AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Гипербола и литота: их художественные функции. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/giperbola-i-litota-ix-xudozhestvennye-funkczii/ (дата обращения: 29.03.2024)

Гипербола и литота: их художественные функции

Гипербола и литота: их художественные функции

Содержание

    Термин «гипербола» можно понимать в широком и узком смысле. В самом широком – основное свойство искусства, заключающееся в творческой типизации характерных явлений жизни, благодаря которой их характерность получает в художественных образах гораздо более отчетливое, сгущенное, законченное выражение, чем в явлениях реальной жизни (это для тех, кто любит мыслить масштабно по юности лет и горячности головы).

    Если понимать уже – это один из видов словесно-предметной выразительности, заключающейся в том, что характерные явления жизни сильно преувеличиваются в образах искусства в своих внешних размерах, действенности и результативности (это то, с чем придется смириться всем).

    Наконец, существуют и собственно словесные гиперболы, обычно создающиеся с помощью метафор и сравнений.

    Теперь, когда мы все окончательно запутались, можно и к делу перейти.

    Синкретическое устное творчество имело в своем фантастическом содержании, наряду с олицетворениями, и другую сторону, вытекавшую из стихийного преувеличения явлений жизни в коллективном сознании общества. Гиперболизация жизни природы была существенной стороной первобытного мировоззрения, а отсюда и творчества. В героическом народном эпосе сильная гиперболизация боевых действий богатырей выражает возвышенно – эмоциональное утверждение их национального значения. Например, в русской былине «Добрыня и Василий Каземирович» так изображается столкновение Добрыни с татарами:

    Стоят татаровья престрашные,

    Престрашные татаровья, преужасные:

    Во плечах у них так велика сажень,

    Между глазами велика пядень,

    На плечах головушки, как пивной котел.

    (Ну не красавцы ли?)

    Начиная с эпохи Возрождения гипербола превратилась в средство выражения собственно художественного содержания. С особенной силой она стала применяться как прием творческой типизации комических характеров в их юмористическом и сатирическом осмыслении.

    Гипербола встречается и в произведениях с романтическим пафосом.

    Пример не из былин, а к нам по времени поближе:

    Исколесишь сто лестниц.

    Свет не мил.

    Опять:

    «Через час велели прийти вам.

    Заседают:

    Покупка склянки чернил

    Губкооперативом».

    (Вл. Маяковский «Прозаседавшиеся»)

    Гм, ну литота это гипербола наоборот – сознательное преуменьшение с целью создания определенного образа:

    Страна была до того малюсенькой,

    Что весь ее общественный транспорт состоял из автобуса без мотора.

    (Р. Рождественский «Сказка с несказочным концом») 

    10.10.2016, 6110 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.