AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

Содержание

    Словесно–художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика.

    В 20 веке роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии, лингвистики, а также с категорией времени.

    Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания.

    Эпос – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некой целостности. Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных рода. В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц – их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя или поясняя, дополняя или корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Используют арсенал художественных средств. Включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии. Большое значение придается присутствию повествователя. Она запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир.

    Драма – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. В драме есть основной текст – цепь высказываний персонажей, их реплики и монологи, и побочный текст – афишка, характеристики, обозначение времени и места действия, описания обстановки, ремарки. Характеры раскрываются с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Создается иллюзия настоящего времени, которое протекает перед слушателями. Драма может быть для постановки и для чтения. Но чаще – для сцены.

    Лирика – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. На первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, внерациональные ощущения и устремления. Как правило, нет сюжета. Существует главным образом в малой форме. Виды лирики см. ниже. Много экспрессии.

    Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной.

    О понятии жанра

    Литературные жанры – группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, обладающие определенными признаками. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны.

    Жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.

    Слово «элегия» обозначает несколько жанровых образований. Элегии разных эпох культур обладают различными признаками.

    Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений:

    • - трагедия – констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально-смысловому настрою (пафосу)
    • - повесть - констатирует причастность произведений эпическому роду литературы и о среднем объеме текста
    • - сонет – лирический жанр, который характеризуется определенным объемом и специфической системой рифм (см. выше)
    • - сказка – указывает на повествовательность, на активность вымысла и присутствие фантастики

    Литературные жанры имеют свой строй, выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя».

    Виды лирики:

    • -          описательная
    • -          повествовательная
    • -          ролевая
    • -          медитативная

    Жанры бывают канонические и неканонические.

    Канонические:

    •        -  нормы и правила, обязательные для автора
    •        - создаются по образцу
    •        -  имеют определенные границы
    •        -  имеют определенную форму бытования

    Вид литературы – более мелкое и специфическое, чем жанр деление произведений.

    12.10.2016, 501 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.