AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Древнегреческая лирика VII – VI вв.. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/drevnegrecheskaya-lirika-vii-vi-vv/ (дата обращения: 27.11.2020)

Древнегреческая лирика VII – VI вв.

Древнегреческая лирика VII – VI вв.

Содержание

    Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю.

    Судопроизводство – идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.

    Эпос уходил в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Лосев: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике гибнет гармония родового мира, и возникает дифференцированный нравственный мир». Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон – «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорийский лад, страсть олицетворяет фригийский лад, лидийский лад – скорбный лад». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Философ Пифагор утверждал, что весь мир построен на музыке.

    Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века греки всю поэзию называли – мелика (от «мелос» - мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямб.

    Элегия происходит от слова «элегос» - значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику. В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни. Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Привычная нам элегия появится только в Риме.

    Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец – аристократ, мать – рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь – описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отмстить, сочиняет такие ямбы, такие эпитеты, что даже появляется легенда, что он покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.

    Архилох – поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах.

    До нас дошла двадцать одна строчка из Калина. Тиртей – второй создатель военных элегий. Он спартанец. Пел патриотические элегии во время войны. Главная тема этих элегий – старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него – дрогнувший в бою. Высшее счастье – смерть за родину. Дрогнувший – позор для всего рода. Идейная направленность – гражданское мужество. Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса. Искусство очень просто. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.

    Афинский поэт Солон Афинский. Был причислен к семи мудрецам. 638-558 гг. до н.э. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свою земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Гесиод не терпел чужого мнения, а Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления. Известна также история с Крезом.

    Феогнид – жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать – хорошо, демос – плохо.  Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

    - Мелика монодийная и хоровая.

    Лирическая поэзия существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI – VII вв. там классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона. К власти приходит Миртил, земледелец. Когда он умер, Алкей сочиняет двустишье. На смену пришел Питтак. Алкей весь отдается борьбе. Главным наследием являются песни мятежа, борьбы. Продолжает тему Феогнида, тема корабля-государства. До 50-ых годов XX века было известно только начало и конец, но потом нашли середину. Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо. Реальная Сапфо родилась около 600 г. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи».

    Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта.  Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается  у него под пером.

    Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса – дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог. Аполлону и Артемиде посвящены пеаны. Парфении или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки. Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр. Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».

    31.10.2020, 83 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.