AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции

Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции

Содержание

    Рама (рамка):

    1)подчёркивает особый статус произведения как эстетической реальности, противопоставленной реальности первичной (Ю. Лотман). Рама в литературе: одно из основных условий создания художественной иллюзии. Иногда – обнажение условности (введение в текст сведений о биографии автора, истории создания произведения, размышлений о персонаже). Автор – не только голос, но и лицо; функция посредника между героем и читателем.

    2) Компоненты рамы графически отделены от текста. Функция: установка на эстетическое восприятие текста:

    • а) заголовочный комплекс - имя/псевдоним автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие. Создаёт «горизонт ожидания»
    • б) авторские примечания, авторск. послесловие, внутренние заглавия (оглавление), обозначение времени и места создания произведения. Драма: + авторские ремарки, сценические указания (словесная декорация), список действующих лиц.

    Рамочный текст делится на внешний (относится ко всему произведению) и внутренний (оформление начала и конца частей, глав, песен). Например, произведениее может быть помещено в рубрике журнала («Проза», «Поэзия») или тематическом сборнике («Московские рассказы», «День поэзии»). Состав компонентов определяется жанром.

    Заглавие - смысловой код, доминанта смысла, «сильная позиция текста», «полюс автора». При отсутствии  - его функция переходит к первой строчке произведения.  Иногда произведение получает название от критиков, редакторов. Смена названий отражает творческий поиск автора (пример: Гончаров «Обрыв»: «Вера», «Художник»). Список действующих лиц. Кому принадлежат реплики. Отражение литературных конвенций, господствующих в момент написания (зап.евр. XV-XVIII вв: торжественные пышные посвящения, формальный этикетный характер; до XIX в – пространные предисловия, объяснение авторского замысла; романтические поэмы – эпиграфы – эмоц.функция). Примечания – объяснение реалий иноземного быта – подчёркнутая «экзотичность».

    В литературном процессе изменяются и функции, и компоненты. С усложнением принципов художественного мышления – функции приобретают эстетическую значимость. Участвуют в смыслообразовании. Образность (пример – «от издателя»  к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина»).

    Вневременная функция – структурообразующая. Характер завершенности, внутреннее и внешнее единство.

    Циклы: взаимосвязь частей (Достоевский «Белые ночи»: части – «Ночь 1», «Ночь 2» и т.д.), подчинение общему замыслу («Миргород» Гоголя, «Ямбы» Блока, Достоевский).

    Рамочные компоненты подчеркивают диалогичную природу произведения. Обращенность к читателю. Посвящение: снятие «отчужденности», клейма безличности. + контакты с другими произведениями àвтора -  эпиграфы, жанровые подзаголовки. Открытость границ текста. Соотнесенность с другими авторами, эпохами.

    Каждый рамочный компонент – «кирпичик», микротекст. Обладает собственной семантикой, образностью. В названии может быть вынесен тематический состав, проблемы, главный герой, сюжет, время и место действия, художественная деталь, эмоциональная оценка героя, жанр, особенности стиля, композиции, ведущий мотив («Лёгкое дыхание»).

    Двойные заглавия – сентиментальный роман XVIIIв. Сегодня может быть рекламой.

    Историческая поэтика:

    Античность –  техническая функция, обоначение.

    Средневековье – появление книгопечатания, усиление роли, стремление к максимальной подробности.

    Проза XX в – усложнение семантики. Аллюзии, символы, метафоры, цитаты.

    Заглавия могут быть хронотопические («Вск, 8 впр. 1928»), персонажны и заглавия-комментарии (эмоциональные).

    Имя автора. Комплекс культурно-исторических ассоциаций + фактор коммерческого успеха. Псевдоним – сознательно выбранная литературная маска. XIX-XXвв.- говорящие псевдонимы. Может быть одной из доминант творчества (Саша Черный), особенностью биографии (Максим Горький), чертой характера (Артём Весёлый).

    Подзаголовок.

    • - Дополнительные сведения.
    • - Основной носитель предметно-логической информации о тексте.
    • - Прогнозирующая функция.
    • - Жанрово-стилистические особенности произведения («Маскарад. Драма в 4 действиях, в стихах»).
    • - Может вводить рассказчика («Дом с мезонином. Рассказ художника»).

    Эпиграф

    Точная или изменённая цитата из другого текста. Появился в эпоху позднего Возрождения.

    Функции:

    • - Эмоциональная доминанта.
    • - Прогноз.
    • - Отсылка.
    • - Соотнесение с традицией.
    • - Посвящение – указание лица, которому предназначается.

    Возникли в античности. Предисловие – введение; изложение творческих принципов, могут быть манифесты школ, полемика с критикой.

    Пролог – краткое описание событий.

    Послесловие – заключительное слово автора. Не связано с сюжетом. Внехудожественные цели.

    Эпилог – как сложились судьбы героев в дальнейшем.

    Примечания – пояснения для лучшего понимания (в конце/параллельно/в виду сносок внизу).

    Прообраз – глоссы. 

    20.09.2016, 2154 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.