AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Классические двух- и трехсложные размеры

Классические двух- и трехсложные размеры

Содержание

    Стихотворный размер — правило чередования слабых  и  сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведённое выше стихотворение Ломоносова написано четырёхстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:

    __ _́_ · __ _́_ · __ __ · __ _́_

    где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.

    Двусложные размеры

    Хорей — размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:

    Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_
    Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
    А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

    Хоре́й (др.-греч. χορεῖος — «плясовой», от χορεῖος πούς — хоровая стопа, размер) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

    Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный, с середины XIX века — пятистопный.

    Мнемоническая фраза

    Мчатся тучи, вьются тучи,
    На хорей они летят

    Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

    Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
    Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́
    А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

    Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предположительно от ἴαμβύκη, названия музыкального инструмента), 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении(например, русском) — безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

    Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, непристойными стихотворениями. Не исключено, что само имя Ямба — отзвук древнего слова с обесценным значением. 

    В античной поэзии наиболее распространённые виды ямбов — сенарий и триметр. Сенарий состоит из шести ямбических стоп. Триметр также состоит из шести ямбических стоп, сгруппированных попарно (такие сдвоенные ямбические стопы именовались диподиями). В античных ямбах два лёгких слога могли подменяться одним тяжёлым и, наоборот, тяжёлый слог мог подменяться двумя лёгкими. Из этой предпосылки в реальной практике рождалось невероятное разнообразие ямбической поэзии. Ямбические стихи более всех прочих походили на обычную речь и потому использовались (преимущественно) не в эпических жанрах, а в лирике и драме (в баснях, в трагедиях и комедиях).

    Основные размеры в русском стихосложении — четырёхстопный (лирика, эпос); пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.); шестистопный (поэма и драма XVIII в.); вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.).

    Пиррихий - в греческом стихосложении представлял собою стопу, состоящую из двух кратких слогов U U. Иррациональным пиррихием называлась такая стопа, в которой один из слогов имел большую долготу, которая не могла быть выражена целой морой, чем другой (позднее, может быть, и зачатки ударности). Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах, либо в случае стяжения.

    В русском стиховедении при помощи пиррихия пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы (ипостас, например, В. Брюсова), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп отпадает и понятие пиррихий для русского стиха.

    Спондей -  в квантитативной  классической  метрике  стопа, состоящая в из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.

    Пример

    Швед, русский — колет, рубит, режет.
    Бой барабанный, клики, скрежет,
    Гром пушек, топот, ржанье, стон,
     И  смерть,  и  ад со всех сторон.
    (А. С. Пушкин)

    Трехсложные   размеры 

    Дактиль - трёхдольный размер античной метрики из одного долгого  и   двух  следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

    Примеры:

    Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
    М. Ю. Лермонтов
    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая
    Мнемоническая фраза для запоминания размера.

    Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх-  и  трёхстопный (с XIX века).

    Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

    Популярная в 1920-е годы «рабочая теория происхождения ритма» связывала дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота.

    Амфибра́хий  — стихотворный  размер  (метр), образуемый  трёхсложными  стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

    Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
    Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
    Моро́з-воево́да дозо́ром
    Обхо́дит владе́нья свои́.
    (Н. А. Некрасов)

    Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (началоXIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

             Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

             Бое́ц, не люби́вший поко́я.

                      (Н. А. Некрасов)

    Мнемоническая фраза

    В глубо́кой тесни́не Дарья́ла, где жи́л Амфибра́хий седо́й

    Следующее двустишие Григория Кружкова также может играть роль мнемонической фразы:

    Ана́пест, ана́пест, ана́пест -
    Вот та́к амфибра́хий звучи́т.

    Ана́пест  —  трёхсложный  стихотворный  размер .

    В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из  двух  кратких  и  одного долгого слога.

    В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

    Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

    О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
    Без конца́ и без кра́ю мечта́!
    Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
    И приве́тствую зво́ном щита́!

    Пример (также А. Блок):

    Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
    Рокова́я о ги́бели ве́сть.
    Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
    Поруга́ние сча́стия е́сть.

    Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

    Мнемоническая фраза

    Не броди́л с кистенём я в дремучем лесу́,
    я ана́пест с собо́ю носи́л.

    Трибрахий - название стопы в античной метрике. Трибрахий состоит из трех кратких слогов (UUU) и произноситсяв три единицы времени. В восходящем размере трибрахий получается в результате распущения долгого слога вямбе (U—`) на два кратких и поэтому имеет ритмическое ударение на втором кратком (UuU). В нисходящемразмере, образуясь путем распущения долгого слога в трохее (—`U) на два кратких, Т. имеет ритмическое ударение на первом кратком (uUU). Т. встречается в античной лирике и драме.

    Тревол | ненья мир | ского да | лекая, | /
    С незем | ным выра | женьем в о | чах / / | /
    Русо | кудрая, | голубо | окая, | /
    С тихой | грустью на | бледных ус | тах. / / | /
    (Н. Некрасов)
    После | угомо | нившейся | вьюги / | /
    Насту | пает в о | круге по | кой. / / | /
    Я при | слушива | юсь на до | суге / | /
    К голо | сам детво | ры за ре | кой. / / | /
    (Б. Пастернак)

    Бакхий (греч. βακχεῖος) — название редкой стопы в античном стихосложении, её форму образуют краткий слог и два долгих слога с ударением на первом долгом (U —́ —). Бакхий употреблялся в гимнах в честь бога Вакха, а также латинскими поэтами.  Стопа, противоположная антибакхию и состоящая из первого неударного и двух последующих ударных слогов. Бакхий, который в русском языке, подобно антибакхию, может образоваться лишь из  двух  слов, является одной из ипостас анапеста (см. «Науку о стихе» Брюсова).

    В русской метрике бакхий не употребителен, но некоторые теоретики стиха считают возможным называть бакхием амфибрахическую стопу с дополнительным акцентом ⌣⌣́⌣́; например:
    В глаза´х ве´р | но, сват, у | тебя по | темнело.
    ... Хвати´л о´ | земь шапку, | подперся | в бока...
    ...«Нучто´бра´т? | успели | ли с медом | убраться?»

    Антибакхий —  трехсложная  стопа античной метрики, длительностью в пять мор, состоящая из  двух  долгих  и  одного краткого на конце слога: «- - U».

    В русском языке, где каждое слово несет лишь одно явственное ударение, такая стопа может образоваться из  двух  слов  и  служит ипостасой амфибрахия. Интересный случай антибакхической звучалности имеем мы в Лермонтовском « И  скучно,  и  грустно» в стихе «Что страсти? ведь рано иль поздно их сладкий недуг…». Строго говоря, чистых антибакхиев вроде отмеченного Брюсовым из того же стихотворения: «В себя ли заглянешь, — там прошлого нет  и  следа» (антибакхий — «там прошлого») здесь нет.

    Амфима́кр (греч. ἀμφίμακρος — обоюдно-долгий), иначе кретик (греч. κρητικος — критская стопа) — античнаяквантитативная  трехсложная  стопа (—U—), обратная амфибрахию (U—U).

    В ранней русской стиховедческой терминологии (например, у Георгия Шенгели) амфимакром называлась стопадактиля или анапеста со сверхсхемным несмежным ударением (то есть падающим на первый слог стопы анапеста или на третий слог стопы дактиля):

    Там, в ночной завывающей стуже...

    Александр Блок

    — стих трёхстопного анапеста с амфимакром в первой стопе.

    Гекза́метр, гексаметр, устар. ексаметр, ексаметрон, эксаметр, дактило-хореический размер, шестеромерный стих (др.-греч. ἑξάμετρον, от ἕξ — «шесть» и μέτρον — «мера») — в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании — стих из пятидактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

    Античный «героический» гекзаметр возник в Древней Греции не позднее VIII века до н. э. (возможно, уже вмикенскую эпоху) и является древнейшим квантитативным размером. Гипотезы о заимствованном характере гекзаметра исследователями рассматриваются давно; по одному из мнений, гекзаметр возник под влиянием метрики хурритских и хеттских поэм, хотя наличие долгот в хеттском языке остаётся предметом дискуссии.

    Первые гекзаметрические сочинения не записывались; это были устные произведения, передаваемые, в частности, бродячими аэдами. Такой нерифмованный гекзаметр представлял собой превосходноемнемоническое устройство. Впоследствии гекзаметр считался изобретением Аполлона или Орфея; легенда также приписывает введение гекзаметра некой Фемоное, дочери Аполлона, первой дельфийской пифии. Изначально гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом; гекзаметром, в частности, произносились ответы оракулов, пелись религиозные гимны. Гекзаметр произносился нараспев, под аккомпанемент форминги.

    Античный героический гекзаметр — шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп. Арсис, сильное место стопы, заполняется одновариантно — только долгий слог; тезис, слабое место — двухвариантно: либо долгий, либо два коротких, с соблюдением таким образом принципа квантитативности (равной количественности). Последний слог, по правилу окончания строки, произволен и служит знаком окончания стиха. Общая схема гекзаметра:

    —́UU | —́UU | —́ UU | —́UU | —́UU | —́X

    Из этой схемы видно, что с регулярным замещением (дактиля —́UU на спондей —́—) существуют 32 возможные реализации гекзаметрического стиха, начиная с полной 17-сложной:

    —́UU | —́UU | —́ UU | —́UU | —́UU | —́X
    Quādrupedānte putrēm sonitū quatit ūngula cāmpūm…
    (Vergilius, Aen. VIII, 596)

    и заканчивая 12-сложной:

    —́— | —́— | —́— | —́— | —́— | —́X
    Ψυχὴν κικλήσκων Πατροκλῆος δειλοῖο...
    (Homerus, Il. XXIII, 221)
    Ōllī rēspōndīt rēx Ālbāī Lōngāī…
    (Ennius, Ann. I, 31)

    Спондеями регулярно подменяются дактили первых четырёх стоп; когда спондеем подменяется пятая стопа, такой гекзаметр называется «спондеическим». Спондеический гекзаметр встречается редко; в пятой стопе почти всегда предпочитается строгий дактиль, который является здесь маркером окончания стиха на следующей стопе:

    —́— | —́— | —́— | —́— | —́UU | —́X
    Spārsīs hāstīs lōngīs cāmpūs splēndet et hōrrēt…

    При чтении гекзаметра в определенных местах стиха делаются паузы — цезуры и диерезы. Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. Например, в силлабо-метрических размерах (которые были песенными, с нефиксированным «плавающим» ритмом) наличие паузы некритично для восприятия стиха. В метрических размерах (которые были речитативными, с фиксированным постоянным ритмом) цезура, без которой слух не охватывает длинной моноритмичной строки, необходима.

    На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой.

    Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трехморных (трехдольных) фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:

    1. если первое полустишие начинается с сильного места, второе полустишие должно обязательно начинаться со слабого, и наоборот;
    2. на тех околопаузных местах, где словораздел мог бы показаться окончанием стиха, на словораздел налагался запрет (т. н. зевгма).

    Ди́стих — строфа, состоящая из двух строк.

    Обычно имеется в виду элеги́ческий ди́стих (греч. δίστιχον έλεγειακόν «элегическое двустишие») — строфа, состоящая из двух нерифмованных строк (двустишие): первой — гекзаметра, второй — пентаметра. Например:

    Бьёт в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана,
    Чтобы в пентаметре вновь мерно-певуче упасть.
    пример, приводимый в Литературной Энциклопедии 1929-1939 гг.

    Дистих возник и особенно культивировался в античном стихосложении. Элегическим он назван потому, что в такой форме воплощались глубокие житейские и философские наблюдения, вызывающие размышления и им обычно писались элегии.

    Дистих мог существовать и отдельно (афоризмы, изречения, эпиграммы и т. п.). Из античной поэзии дистих усваивается учёной латинской поэзией раннего Средневековья и Ренессанса.

    Как подражание античному миру дистих возрождается в силлабо-тонических метриках неоклассицизма. В немецкой поэзии известны «Ксении» Гёте иШиллера — более шестисот дистихов эпиграмм; среди российских поэтов дистихи писали: Пушкин, Дельвиг, в недавнее время — Брюсов.

    Вольный ямб в большинстве своём предполагает стихи, состоящие из строк, которые часто никак не организованы и кол-во стоп в них может колебаться значительно и бессистемно. Как пример, схема басни Крылова "Моська и слон": 4-3-6-5-6-6-4-4-4-6-6-1-6-4-5-3-5-4-4-3.

    Разностопный ямб отличается от вольного ямба более чёткой и предсказуемой организацией строк с различным количеством стоп. Кроме того, в разностопном ямбе строки состоят, как правило, из двух или максимум трёх вариантов кол-ва стоп (например, схемы: 4-3-4-3 или 5-6-6-4 и т.п.). 

    До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

    "Дней (0) бык (0) пег,
    Медленна (2) лет (1) арба,
    Наш (0) бог (0) бег,
    Сердце (1) наш (2) барабан."
    Владимир Маяковский

    Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными  и  т. д.

    В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4  и  более — об акцентном стихе.

    В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой. По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который — за вычетом музыкальной его стороны — в основном подходит под формулу тактовика, а многие строки укладываются в ритм дольника (именно от народного стиха аргументировал  и  теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812)  и  практически («Реки», перев. из Конфуция  и  др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к дольнику  и   трёхсложные  размеры  силлабо-тонического стихосложения, в которых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к дольнику (напр. русский гекзаметр).

    В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века (см. главы о дольнике во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184  и  следующие).

    Термин «дольник» ввели в начале 1920-х В. Я. Брюсов и Г. А. Шенгели, но применительно к тому, что известно сейчас как акцентный стих. Первоначально дольник назывался в русском стиховедении паузник (термин, впервые отмеченный у С. П. Боброва), однако начиная с работ В. М. Жирмунского термины «дольник» и «паузник» используются как равнозначные.

    Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно, например (Маяковский — образец дольника):

    Дне́й бы́к пе́г,
    Ме́дленна ле́т арба́,
    На́ш бо́г бе́г,
    Се́рдце — на́ш бараба́н.

    Примером тонического стиха являются былины.

    Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным (или, в древней германской и кельтской поэзии — аллитерационным); без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.

    Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха, в основном в форме тактовика, является рэп.

    Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина, Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. Во второй половине XX-го века акцентный стих нередок у Евгения Рейна,Иосифа Бродского.

    Тактови́к — русский стихотворный тонический размер, с интервалом между ударениями (иктами) переменной величины — от одного до трёх слогов (в отличие от дольника, где слабый интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен). В стихотворении, написанном тактовиком, допустимы строки дольника и правильных силлабо-тонических размеров. С учётом генезиса тактовика в русской народной поэзии широко употребителен термин «народный тактовик».

    Термин «тактовик» введён стиховедом А. П. Квятковским в 1928 г. в связи с его представлением о строке как о «тактометрическом периоде» с константным количеством долей, так называемым «контрольным рядом». Озвученные (текст) или подразумеваемые (паузы) доли такого периода, собранные в стопу (в терминологии Квятковского — «крату», в одном из значений) и образовывали «такт». Количество ритмических модификаций краты (количество пауз в «контрольном периоде» и разная длительность слогов) могло быть любым.

    Там солдаты в шёлковых кафта́нах,
    И только что пьют да гуляют:
    Скоро там ты́ разбогате́ешь
    И воротишься в ши́том долима́не
    С кинжа́лом на сере́бряной цепо́чке».

    (Пушкин, «Влах в Венеции»)

    Верли́бр, или свободный стих(фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.

    Вопреки распространённому мнению, свободное стихосложение не является новейшим изобретением, имея, наравне с рифмометрическим, корни в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях, хотя и не является прямым продолжением дописьменных традиций. Тем не менее, для многих национальных стихотворных традиций верлибр стал основным способом выражения поэтического авангарда. Современный верлибр многим обязан поэтам XIX века: Фридриху Гёльдерлину, Уолту Уитмену, Стивену Крейну, Артюру Рембо, Жюлю Лафоргу и др. В начале XX века он был избран в качестве основного метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма. Первым термин «верлибр» использовал Ричард Олдингтон в предисловии к антологии имажизма.

    Свободный стих как таковой был впервые упомянут в русских литературных источниках в 18 веке Антиохом Кантемиром в его "Письме к приятелю о сложении стихов русских", где также были заложены основы теоретического анализа свободного стиха и возможностей его адаптации в русской поэзии. Однако занял место в русской поэзии он лишь в начале 20 века, когда со свободным стихом экспериментировали поэты Михаил Кузмин, Сергей Нельдихен и др.

    В 1991 году решением президента «Ассоциации русского верлибра» (распавшейся в 1995 году) Карена Джангирова день 22 марта объявлен Днем Верлибра.

    Молодые девушки похожи лицом
    на небо,
    на ветер,
    на облака.
    Потом из них получаются
    верные жены,
    лица которых похожи
    на дома,
    на мебель,
    на хозяйственные сумки.
    Но их дочери
    вновь похожи лицом
    на небо, ветер
    и весенние ручейки.

    Арво Метс

    Статические методы изучения стиха

    Проще почитать вот тут.

    Ну для очень интересующихся - еще вот тут.

    Для фанатов изучения стихосложения есть вот такое:

    В.Б. Семёнов СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РУССКОМ СТИХОВЕДЕНИИ ХХ ВЕКА: АНДРЕЙ БЕЛЫЙ И А.Н. КОЛМОГОРОВ

    12.03.2016, 1722 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.