AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Амвросий Медиоланский . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/amvrosij-mediolanskij/ (дата обращения: 20.04.2024)

Амвросий Медиоланский

Амвросий Медиоланский

Содержание

    Амвросий Медиоланский ( ок. 340, Августа-Треверорум, Белгика, Римская империя — 4 апреля 397, Медиоланум, Италия, Западная Римская империя) — миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырёх великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил блаженного Августина. Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и церкви. Его мистические гимны не чужды неоплатонизму плотиновского извода. Почитается как святой и западными, и восточными церквями, его почитание началось задолго до Великой схизмы.

    Один из Отцов Западной Церкви и христианский писатель Амвросий Медиоланский прожил не слишком долгую, но насыщенную событиями и весьма деятельную жизнь. Он происходил из знатного рода. Отец его был префектом Галлии, которая объединяла тогда, помимо Галлии, еще Испанию и Британию. Главная резиденция его находилась в Трире, где, по- видимому, и родился Амвросий. Отец рано умер, и семья переехала в Рим. Там Амвросий получил обычное для его времени и социального положения образование, подготавливающее его к государственной карьере. Это был непременный тривиум: грамматика, юриспруденция и риторика. В программу образования входило чтение языческих авторов, греческих и латинских, из которых самым любимым у Амвросия был, по-видимому, Вергилий. Свою служебную карьеру Амвросий начал с адвокатской деятельности. Знатность происхождения и его способности содействовать тому, что уже в 30 лет (в 370 г.) он становится правителем Лигурии и Эмилии, с резиденцией в городе Медиолане (Милане), а через четыре года (в 374 г.) — епископом. Приняв сан епископа, он углубляется в изучение богословской литературы и Священного Писания. Его богословские сочинения показывают, что он многим обязан Оригену, Дидиму, Слепцу и Василию Великому.

    Церковная деятельность Амвросия относится к тому периоду истории Рима, когда христианство, став государственной религией, уже не только пользовалось поддержкой государственной власти, но и само начинало оказывать влияние на государственную политику, отстаивая в то же время свою автономию в государстве. Амвросий был как раз таким церковным деятелем. Отвергая притязания светской власти, он сам влиял на политику правивших в его время императоров. С ним считался даже Феодосии Великий, которого Амвросий принудил к церковному покаянию за кровавую расправу над восставшими в Фессалониках. Внутри Церкви Амвросий вел борьбу с арианами, партия которых, несмотря на то, что Никейский собор (в 325 г.) признал учение Ария ересью, имела много сторонников.

    Решающую роль сыграл Амвросий и в деле об алтаре Победы. Жертвенник с золотой статуей богини Победы, находящийся в курии сената, стал в IV в. яблоком раздора между язычниками и христианами, а отношение к нему императоров — показателем их религиозной политики. Константин Великий не трогал статуи, Констанций ее из сената удалил, Юлиан Отступник восстановил, Валентин I не трогал, а Грациан, по совету Амвросия, удалил опять. Партия язычников, которую возглавлял Симмах, дважды (в 382 и 385 гг.) обращалась к императорам Грациану и Валентиниану II с просьбой восстановить статую. Симмах отстаивал свободу вероисповедания и предлагал рассматривать статую как реликвию славного прошлого, как символ веры, связанной с судьбой Рима, Амвросий же, пункт за пунктом отвечая на прошение Симмаха, говорит об упадке Рима, который не смогли предотвратить языческие идолы, критикует языческие обряды и прославляет христианство как более высокую ступень развития человеческого разума и верований. Четырнадцатилетний Валентиниан II по совету Амвросия отверг петицию язычников.

    Амвросий был плодовитым писателем. Все его многочисленные произведения можно разделить на несколько категорий:

    1.  произведения, посвященные разъяснению церковных догм (трактаты "О вере*, "О святом духе" и т.п.);
    2.  произведения, содержащие толкование Священного Писания, вроде "Шестоднева* или трактата "О рае";
    3.  произведения, разбирающие вопросы церковной и вообще христианской этики;

    Основным среди этого рода произведений надо считать трактат "Об обязанностях священнослужителей". В нем Амвросий сознательно перенимает форму трактата Цицерона "Об обязанностях", отдает должное Цицерону и его источнику — Панэтию, но решает все нравственные вопросы по-новому, исходя из христианских верований. Он сопоставляет мораль христианскую с моралью языческой философии, стараясь доказать превосходство первой. Красноречие Амвросия проявилось, главным образом, в трех надгробных речах: на смерть брата Сатира, на смерть Валентиниана II и на смерть Феодосия Великого. Эти три речи представляют собой самые ранние образцы речей этого типа в христианской литературе.

    Любопытны многочисленные письма Амвросия; некоторые из них имеют исторический интерес (например, письмо к Феодосию о кровопролитии в Фессалониках или два письма об алтаре Победы). Амвросий, кроме того, автор нескольких церковных гимнов. Язык его, по мнению знатоков, содержит уже значительные отклонения от классического.

    Наиболее известные труды св. Амвросия:

    • «О таинствах» («De sacramentis»)
    • «О православной вере» («De fide orthodoxa»)
    • «О Св. Духе» («De Spiritu Sancto»)
    • «Шестоднев» («Hexaemeron»)

    Перу св. Амвросия приписывается от 12 до 18 поэтико-музыкальных гимнов, дошедших до наших дней. Четыре из них («Aeterne rerum conditor», «Deus creator omnium», «Jam surgit hora tertia», «Veni redemptor gentium») ему приписывал уже Августин. Наиболее известен гимн «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»), в отношении которого авторство Св. Амвросия оспаривается.

    Амвросий также был автором 42 гекзаметров на подписях к фрескам Амвросианской базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.

    Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили св. Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение.

    С именем св. Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от латинского, амвросианского литургического обряда и особой традиции певческого обихода, известного в музыкальной науке как «амвросианское пение» (григорианский хорал). Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии.

    Вечерняя песнь


    Господь, создатель сущего,
    Зиждитель звезд, сменяющий
    Полудня светлость ясную
    Полночной тихой дремою,


    Дабы тела усталые
    Вернуть к трудам окрепшими,
    Унять ума терзание,
    Унять печаль дрожащую!


    За день сей, ныне гаснущий,
    За ночь, в наш мир грядущую,
    Пылая благодарностью,
    Поем мы песнь уставную.


    Тебе молитва теплая,
    Тебе напевы звучные,
    К Тебе любовь безгрешная
    И ум стремится бодрственный,


    Дабы, когда глубокая
    Поглотит мгла сияние,
    Не гасла вера бодрая,
    И ночь сияла верою.


    Не дай забыться совести,
    Грех учит нас забвению;
    Для чистых верой строгою
    Дремота растворяется.


    Совлекшись блудных помыслов,
    Тобой да грезит сердца глубь,
    И враг лукавый кознями
    Не возмутит спокойствия.


    Отцу и Сыну молимся,
    Христову Духу Отчему —
    Единство всевладычному:
    Помилуй верных, Троица!


    Источник: ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  IV-VII ВЕКОВ. Москва, Наследие, 1998. Ответственные редакторы:  С.С.Аверинцев и М.Л.Гаспаров.

    12.05.2017, 1263 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.