AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса. Дон Кихот. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/ispanskoe-vozrozhdenie-tvorchestvo-servantesa-don-kixot/ (дата обращения: 19.04.2024)

Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса. Дон Кихот

Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса. Дон Кихот

Содержание

    Возрождение в Испании и Португалии относится к 16 в. В это время Испания - очень могущественное и обширное государство. Но у испанского могущества было шаткое основание, экономика не создавалась. Филиппу II пришлось дважды объявлять банкротство государства. В Испании в то время самой яркой была инквизиция ( приобрела наибольшие размеры). В начале 16 в. Испания из небольшого государства превратилась в мировую державу, появились новые темы, связанные с жизнью в Америке, Индии. Португалия была тесно связана с Испанией. С 1580-1640 - Португалия подвластна Испании.

    Португальская поэзия

    Луис Де Камоэнс (1524-1580) - учился в университете + занимался самообразованием. Влюбился в даму, стоявшую намного выше его по положению. В 1546 - покинул двор и отправился в Марокко, где в одном из сражений теряет правый глаз, возвращается , замешен в драке, уезжает в Индию, много путешествует, встречает свою любовь. Умер поэт в 1580 - когда Португалия перешла под власть Испании. Будучи в странствии, он работал над сборником « Парнас» , но он был утрачен. Камоэнс хорошо знал произведения античных и итальянских авторов. Прежде всего, он - автор сонетов, певец возвышенной идеальной любви. Такая любовь - способ перевоплощения идеальной красоты. Но мир Камоэнса более тревожен, наполнен трагизмом, скорбной мыслью.

    «Лузиады» - крупнейшая эпопея, восходит к Лузу. На Камоэнса безусловно, оказала влияние «Божественная комедия». Источники его повествования - вся история Португалии. В поэме есть выдержанные в духе Вергилия вступления. Сам поэт не остаётся безучастным к тому, что описывает, активно излагает свою точку зрения. Его поэзия имеет широкий мифологический план. Вольтер много писал о «Лузиаде».

    Театр Испании к 16 в - в Испании новая Ренессансная система драматургии. Хуан Дель Инсина ( 1469- 1529)- его пьесы очень небольшие по объёму, очень несложные по содержанию. Он сам называл свои пьесы «Эклоганы». Написаны они на саячесе (диалект испанского языка, это диалект театра), на русский язык они не переведены.

    Бартоломе де Торрес (кон. 15 в. — ок. 1531). «Пропалладия»- в 1-ом сборнике рассуждает об особенностях драматургического акта. От старого испанского театра дошло около 30000 пьес.

    Мигель де Сервантес Сааведра  (1574 —1616) - всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Дон Кихот» .

    1615 год - 8 комедий и 8 интермедий новых и никогда не представленных. (Новеллы «Галатея»). «Назидательные новеллы»- самые важные (1613 г.) Муза Сервантеса отличается целомудрием, а изображаемые любовные дела очень приличны. Новеллы Сервантеса разнообразны, но преобладает возвышенный, хоть иногда и ироничный стиль.

    Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.

    С 1598 до 1603 годов нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нисколько не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».

    Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».

    «Дон Кихот» Сервантеса

    Роман «Дон Кихот» - вершина творчества Сервантеса и итог развития ренессансной прозы Испании.

    Сервантес использовал устоявшиеся образы и формы рыцарского и пасторального романа, но  вложил иное содержание, он произвел революцию в представлениях о рыцарях. Мелкопоместное дворянство еще продолжало цепляться за идеальные образы «Амадисов». Так поддерживалась вера в возможность возврата былой мощи и влияния. Но с крушением феодальных отношений,  с обнищанием идальго иссякли идеи, которые питали дух гордого испанского идальго.  Сервантес, подчеркивая  отрицательное в современном дворянстве  выдвигает  человека, сочетающего в себе романтику и героику средневекового эпоса, искаженные и извращенные в рыцарских книгах XV—XVI вв., и  освободительные идеи Ренессанса.

     «Дон Кихот» сначала развертывается как пародия на рыцарский роман. Сервантес заявлял, что стремился «внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям». Так он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось ими и находило в них  поэтическое выражение. Сервантес подсмеивается также над претенциозным стилем рыцарских романов.

    Алонсо Кехано назвал себя громким именем Дон Кихота Ламанчского, облекся в рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений. Вскоре появился у него оруженосец, мирный землепашец Санчо Панса. Нелепы и часто смехотворны «подвиги» Дон Кихота: постоялый двор представляется ему замком, купцы – странствующими рыцарями, ветряные мельницы – многорукими великанами и т.д.

    Поначалу роман Сервантеса почти не выходит за пределы литературной пародии. Но постепенно Дон Кихот перестает быть только комической фигурой. Дон Кихот проявляется не только как поэт, он, при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По мере развития романа фигура Дон Кихота приобретает все более патетический характер. Его безумие все чаще оборачивается мудростью.  Дон Кихот рассуждает так, как рассуждали гуманисты эпохи Возрождения. Мудрость Дон Кихота  не была церковной. Он мечтал не о небесном, а о земном счастье человечества и всегда готов был дать добрый совет тому, кто испытывал в нем нужду. Однако Сервантес непрерывно ставит Дон Кихота в нелепые смешные положения, ведь прекраснодушие Дон Кихота бессильно что-либо изменить в мире, в котором воцарились эгоизм и стяжательство. Роман завершается торжеством здравого смысла. Перед смертью Дон Кихот отрекается от рыцарских романов и всех своих былых сумасбродств.

    Дон Кихот не одинок. У него верный спутник Санчо Панса– удивительно колоритная фигура.В нем сочетаются простодушие и  лукавство,  наивное легковерие и практический взгляд на вещи. Рыцарские идеалы чужды ему, стадо баранов для него просто стадо баранов, а не войско великого императора и т.д. Он любит всласть поесть, попить, поспать. Он искренне радуется, когда в кармане у него звенят червонцы или когда он может уехать, не заплатив алчному трактирщику. Когда удары фортуны нагоняют на него уныние, он начинает тосковать по тихой сельской жизни.

    Образ Санчо Пансы уже встечался в средневек. литературе. Во франц.героическом эпосе - комический тип оруженосца-весельчака, болтуна и обжоры. Сервантес превратил эту незначительную гротескную фигуру в сложный реалистический образ, отражающий существенный стороны испанской жизни того времени и очень важный для общего замысла романа.

    На первый взгляд,  нет людей более различных, чем Д.Кихот и Санчо П. Но они  неразлучны, любили и уважали друг друга, хотя подчас спорили. Санчо также присущи черты своеобразного донкихотства. Но главное, что внутренне роднит героев романа  их большая человечность и присущее им чувство социальной справедливости.

    Дон Кихот возводит на недосягаемый пьедестал крестьянку Альдонсу, Так, в образе Дульсинеи С. использует любовную символику рыцарства.Это, с одной стороны, подчеркивает  лживость отношений к женщине в современном ему обществе, с другой — противопоставляет им идеал верности и крепости любви, независимо от социального положения и  нравов средневековья. Более того. Наряду с Дульсинеей в романе выступают реальные женщины, из которых каждая по-своему осуществляет идеал дон Кихота: каждая полна собственного достоинства, требует своей доли счастья,  сама добивается этого счастья (напр. Марсела, героиня новеллы о Марселе и Крисостомо)

    Дон Кихот вступает в борьбу с целым миром, чтобы уничтожить все зло, на котором зиждется современный социальный порядок.  Не поняв новых условий, дон Кихот терпит поражение, но и в своем поражении он продолжает оставаться носителем благородой идеи.

    Проблематика романа отражается вего композиции.

    В первой части Дон Кихот находится в центре всех событий, совершающихся вокруг него, независимо от степени активного участия в них. Даже если речь идет о персонажах вставных эпизодов и новелл, с которыми он вступает в прямые или косвенные отношения.   Фон  этих событий - широкие равнины  Ламанча, горы, дикие ущелья, стада коз, овец и баранов, охраняемых пастухами.Это придает эпичность повествованию. 

    Совсем иначе окрашена вторая часть романа.   Естественная обстановка  действий и подвигов дон Кихота заменяется обстановкой искусственной.  Исчезают и эпические элементы: все реже  становятся встречи дон Кихота в условиях, создающих естественный фон для его подвигов.События переходят из плебейских низов в высшие слои общества. Исчезают вставные новеллы, игравшие важную организующую  роль и раскрывавшие высокую идейность дон Кихота. Внимание переносится на Санчо-Пансу. Провокация в герцогском замке, появление и победа рыцаря Белой луны, провокация в Барселоне, —  превращают дон Кихота в игрушку невидимых сил, вынуждают к поступкам, диктуемым чужой, а не его собственной волей.

    Гуманистические мотивы романа развивают также вставные новеллы. Хотя все они посвящены любви, они довольно разнообразны по своему характеру. Они развивают гуманистические мотивы романа,  расширяют его художественный диапазон.

    Сервантесу удалось создать поистине грандиозное произведение. Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности, исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.

    26.01.2017, 10220 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.