Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория мировой литературыКельтский эпос: ирландские саги, их циклы. скальды, старшая и младшая Эдды


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Кельтский эпос: ирландские саги, их циклы. скальды, старшая и младшая Эдды

Ирландия, куда проникли римские легионеры, была в античную эпоху глухой периферией кельтского мира, но в Средние века она стала главным очагом кельтской культуры.

Вторжения скандинавских викингов в VIII—X вв. и англо-норманское завоевание в XI в. не имели существенного влияния на самобытную ирландскую культуру. Вплоть до окончательного политического подчинения англичанам (в XVI в.) в Ирландии сохранились существенные черты родо-племенного строя. Мало что изменила и довольно ранняя христианизация Ирландии (в V в.). Среди ирландских монахов было много ревнителей родной старины, которые переписывали и берегли рукописи, содержавшие записи древних ирландских саг*(по-ирландски — scela). Эти саги являются одной из основных частей кельтского культурного наследия.

Ирландские саги — образцы прозаического эпоса со стихотворными вставками (силлабические, большею частью семисложные стихи в форме коротких строф, из четырех строк, попарно связанных рифмою или ассонансами; иногда применяется аллитерация). Прозаическая форма встречается в эпосе некоторых народов (например, в нартских сказаниях на Кавказе), а смешанная (стихотворно-прозаическая) распространена довольно широко.

В ирландских сагах имеется ряд общих мест, традиционных формул (особенно характерны в этом отношении описания внешности и одежды), что указывает на их фольклорные истоки. В описаниях стиль саг богат ретардирующими подробностями, в драматических местах он лапидарен и стремителен. В стихах передаются большей частью речи героев, особенно в момент высокого напряжения (это характерно для смешанной формы в эпосе). В стихах чаще используются параллелизмы, украшающие эпитеты и другие стилистические приемы.

Циклы:

1. Мифологический цикл саг

Это особый цикл, поскольку его саги иногда рассматривают как космогонические мифы кельтов, то есть мифы о создании мира, хотя в данном случае речь не идёт о таких грандиозных историях, как рождение вселенной, вроде вавилонских и скандинавских преданий, а всего-навсего об оформлении теперешнего облика Ирландии и племенах, её заселявших. Мифологический цикл сохранился наименее хорошо изо всех четырёх циклов. Наиболее важными источниками являются «Старина мест» и «Книга захватов». Другие саги цикла — «Сон Энгуса»«Сватовство к Этайн» и «(Вторая) Битва при Маг Туиред», а также одна из наиболее известных ирландских саг «Трагедия детей Лира».

2. Уладский цикл саг

Уладский цикл сложен примерно в начале христианской эры, большая часть действий происходит в областях Ольстер и Коннахт. Этот цикл состоит из ряда героических историй, касающихся жизни Конхобара мак Несса, короля Ольстера, великого героя Кухулина, сына Луга, их друзей, возлюбленных и врагов. Цикл назван по имени уладов, населения северо-восточной части Ирландии, действие историй разворачивается вокруг королевского двора в Эмайн Махе, близ современного города Армаг. Улады тесно связаны с ирландской колонией в Шотландии, часть обучения Кухулина происходит именно там.

Цикл состоит из историй рождений, детства и обучения, ухаживаний, битв, пиров и смертей героев и изображает военное общество, в котором война представляет собой последовательность одиночных стычек, а богатство измеряется в основном в количестве скота. Эти истории написаны, как правило, в прозе. Центральное произведение цикла — Угон быка из Куалнге. Другие важные тексты Уладского цикла — Трагическая смерть единственного сына АйфеПир Брикрена и Разрушение Дома Да Дерга. Известной частью этого цикла является Изгнание сыновей Уснеха, более известное как трагедия Дейрдре и источник пьес Джона Синга, Уильяма Йейтса и Винсента Вудса.

В некоторых отношениях этот цикл близок к мифологическому. Некоторые из персонажей мифологического возникают в уладском, в том же виде изменившей форму магии. Хотя некоторых персонажей, таких, как Медб или Ку Рои, мы можем подозревать в том, что они были когда-то божествами, а Кухулин часто выказывает сверхчеловеческое совершенство, персонажи смертны и внедрены в определённое время и место. Если мифологический цикл соответствует Золотому Веку, то уладский — Веку Героев.

3. Цикл Финна, или Оссиана

Эти саги так же рассказывают о героях, но если в сагах уладского цикла герои преимущественно одиночки, то этот цикл саг посвящён товариществу воинов и их удовольствию от пребывания в «избранном обществе прекрасных молодых воинов». Центральная сага в этой группе историй — «Преследование Диармайда и Грайне», посвящённая любви и трагической гибели влюблённых. Возможно, подобная смена настроений в сагах связана с тем, что расцвет цикла совпадает по времени с распространением в Европе куртуазной поэзии трубадуров и труверов, а также романов артуровского типа.

4. Королевский или исторический цикл

Саги последнего, королевского, цикла повествуют не столько о королях, сколько о королевстве как идее, о династиях разных областей Ирландии, смене королевских домов и их судьбах. К этому циклу относятся истории о таких королях как Конайре Великий, Конн Ста Битв, Кормак Мак Арт, Ниалл Девять Заложников или Домнал Мак Аэд.

Памятники

Три рода памятников: песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

Второй вид – поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль – наездник бури, воин – копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии.

Третий род – саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная – «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера – так называемые, лживые саги.

1. Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

Песни о богах и о героях – 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира. Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников.

Старшая Эдда

Песни о богах

  1. 1.прорицание вельвы - это история мира от его сотворения и золотого века до его грядущей гибели и второго рождения.
  2. 2. речи высокого - Большая ее часть — поучения в житейской мудрости. Но в ней есть и рассказы Одина о том, как его обманула какая-то женщина, как он добыл мед поэзии и как он принес самого себя в жертву, повесившись на мировом древе, чтобы обрести знание рун.
  3. 3. речи Вафтруднира
  4. 4. Речи Гримнира
  5. 5.Перебранка Локки и др.

Песни о героях

  1. 1. Песнь о Вёлунде
  2. 2. Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда
  3. 3. О смерти Сигурда и др

 

 Младшая Эдда

  1. 1.Пролог
  2. 2.Видение Гюльви
  3. 3. Язык поэзии

 

2. Скальдическое стихосложение уже вполне сложилось в ту эпоху, к которой относятся древнейшие памятники поэзии скальдов. Поэтому проследить, как оно возникло, невозможно. Всего вероятнее, однако, что скальдический стих развился из эддического в результате усложнения последнего, а не в результате какого-то внешнего влияния. Основа и того и другого стиха — аллитерация. Все элементы скальдического стиха есть и в эддическом. Однако в то время как эддический стих — это форма максимально простая и свободная, скальдический стих — форма максимально строгая и тесная. Всего вероятнее поэтому, что скальдическое стихосложение — это одно из проявлений той гипертрофии формы, которая характерна для скальдической поэзии вообще.

В отличие от эддического стихосложения в скальдическом аллитерация более строго регламентирована; строго регламентированы внутренние рифмы (в эддическом стихе они встречаются только спорадически), количество слогов в строке (в эддическом стихе оно совсем не регламентировано), количество строк в строфе (в эддическом стихе оно не строго регламентировано).

Основной жанр скальдической поэзии — это хвалебная песнь. В продолжение трех с половиной веков, с середины X в. и до конца XIII в., исландцы поставляли правителям Норвегии, а иногда и других скандинавских стран и даже Англии хвалебные песни. Их сохранилось множество (но обычно не полностью). 

Основная форма скальдической хвалебной песни — это драпа. В средней части драпы всегда было несколько вставных предложений (так называемый «стев», т. е. припев), которые делили эту среднюю часть на несколько отрезков. Этимологически название «драпа», по-видимому, и значит «песнь, разбитая припевами на части» (drápa от drepa «разбивать»). Стев мог быть различной формы, он мог быть совсем не связан с основным содержанием драпы. Наличие стева — это единственное, что отличает драпу от так называемого «флокка», т. е. хвалебной песни, состоящей из ряда строф, не разбитых стевом. Драпа считалась более пышной и торжественной формой, чем флокк.

3.Самые своеобразные и самые знаменитые из исландских саг – это те, в которых рассказывается о событиях первого века после заселения Исландии, т. е. "саги об исландцах", или "родовые саги".

Стиль "родовых саг" определялся как "чистая", "безусловная" или "абсолютная" проза. Для него характерно прежде всего отсутствие каких бы то ни было украшений или фигур, даже эпитетов, не говоря уже о метафорах. Таким образом, для стиля "родовых саг" характерно минимальное отклонение от языка живой речи. В этом прозаизме, несомненно, есть известное сходство с тем отказом от риторики и фигуральности, который с возникновением реалистического романа стал характерной чертой реалистической литературы вообще. преобладание синтаксических структур, максимально простых по построению и элементарно между собой связанных, невыдержанность синтаксической связи, беспорядочное чередование прошедшего времени с настоящим и прямой речи с косвенной, преобладание самых простых, элементарных слов и в то же время большая идиоматичность выражения, обилие стереотипных выражений, указательных и личных местоимений и наречий места и времени, повторения одного и того же слова в том же предложении и т. д. – это особенности, характерные для естественной и живой речи вообще, и в частности для устного повествования.

Но прозаизм стиля "родовых саг" – это, конечно, следствие и того, что они продукт неосознанного авторства. В произведении, представляющем собой синкретическую правду, авторская активность направлялась, естественно, не столько на содержание или передаваемые факты сами по себе, сколько на форму, т. е. на то, как рассказывалось об этих фактах, на их драматизацию и конкретизацию в сценах и диалогах и т. п. Но поскольку эта авторская активность была неосознанной, то форма оставалась неосознанной, а следовательно, и не отграниченной от содержания. Прозаизм "родовых саг" и есть эта неотграниченность формы от содержания, минимальная самостоятельность формы, минимальная стилизация. Отсюда, однако, отнюдь не следует, что в стиле "родовых саг" нет искусства. Напротив, в нем есть то высокое искусство, которое возможно только при неосознанном авторстве и суть которого в том и заключается, что оно незаметно. Таким образом, если прозаизм стиля реалистической литературы нового времени – это форма, осознанная на фоне противоположной ей формы, то прозаизм "родовых саг" – это форма, не осознававшаяся как таковая и не отграниченная от содержания.

593
16.11.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.