AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Английская литература XIV века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/anglijskaya-literatura-xiv-veka/ (дата обращения: 24.04.2024)

Английская литература XIV века

Английская литература XIV века

Содержание

    XIV в. - период больших изменений в жизни Англии. В это время происходит процесс формирования английской нации и ее языка. В истории литературы - это век Ленгленда и Чосера.

    Ленгленд всецело связан с культурой средневековья; Чосер - последний поэт средних веков и предвестник эпохи Возрождения.

    Оба поэта были свидетелями больших соц потрясений и бедствий в жизни их родины; особенно значительными из них были Столетняя война с Францией (1337-1453), эпидемии чумы, и крестьянское восстание 1381 г.

    В XIV в. система феодализма начинает расшатываться. Развивались города и росло население, расширялись сферы торговли, менялся облик деревни, усиливался крепостной гнет. Настроения недовольства вылились в крестьянские восстания. Вспыхнув в 1381 г, они быстро распространились по стране.

    Вдохновленные проповедями Джона Болла, возглавляемые ремесленником Уотом Тайлером, крестьяне требовали уничтожения привилегий феодалов, уравнения всех сословий.

    Вторая половина XIV в. проходит под знаком борьбы против римско-католической церкви; жители городов и деревень требовали провести церковной реформу.

    Деятельность Джона Уиклифа и его последователей была связана с обличением римско-католической церкви. Уиклиф выступал против ряда религиозных догматов, осуждал порочность католического духовенства.  Он утверждал право каждого самостоятельно толковать Библию. Его перевод Библии с латинского на англ яз получил широкое распространение и имел важное значение для развития английского литературного языка.

    Уильям Ленгленд в своем «Видении о Петре Пахаре» выразил настроение народных масс в годы, предшествующие крестьянскому восстанию 1381 г.

    Откликом на это же восстание, но с антинародных позиций, явилась поэма Джона Гауэра «Глас вопиющего».

    Английская литература обогащается и в идейном, и в жанровом отношении.  Крупнейшие писатели XIV в. - Ленгленд, Гауэр, Чосер, разрабатывая средневековые сюжеты, насыщают их современным содержанием.

    В большей степени обнаруживаются связи английской литературы с культурой европейских стран, особенно Франции и Италии.

    Принципиально важное значение имел процесс утверждения национального английского языка. Если современник Чосера Джон Гауэр был поэтом трехъязычным и создал свои произведения на французском, латинском и английском яз, то величайшее значение деятельности Чосера заключалось в утверждении единого английского литературного языка, в основу которого был положен лондонский диалект.

    Поэма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» вдохновляла писателей и общественных деятелей в период Реформации и в годы английской буржуазной революции XVII в.  Следы ее влияния обнаруживаются в «Потерянном рае» Мильтона; с поэмой Ленгленда перекликается роман Джона Беньяна «Путь паломника».

    Большой популярностью в XV и XVI вв. пользовалось творчество Джона Гауэра. Его поэма «Исповедь влюбленного» стала источником, к которой в поисках сюжетов обращались многие писатели.

    Что касается творчества Чосера, то его роль в развитии последующей английской литературы особенно велика.  Из произведений Чосера заимствовали сюжеты Шекспир и его современники; под влиянием Чосера Спенсер создал строфу «Королевы фей»; Чосером увлекались Мильтон, Байрон и Ките, У. Моррис.

    Уильям Ленгленд (ок. 1330 - ок. 1400)

    Уильям Ленгленд известен как автор поэмы «Видение о Петре Пахаре» - крупнейш памятника моральной поэзии XIV в.  Она написана на среднеанглийском языке аллитерационным стихом.

    Произведение Ленгленда связано с обществен движением его времени; оно ставит насущные проблемы социального и этического характера, отражает страдания, надежды английского крестьянства. Именно поэтому «Видение о Петре Пахаре» было столь популярно в народной среде.

    Об авторе поэмы известно немногое. Крестьянин по происхождению, он получил церковное образование, жил в бедности. Ленгленд обличал современные ему общественные порядки и выступил как проповедник нового уклада жизни.

    Поэма Ленгленда принадлежит к жанру «видений». Действительность в «видениях» представала в форме сна. Автор воплощает свои представления о правде, справедливости, совести, о зле и мудрости в образах живых людей.  Ее центр герой - Петр Пахарь, искатель правды и справедливости. Петр Пахарь - человек-труженик.

    Поэма состоит из 2 частей и включает 11 «видений». В первой части рассказывается о паломничестве людей в поисках Правды, во второй выступают персонажи, каждый из которых повествует о своей жизни.

    В «Прологе» автор рассказывает о привидевшемся ему однажды сне.  Майским днем он «пошел бродить по широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Устав от ходьбы, он прилег отдохнуть на склоне холма и увидел сон: «Прекрасное поле, полное народа». Здесь были люди бедные и богатые, работающие и странствующие. С одной стороны поля возвышалась искусно построенная башня, а в глубокой долине виднелась мрачная тюрьма.

    Нарисованная картина - аллегория жизни. «Поле, полное народа» - человечество; возвышающаяся над полем башня - обитель Правды, мрачная тюрьма - обиталище зла.

    На поле собрались люди, представляющие все слои общества: здесь и пахари, и купцы, и рыцари, и священники. Говоря о каждом из них, поэт находит меткие слова, яркие и точные сравнения.

    В первом «видении» речь идет о прекрасной женщине, одетой в простые одежды. Это - Святая церковь; она вступает в беседу с поэтом и говорит ему о том, что самым ценным сокровищем на земле является Правда.  Помощники Правды - Любовь и Совесть. Соперницами и врагами этих светлых сил выступают в поэме Ложь, Лесть, Коварство и Мзда.

    Мзда появляется во втором видении, наряженная в меха. Она способна пленить всякого, кто ее увидит. Далее следует описание свадьбы Мзды и Обмана.

    Однако их свадьба не состоялась. Против нее выступает Теология, и король предлагает Мзде выйти замуж за рыцаря Совесть, который возражает против этого.

    Появляется еще целый ряд аллегорических фигур - Мир, Мудрость, Разум, Неправда.

    Сцене исповеди семи смертных грехов: Гордости, Невоздержанности, Зависти, Гнева, Жадности, Чревоугодия и Лености. Каждая из этих фигур олицетворяет определенный порок и является перед читателем в образе живого человека, облик которого очерчен ярко и убедительно. Вот, например, Зависть - бледная, словно разбитая параличом, со впалыми щеками и раздувшимся от гнева телом, кусающая губы и сжимающая кулаки.

    Объединяющим эпизодом поэмы служит эпизод, посвященный поискам Правды.  На поиски Правды по призыву Разума устремляются люди, собравшиеся на поле. Но пути к ней они не знают, и никто не может указать его им, кроме простого землепашца Петра Пахаря.

    Совесть и Здравый смысл открыли ему дорогу к жилищу Правды. В поэме раскрывается мудрая в своей простоте мысль: лишь тот, кто трудится, знает верный путь в жизни.

    Аллегорическая условность в поэме Ленгленда, как и во многих других произведениях средневекового искусства на поздней стадии его развития, воплощена в поражающих своей реальностью образах.  Отвлеченные понятия преломляются в жизненно правдивых, вполне конкретных чертах. Символика образа не только не исключает наглядности, но органически сливается с ней.

    В своем исследовании «Видение о Петре Пахаре» академик М.П.Алексеев связывает эти особенности метода Ленгленда со средневековым способом мышления. Специфика мышления человека средневековья - в «потребности приписывать всякой абстрактной идее предметное бытие».

    07.11.2016, 4589 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.