AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Альдхельм (639 — 709), жизнь и творчество. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//140/aldxelm-639-709-zhizn-i-tvorchestvo/ (дата обращения: 25.04.2024)

Альдхельм (639 — 709), жизнь и творчество

Альдхельм (639 — 709), жизнь и творчество

Содержание

    Альдхельм — (Aldhelm, Ealdhelm; 639 — 25 мая 709), английский церковный деятель и латинский писатель.

    Являлся аббатом Мальмсберийского монастыря в Англии, позже занял пост епископа Шерборнского. При нём построены храмы в Малмсбери, Брутоне и Уархеме, монастыри во Фроуме и Брадфорде.

    Альдхельм — автор многих сочинений на латыни, его главный труд — письма к «Ацирцию» (то есть к королю Нортумбрии Элдфриту), содержащие сочинённые им латинские загадки (Aenigmata).

    Альдхельм был первым латинским поэтом англосаксонского происхождения. Потомок знатного рода, он начал свое образование под руководством ирландского наставника Майлдуба, а закончил его под руководством африканца Адриана, начальника кентерберийской школы, основанной присланным из Рима архиепископом Теодором. И Теодор, и Адриан знали греческий язык (Теодор сам был грек и учился в Афинах); Альдхельм перенял от них эти знания и даже, по его словам, читал некоторые книги Библии по-еврейски. Эта образованность, редчайшая в пору "темных веков", доставила Альдхельму громкую славу: Этель- вальд, будущий король Мерсии, воспевал его в латинских стихах, а Беда Досточтимый посвятил ему панегирик в своей "Истории". Родился Альдхельм около 650 г., был монахом в Мальмсбери, после поездки в Рим в 690 г. стал аббатом этого монастыря, в 705 г. сделался епископом в Шерборне и умер в этом сане в 709 г.

    Наиболее любопытное произведение Альдхельма — сто "Загадок" в стихах, расположенных в последовательности объема: четверостишия, потом пятистишия, шестистишия и т.д.; самая длинная загадка насчитывает 83 стиха. Их сопровождало посвящение с акростихом и телестихом: "В тысяче строчек сложил Альдхельм сие сочиненье". Образцом для Альдхельма были "Загадки Симфосия" — сто загадок-трехстиший, сочиненные в Африке в V—VI вв. и получившие широкую популярность в варварской Европе; еще до Альдхельма им подражал неизвестный ирландский поэт в так называемых "Бернских загадках" (начало VII в.), также известных Альдхельму и использованных им. Предметы загадок Альдхельма — главным образом, животные, травы, камни, звезды, небесные явления, утварь, оружие и т.п.; последняя загадка посвящена отвлеченному понятию "тварь". Стиль загадок, в соответствии с жанром, вычурен и темен, в нем всюду чувствуются следы ирландской выучки с ее стремлением к непонятности и сложности. Как источник естественнонаучных сведений Альдхельму служат сочинения Исидора Севильского; часты библейские мотивы (в таких темах, как яблоко, змея, голубь и пр.). Загадки Альдхельма пользовались большой известностью и, в свою очередь, вызвали ряд подражаний (Татуина, кентерберийского архиепископа; Хветбрехта, друга Беды Досточтимого). Секрет англосаксонской моды на загадки, по-видимому, лежит в том, что они напоминали читателю формы и мотивы его родного фольклора: вспомним широкую распространенность загадки-"кеннинга" как стилистического приема в скандинавской поэзии.

    Кроме "Загадок", Альдхельму принадлежит огромное сочинение "Похвала девственности" с параллельным прозаическим и стихотворным текстом (по образцу "Пасхального стихотворения" Седулия), посвященное аббатиссе Максиме,— стиль его еще более высокопарен и темен, чем в "Загадках". Стих Альдхельма отличается редкой для его времени правильностью; в нем много реминисценций из Вергилия и Седулия, есть следы хорошего знакомства с Овидием, Горацием, Теренцием, Персием, Юве- налом, Луканом, Ювенком и более поздними поэтами: слава учености была Альдхельмом заслужена. (Это не мешает ему в "Загадках" путать слова camelus — "верблюд" и Camillus — имя римского полководца Камилла). Альдхельм сочинил также много надписей для церковных зданий и предметов обихода, и несколько гимнов ритмическим стихом.

    Загадки

    I. Земля

    Общей кормилицей всех, кто на свете живет, повсеместно
    Я называюсь, и впрямь никакие бесстыдные дети
    Так не терзают сосцов материнских, как грудь мою зубом.
    Пышно я летом цвету, зимою холодною мерзну.

    II. Ветер

    Видеть меня никому и руками схватить невозможно,
    Резкий голоса звук разношу я сейчас же далеко,
    Грохотом страшным гремя, дубы сокрушать я способен,
    Ибо я весь небосвод и все на земле потрясаю.

    III. Облако

    вет изменяя, бегу, покидаю и небо и землю,
    и в небесах постоянного нет, ни на суше мне места.
    Нет никого, кто бы так терпел постоянно изгнанье,
    Но зеленеет весь мир, орошенный дождем моих капель.

    IV. Природа

    Существовать без меня ничто, поверь мне, не может,
    Но и обличье мое и лицо навеки сокрыто.
    Кто же не знает, что мной руководится все мирозданье,
    Весь небосвод, и движенья луны, и сияние солнца?

    V. Радуга

    Дочкой Тавмантовой я считаюсь по древним сказаньям,
    Но я открою сама, откуда на деле я родом:
    Солнца румяный приплод, рождена дождевою я тучей,
    Но, хоть и весь небосвод озарю, не вздымаюсь ко звездам.

    VII. Судьба

    Некогда пел поэт, своим красноречием славный:
    иБросимся вместе туда, куда Бог и Фортуна прикажет!"
    Древние люди меня госпожой называли напрасно,
    Ибо всем миром один управляет Христос милосердный.

    XXI. Напильник

    Тело в морщинах мое, и все оно бурой покрыто
    Ржавчиной, ибо я тру шершавый металл заскорузлый.
    Золото также лощить мне привычно и мрамора глыбы,
    Будучи тверже всего, я ровняю любую поверхность.
    Голоса нет у меня, и я лязгаю с визгом и скрипом.

    XXII. Соловей

    Разнообразно звучит, заливаясь, мой голос певучий,
    И никогда не издаст мой клюв хрипящего звука,
    вет мой невзрачен, но песнь отнюдь моя не презренна.
    неустанно пою, судьбы не пугаясь грядущей:
    Пусть меня гонит зима, но ведь летом опять прилечу я.

    LXXIX. Солнце и луна

    Нам не Юпитер отец, Сатурна мерзостный отпрыск,
    Коего, в песнях хваля, превозносят облыжно поэты,
    И не Латона на свет на Делосе нас породила.
    Вовсе не Цинтия я, да и брата не звать Аполлоном,
    Горнего нас породил верховный владыка Олимпа,
    Что восседает теперь на престоле небесной твердыни.
    Мы меж собою на равных правах мироздания делим,
    Правя теченьем ночей и движением дней управляя.

    Если бы брат и сестра вековым их не ведали ходом,
    Хаос покрыл бы, увы, непомерной все сущее тьмою
    И воцарился бы мрак Эреба кромешного в мире.

    ХС. Роженица близнецов

    Шесть очей у меня и слышу шестью я ушами,
    Пальцев десятью шесть на теле своем я имею;
    Если бы даже отнять из них четырежды десять,
    Все-таки вижу, что мне четырежды пять остается.

    XCVIL Ночь

    Черное тело мое — цветоносной земли порожденье,
    Плодного я ничего не рожаю утробой неплодной,
    Хоть и вещают певцы в стихах своих, будто бы мною
    Порождено Евменид преисподнее, мрачное племя.
    Вовсе мне не под стать воплощенье вещественных тварей,
    Только я тьмою своей объемлю все мирозданье.
    Вечно враждебно мне то, что всем на радость — сиянье
    Солнечных Феба лучей, озаряющих все поколенья.
    Злобным разбойникам я всегда пребываю любезна,
    Ибо стараюсь укрыть в своем их сумрачном лоне.
    Мне дорогую сестру воспел, как известно, Вергилий:
    "Всюду идя по земле, она голову в тучах скрывает.
    Чудище, страшное всем, у которого сколько всех перьев,
    Столько ж и бдительных глаз, а под ними (и вымолвить дивно)
    Столько же и языков; столько уст и ушей у ней столько ж.
    Ночью меж небом она и землею летает во мраке".

    XCIX. Верблюд

    Некогда консулом был я римским, воином конным,
    Законодателем встарь, когда управлял государством,
    Ныне же я на горбах тащу тяжелейшую ношу,
    И тяготит меня груз своей непомерной громадой.
    Я устрашаю теперь коней табуны рогоногих,
    И убегают они от четвероногого зверя,
    Только завидят мое непомерное, страшное тело.


    Источник: ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  IV-VII ВЕКОВ. Москва, Наследие, 1998. Ответственные редакторы:  С.С.Аверинцев и М.Л.Гаспаров.

    13.05.2017, 1528 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.