах» видны переклички с Луцилием (в творчестве Луцилия был сильно обличен пафос, направленный против бытовых пороков, таких как тщеславие, жадность, невежество, суеверие). Но вместе с тем Гораций поднимает сатирический жанр на новый уровень мастерства. В отличие от Луцилия Гораций не просто обличает. Он философствует. Предается медитациям. Размышления на нравственно-этические темы определяют тональность многих сатир Горация, склонного с «улыбкою истину молвить».

    Персонажи, которые населяют «Сатиры», - это люди, с которыми Гораций сталкивается ежедневно: скряга, нахал, болтун, честолюбец, простой здравомыслящий человек, жалкий философ со своей прямолинейностью и парадоксальными тезисами, сладострастник, охотник за наследством, разбогатевший выскочка, желающий отличиться перед гостями.

    В сатирах, как, впрочем, и в других жанрах, находит выражение жизненная философия Горация. В 6-й сатире 1-й книги Гораций рассказывает о себе, своем скромном происхождении, родителях, воспитании. Он не завидует знатности, богатству, власти. Его неброский, независимый образ жизни – это и есть высшее благо. Поэт обладает внутренней свободой, никому и ничем не обязан, независим. В 3-й сатире 1-й книги Гораций напоминает незамысловатую истину: люди далеки от совершенства, один болтлив, другой груб, третий транжир и т.д. Да и в себе поэт находит изъяны. Как на все это реагировать? Не следует впадать в крайность, полагает Гораций. Разумней всего смягчить острые углы, ибо в результате «дружба крепче бывает меж нас, и согласье людей соединяет». Кто без пороков родится?

    Ум и трезвость Горация, его мудрые сентенции далеко не бесполезны для любого серьезного писателя.

    ПОСЛАНИЯ. Еще один лирический жанр, в котором работал Гораций – послания. Он трудился над ними в последние годы жизни. Они образуют две книги: в первую входят 20 посланий, во вторую – три («К Августу», «К Флору», «К Писонам»).

    Жанр стихотворных посланий существовал до Горация. Их использовали Луцилий, Цицерон, Овидий.

    «Послания» Горация отличны от сатир. Они носят более личный, субъективный характер, ибо построены как доверительный обмен мнениями с близкими по духу людьми. Поэт пишет о себе, своем образе жизни, привычках, отношениях с друзьями, покровителями, такими, как Меценат и Август. В «Посланиях» заметно смягчена критика общественных и человеческих пороков. Главное для Горация – поиски положительных начал в жизни.

    Оды: политика, философия жизни, любовь

    Оды составляют наиболее весомую часть наследия Горация. Первая книга од была издана в 23 г. до н.э., т.е. уже после окончательной победы Октавиана. Гораций называл свои лирические стихотворения «Песни» («Carmina»); позднее его комментаторы стали  их называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. Оды собраны в четырех книгах: в первой – 38 од, во второй – 20, в третьей – 30, в четвертой – 15. В некоторых одах Гораций продолжает традиции Пиндара. Но более близка ему ранняя греческая лирика таких поэтов, как Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. В частности, он использует характерные для них стихотворные размеры.

    В «Одах» Гораций нередко обращается к темам актуальной политики, полностью отсутствующим в «Сатирах». Однако социально-политические проблемы наименее близки духу поэта, поэтому в стихотворениях, посвященных злободневным событиям современности, его голос звучит неестественно. Всякий раз, когда Гораций ищет вдохновения в политике и воспевает современную ему действительность, он впадает в манерность. За изящной формой, искусным плетением слов и вычурной эрудицией скрываются избитые мотивы и трафаретные образы александрийской поэзии. Правда, великое прошлое Рима и воинская доблесть предков вызывают в нем живой отклик, и, тем не менее, темы национальной славы не являются глубоко созвучными его духу.

       Принципиально значимы для понимания Горация как поэта государственника его «римские оды». Это – шесть первых од 3-й книги. Оды Горация – прямое обращение к Августу, римской молодежи, народу. Особые надежды поэт связывает с молодым поколением, теми, кому суждено выполнить свой гражданский долг, возвысить и укрепить Рим. В целом «римские оды» характеризуются как единством проблематики, так и внутренней художественной цельностью. Заключающая цикл 6-я ода – новое обращение к римскому народу, призыв к восстановлению авторитета богов, жестоко карающих отступников:

    Вины отцов безвинным ответчиком

    Ты будешь, Рим, пока не восставлены

    Богов упавшие жилища

    И изваяния в черном дыме.

    Горацию принадлежит термин, выражающий суть его жизненной философии: «золотая середина». В ней – точное выражение его нравственно- этической позиции. Поэт не приемлет крайностей, утверждает здравый смысл, склоняется к здравому пути. Для него умеренность и рассудительность – самая надежная линия. Горацию близки эллинские мудрецы, философы, один из которых – знаменитый афинский государственный деятель и поэт, Солон, высказал свой афоризм: «Ничего слишком». Гораций развивает эту мысль в 1-й оде 2-й книги.

    Философия «золотой середины» органически сопряжена со стоическим жизнеощущением.

    ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА. Любовь занимает огромное место в поэзии Горация. Но и в любовной сфере, поэт остается, подвержен чувству меры. Даже в 27-й оде 1-й книги, оде, обращенной «К пирующим», посреди бесшабашного веселья он сохраняет ясную голову.

                                                                  Кончайте ссору! Тяжкими кубками

       Пускай дерутся в варварской Фракии!

                                                                  Они даны на радость людям –

                                                                  Вакх ненавидит раздор кровавый.

    Среди людей, бездумно веселящихся, он склонен вести взвешенный разговор о любви, что «палит огнем не стыдным».

    Любовная лирика Горация имеет своим адресатом многих женщин. Как правило, они гетеры, игравшие не последнюю роль в личной жизни римской аристократии и художественной богемы.

    В стихах Горация – калейдоскоп женских имен: Фидиллия, Лика, Лидия, Хлоя, Барина, Филлида…

    Его ода к Лидии исполнена неподдельного чувства: это диалог между поэтом и женщиной, которую он когда-то любил.

                                                                    Доколе милым я тебе еще казался

                                                                   И белых плеч твоих, любовию горя,

     Никто из юношей  рукою не касался,

                                                                  Я жил блаженнее персидского царя.

    Другая возлюбленная поэта – Барина; она обольстительна, но вероломна и ветрена. Для нее в порядке вещей дать клятву и тут же ее нарушить И поэт был среди тех, кто не устоял перед ее чарами.

                                                                    …Молодые жены

                                                                                 За мужей своих перед твоим трепещут

    Жадным дыханием.

    Гораций один из поэтов, в стихах которого постоянно обсуждаются проблемы литературного труда, природа поэтического творчества.

    «ПОСЛАНИЕ К ПИСОНАМ». Среди «Посланий» Горация выделяется его обращение к Писонам, аристократам; один из которых сочинял пьесы. «Послание к Писонам» относится к числу самых значительных теоретических документов римской литературы; позднее оно получило название: «Об искусстве поэзии».

    Эстетические принципы Горация находятся в гармонии с философией «золотой середины». Гораций – сторонник серьезного отношения к творчеству, не одобряет крайностей, исходит из здравого смысла, мудрости. Это определяет сформулированные им законы художественного творчества.

    В вопросах поэтики Гораций разделяет аристотелевский принцип уместности и меры, который заключается в согласованности всех частей художественного произведения, соответствия формы и содержания, содержания и творческих возможностей поэта. Рассуждая о классической трагедии, Гораций ставит во главу угла закон соразмерности и внутренней гармонии. Так, в драматическом произведении каждый персонаж должен изъясняться языком, соответствующим его характеру, возрасту, положению, занятию.

    Одно из важнейших требований Горация к художественному произведению - краткость в сочетании с ясностью изложения. Римский поэт рекомендует постоянно обращаться к греческим образцам, учиться мастерству у греческих писателей, но и в этом соблюдать разумную меру, чтобы не впасть в раболепное подражательство.

    Также Гораций формулирует ряд конкретных советов по структуре и форме драматургического произведения. В нем должно быть пять действий, или актов. На сцене могут находиться не более трех актеров. Недопустимо использовать прием «бог с машиной». Каждому жанру соответствует свой стиль: трагедии противопоказана «легких стихов болтовня»; комедии чужды тяжеловесная серьезность и возвышенность.

    Во времена Горация чрезвычайно остро стоял вопрос о цели поэзии. Должна ли поэзия приносить пользу и воспитывать читателя или только доставлять ему удовольствие и эстетическое наслаждение? Гораций приходит к заключению, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением. Для достижения этого поэт должен быть мудрецом, то есть обладать богатым жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Гораций вступает здесь в полемику с теми, кто разделял мистическое учение о поэзии как о «божественном исступлении». Рассуждая о соотношении таланта и знания, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнить изучением. Художественное мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано. Лично Гораций отдает предпочтение художественному мастерству, отличающему новых поэтов от архаических, которые свои стихи словно высекали топором.

    «ПОСЛАНИЕ К АВГУСТУ».  В этом послании также развиваются мысли Горация об искусстве, о назначении поэта. Дается обзор ранней римской литературы, эпических поэтов Энния и Невия, авторов комедий из римской жизни Афрания и Атта, а также комедий Плавта и Теренция. В очередной раз Гораций восхищается греками, напоминая об их роли в становлении римской словесности. Попутно Гораций объясняет принцепсу природу поэтического искусства и психологию стихотворцев. Гораций убежден в высоком, воспитательном назначении поэта.

    Стихи Горация написаны стопами разного размера, слогами разной длительности. Эта особенность греческого и латинских языков не может быть адекватно переведена на русский. Важной чертой поэзии Горация, является «вещественность», своеобразное «предметное» видение мира. В его стихах – явное «засилье» существительных при скудости глаголов. Слово у Горация весомо. Самый стих – упруг, внутренне энергичен. У Горация «ударной» обычно является первая строка. 

    Гораций очень скоро сделался школьным автором. Его произведения много читали, изучали, комментировали. Ему подражали римские сатирики Персии и Ювенал. В Средние века в нем ценили поэта-моралиста, автора «Сатир» и «Посланий». В эпоху Возрождения предпочтение отдавали Горацию-лирику. Его поэзия вдохновляла Петрарку и Ариосто. Взгляды Горация на поэзию нашли отражение в «Поэтическом искусстве» Буало. Особенно часто обращались к Горацию русские поэты. Горацианские мотивы встречаются у Кантемира, Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Тютчева, Майкова и других. 

    30.09.2016, 4634 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.