AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Литературный процесс в XX веке

Литературный процесс в XX веке

Содержание

    XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

    В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

    • • политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
    • • усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
    • • отрицание литературных традиций,
    • • интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
    • • слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
    • • стремление к жанру эссе.

    В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

    1. 1)1917—1945гг.
    2. 2) после 1945г.

    Особенности литературы 20 века:

    1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

    Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

    Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

    Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

    Особенностями этого направления являются:

    • • утверждение «чистого» немотивированного действия,
    • • утверждение индивидуализма,
    • • отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

    Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. 

    2.Неомифологизм - миф как авторитетный способ познания мира (сторона модернизма).

    У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.

    Неомифологизм имеет разные проявления. С одной стороны, это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

    3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке.

    Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

    4.Роман в 20 веке

    Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

    5.Весь литературный процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

    24.11.2016, 485 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.